Введение 5
1 Организация учебного занятия теоретического обучения по
подготовке по рабочей программе 8
1.1 Формы организаций теоретического обучения 8
1.2 Современные средства и методы обучения, используемые при
проведении теоретического занятия 12
2 Анализ научно - нормативной документации подготовки по
специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство» 17
2.1 Федеральный Государственный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство» 17
2.2 Анализ учебного плана по специальности 43.02.02.
«Парикмахерское искусство» 22
2.3 Анализ содержания рабочей программы профессионального
модуля 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» 26
3 Разработка учебно-методического сопровождения проведения
междисциплинарного курса 04.01 «Стилистика, моделирование и художественное оформление прически» 29
3.1 Структурирование и подбор учебной информации
междисциплинарного курса 04.01 «Стилистика, моделирование и художественное оформление прически» 29
3.2 Разработка плана конспекта по теме 1.2 «Дизайн и мода» 36
3.3 Разработка средств обучения для междисциплинарного курса
04.01 «Стилистика, моделирование и художественное оформление прически» раздел 1 Дизайн и стилистика. Композиционное формообразование 39
3.4 Внедрение фрагмента учебно - методического обеспечения для профессионального модуля 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» по специальности 43.02.02
«Парикмахерское искусство» в учебный процесс 42
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А - Лист - задания на выпускную квалификационную работу 51
Приложение Б - Результаты освоения профессионального модуля 53
Приложение В - План - конспект по теме 1.2 «Дизайн и мода» 53
Приложение Г - Примеры наглядного материала для раздела 1 «Дизайн и стилистика. Композиционное формообразование» 64
Приложение Д - Тестовый материал по разделу 1 «Дизайн и стилистика. Композиционное формообразование» 64
Приложение Ж - Лекция на тему 1.1 «Основы дизайна причесок и стрижек. Дизайн и стилистика» 68
Приложение И - Лекция на тему 1.3 «Стиль и стилизация в дизайне» 72
Приложение К - Лекция на тему 1.4 «Композиционное формообразование» 76
Приложение Л - Лекция на тему 1.5 «Методы проектирования» 80
Современному обществу нужны образованные, квалифицированные специалисты, готовые к принятию конструктивных решений, и в то же время обладающие развитым чувством ответственности.
Следовательно, возникает потребность в квалифицированном педагоге, способным создать грамотное занятие для подготовки обучающихся, удовлетворяющие высоким требованиям, которые к нему предъявляет учебная организация и современное общество. Для этого педагог обязан владеть умениями научно-методической работы, обеспечивающими создание качественного учебно-методического обеспечения. Поэтому особую значимость и актуальность в системе профессионального образования приобрела проблема методов и средств обучения способствующих, прежде всего профессиональному развитию обучающегося.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью использования нового, современного теоретического материала, которые влияют на улучшение качества образования и повышают эффективность учебного процесса за счет индивидуализации, контролируют внимательность, мысленную деятельность обучающихся в рамках программ среднего профессионального образования по специальность 43.02.02. «Парикмахерское искусство», по междисциплинарному курсу «Стилистика, моделирование и художественное оформление прически».
На сегодняшний день, методический комплекс профессионального модуля 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» по специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство» требуют постоянного обновления теоретического и визуального материала с учетом постоянного обновления модных тенденций в парикмахерском искусстве.
Особенностью данной выпускной квалификационной работы является, разработка фрагмента учебно - методического сопровождения
для профессионального модуля 04«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» в котором, учтены все новые модные тренды и инновационные разработки индустрии красоты и стилистики.
Как результат, практическая разработка данной выпускной квалификационной работы будет способствовать формированию профессиональных компетенций, с учетом постоянно изменяющихся модных тенденций в парикмахерской искусстве.
Темой выпускной квалификационной работы является "Разработка учебно-методического сопровождения междисциплинарного курса 04.01. «Стилистика, моделирование и художественное оформление прически» по специальности «Парикмахерское искусство»".
Объект исследования- современные методы и средства, применяемые в учебном процессе среднего профессионального образования.
Предмет исследования - требования к формированию учебно- методического сопровождения междисциплинарного курса 04.01. «Стилистика, моделирование и художественное оформление прически» по специальности «Парикмахерское искусство»"
Учебно-методическое обеспечение - это совокупность учебно-программной и учебно- методической документации, которая способствует четкой организации преподавания изучаемого предмета и успешному усвоению образовательного материала студентами[11].
Основными целями и задачами учебно-методического обеспечения являются оказание помощи студенту в самостоятельном изучении теоретического материала; контроль знаний студента (самоконтроль, текущий контроль и промежуточная аттестация); методическое сопровождение организации всех видов занятий, практик. Использование опорных конспектов, тестовых заданий, схем, проблемно-ситуационных задач, логико-дидактических структур улучшает организацию работы студентов на учебном занятии и позволяет преподавателю решать поставленные педагогические задачи и использовать разнообразные методы для активизации учебного процесса[11].
Целью данного исследования является разработка фрагмента учебно-методического сопровождения профессионального модуля 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» по разделу 1« Дизайн и стилистика. Композиционное формообразование».
Для достижения цели нужно решить ряд задач:
- изучить нормативные документы и требования к разработке теоретического занятия;
- определить современные методы и средства обучения проведения теоретического занятия;
- разработать лекции по темам раздела 1 «Дизайн и стилистика. Композиционное формообразование»;
- разработать средства обучения для раздела 1 «Дизайн и стилистика. Композиционное формообразование».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: систематизация полученных результатов, классификация предметов исследования, моделирование педагогического процесса, обобщение полученных результатов.
Гипотеза предполагает, что если изучить нормативные документы Ф государственный стандарт специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство», учебный план, рабочую программу междисциплинарного курса 04.01. «Стилистика, моделирование и художественное оформление прически», то возможно разработать учебно-методического сопровождения раздела 1 «Дизайн и стилистика. Композиционное формообразование» для междисциплинарного курса 04.01. «Стилистика, моделирование и художественное оформление прически».
В соответствии с поставленной целью исследования в процессе опытно-экспериментальной работы были решены следующие задачи.
Первая задача выпускной квалификационной работы заключалась в необходимости изучения нормативных документов и требований к разработке теоретического занятия. К основным требованиям к теоретическому занятию можно отнести то, что оно должно проводиться согласно четко разработанному рабочему плану. Изложение учебного материала проводится при помощи объяснительно-иллюстративного метода. Любое учебное занятие является частью курса, раздела и подчиняется особой логике. В процессе учебного занятия проводится систематический контроль над качеством усвоения знаний и умений обучающихся.
Вторая задача выпускной квалификационной работы - это определение современных методов и средств обучения и проведения теоретического занятия. В настоящее время существует множество различных классификаций методов обучения. По одной из квалификаций к данным методам можно отнести - слово, наглядность и практику (согласно Е.И. Перовскому). Сочетание данных методов оказывает большое влияние на развитие и становление личности будущего специалиста.
Третья задача выпускной квалификационной работы состояла в необходимости разработки лекций по темам раздела «Дизайн и стилистика. Композиционное формообразование». В ходе практической работы было разработано пять лекций по разделу 1 междисциплинарного курса 04.01 «Стилистика, моделирование и художественное оформление прически». Подробное содержание учебного материала представлено в приложении настоящей работы. В процессе создания учебного материала были учтены основные требования к созданию дидактического материала, а также эффективность сочетания различных методов обучения.
Четвертой задачей выпускной квалификационной работы было создание средств контроля в виде теста. В рамках данной задачи было разработано два средства контроля: промежуточный и итоговый тест. Применение данных тестов в процессе апробации показало хорошую эффективность. Также созданные тестирование обеспечило «контроль» усвоения знаний обучающимися.
Подводя итог, стоит отметить, что использование разработанных дидактических материалов имеет особое значение для формирования знаний, умений и навыков у обучающихся по специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство» на этапе подготовки специалистов. Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Беспаловой Т.И. Основы художественного проектирования прически[Текст]/ Т.И. Беспаловой. - Москва: Вече, 2011. -176 с.
2. ГолантЕ. Я. Методы обучения в советской школе [Текст]/Е. Я. Голант - Москва: Академия, 1957.- 365 с.
3. Дубенский Ю.П. Педагогика: курс лекций [Текст]/ Ю.П. Дубенский-Омск: ОмГУ, 2014. -307 с.
4. Индустрия волос. В т 2. Т1. Основы постижёрного мастерства: учебник для техникумов. - Москва: Феникс, 2011. - 134 с.
5. Кирсанов А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении [Текст]/ А.А. Кирсанов. -Казань: Таткнигоиздат,1988. -93 с.
6. Константинов А. В. Основы постижёрного дела. [Текст]/ А. В. Константинов. - Москва: Лёгкая индустрия, 1982. - 105 с.
7. Корнеев В.Д. Моделирование и художественное оформление причёски [Текст]/ В.Д. Корнеев. - Москва: Лёгкая промышленность и бытовое обслуживание, 1989. - 155 с.
8. Кулешкова О.Н. Основы дизайна прически [Текст]/
О. Н. Кулешова. - Москва: Академия, 2014. - 192с.
9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст]/ И. Я. Лернер. - Москва: Академия. 2015. - 185 с.
10. Панченко О. А. Стрижка. Моделирование. Прическа [Текст]/ О.А. Панченко. - Санкт-Петербург: Паритет. 1999. - 192 с.
11. Педагогика: учебное пособие [Текст]/Под.ред.
П. И. Пидкасистого - Москва: Педагогическое общество России, 2016.-219 с.
12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов -100 ответов: учебное пособие для вузов [Текст]/ И. П. Подласый - Москва: ВЛАДОС-пресс, 2016. - 365 с.
13. Полат Е.С. Новые педагогические технологии: пособие для учителей [Текст]/ Е.С. Полат.-Москва: Академия, 2015. - 125 с.
14. Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 N 466 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство" [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3181/6854b4875aa496043c824c59cae09d9308e8222b (дата обращения: 13.02.2019).
15. Рабочая программа профессионального модуля пм.04 выполнение работ по профессии парикмахер [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа:https://www.tyuiu.ru/media/files/learnprograms/2014_12/programm.pdf (дата обращения: 13.02.2019).
16. Современные средства обучения [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.edufacts.ru(дата обращения: 05.03.2019).
17. Сыромятникова И.С. - История причёски [Текст]/ И. С. Сыромятникова. - Москва:Рипол Классик, 2008. - 134 с.
18. Теоретическое обучение [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа:http://didacts.ru(дата обращения: 15.03.2019).
19. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст]/ И.Э. Унт. - Москва: Педагогика,1990.- 192 с.
20. Филинова О.Е. Информационные технологии в рекламе: учебное пособие для СПО. - Москва: КУДИЦ - ОБРАЗ, 2006. - 240с.
21. Харламов И. Ф. Педагогика: учебник.: Университетское, 2000г - 300с.
22. Черниченко Т.А. Моделирование причёсок и декоративная косметика: учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений [Текст]/Т.А. Черниченко, И.Ю. Плотникова. - Москва: Академия, 2011. - 86 с.
23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989. - 277 с.