Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №14505

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1059
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретическое основы изучения проблемы тревожности 6
1.1 Проблема тревожности личности в отечественной и зарубежной
психологии 6
1.2 Особенности проявления тревожности в младшем школьном
возрасте 19
1.3 Роль учебной мотивации младших школьников в проявлении
тревожности 25
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение тревожности у младших школьников с
разной учебной мотивацией 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Результаты и их обсуждение 35
2.2 Рекомендации педагогам и родителям по профилактике школьной
тревожности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 55


Актуальность проблемы исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социологических потребностей. Министерство Образования РФ отмечает, что увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно - психической системе. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности, может спровоцировать появление страха «быть не тем», тревожности, что делает изучение данной темы интересной и актуальной. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надежных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.
В «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. По мнению Румянцевой П.В. - тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику [8; с. 122]. Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности ребенка, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы, происходят перестановки в мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности оказывается значимым, ценным. Поэтому проблема мотивации учебной деятельности школьников, в настоящее время, по-прежнему остается актуальной.
Проблема исследования: каковы особенности тревожности детей младшего школьного возраста с разной учебной мотивацией?
Цель исследования: выявление особенностей тревожности детей младшего школьного возраста с разной учебной мотивацией.
Объект исследования: тревожность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности тревожности детей младшего школьного возраста с разной учебной мотивацией.
Гипотеза исследования: тревожность младших школьников с разной мотивацией учебной деятельности различается, а именно: для учащихся с высоким уровнем учебной мотивации характерен средний уровень школьной тревожности, а для учащихся с низкой учебной мотивацией характерны низкий и высокий уровни школьной тревожности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить уровни тревожности у младших школьников.
3. Изучить особенности тревожности младших школьников с разным уровнем мотивации учебной деятельности.
4. Составить рекомендации педагогам и родителям по профилактике школьной тревожности.
Теоретико-методологические основы исследования: труды, концепции, теории известных авторов Прихожан А.М., Петровского А.В., Роджерса К., Немова Р.С., Славиной Л.С., Рогова Е.И., Степанова С.С., Марковой А.К., посвященные проблеме тревожности личности и мотивации учения младших школьников.
Методы исследования: организационный (сравнительный),
эмпирический (опрос), интерпретационный (структурный), метод статистической обработки результатов исследования (ранговый Н-критерий Крускала-Уоллиса, корреляционный анализ взаимосвязи Пирсона).
Методики исследования:
1) Методика диагностики уровня школьной тревожности (Б.Н. Филлипс).
2) Методика определения школьной мотивации (А.Г. Лусканова)
Выборка и база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 20 г. Белгорода». В исследовании участвовали ученики 4-х классов в количестве 70-ти человек, возраст 10-11 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (24), приложения (2); объём работы составляет 54 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с поставленной целью в данном исследовании были решены следующие задачи:
1) выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме;
2) исследованы особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста;
3) проанализированы особенности школьной тревожности младших школьников с разной учебной мотивацией;
4) составлены рекомендации педагогам и родителям по профилактике школьной тревожности.
В понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода - понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакции на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни. В отечественной психологии большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать ее дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики:
- понятие тревожности как эмоционального состояния и как устойчивого свойства черты личности или темперамента;
- понятие тревожности как многозначного психологического термина, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека.
Были выявлены особенности проявления и причины возникновения школьной тревожности:
1. неготовность ребенка к школьному обучению в эмоциональном плане;
2. неготовность ребенка к школе в интеллектуальном плане;
3. частые переходы в другие учебные заведения, частая смена учителя;
4. Противоречивые, либо завышенные требования, предъявляемые родителями и школой;
5. Неуверенность и нерешительность ребенка в себе.
В результате проведенного эмпирического исследования нами была установлена взаимосвязь между школьной тревожностью и мотивацией учебной деятельности у младших школьников. Эмпирические данные подтверждены методом математического анализа (корреляционный анализ Пирсона, статистический Н-критерий Крускала-Уоллиса).
Заявленная в данной работе гипотеза - уровень тревожности младших школьников зависит от уровня мотивации учебной деятельности, а именно, для учащихся с высоким уровнем учебной мотивации характерен средний уровень школьной тревожности, а для учащихся с низкой учебной мотивацией характерны низкий и высокий уровни школьной тревожности - в результате проведенного экспериментального исследования подтвердилась.



1. Алхазишвили, А.А. Исследование уровня тревожности в экспериментальном и обычном классах. В сб.: Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения [Текст] /Алхазишвили А. А., Имедадзе - Тбилиси, 1969 - 483с.
2. Аракелов, Н.Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции [Текст] / Аракелов Н.Е., Шишкова Н. Вестник МУ, сер. Психология. №
1. 1998 - 374 с.
3. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. Психологический журнал. №2 [Текст] / Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е.,
2002 - 538 с.
4. Битякова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / Битякова М.Р. - М.: Совершенство, 1997 - 298 с.
5. Имедадзе, И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [Текст] / Имедадзе И.В. - Тбилиси, 2003 - 498 с.
6. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Кочубей Б.И., Новикова Е.В. - М., 1998 - 611 с.
7. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст] / Мерлин В.С. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 - 355 с.
8. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / Микляева А.В., Румянцева П.В. -Речь. СПб., 2004 - 248 с.
9. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Книга 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика [Текст] / Немов Р.С. - М., 2000 - 654 с.
1 0.Немов, Р.С. Психология: Психология образования. Кн. 2. [Текст] / Немов Р.С. - М.: Владос, 1994 - 446 с.
1 1.Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе[Текст] / Овчарова Р.В. ТЦ, Сфера. М., 2001 - 278 с.
12. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / Петровский А.В. -М.,2003 - 266 с.
13. Прихожан, A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе
[Текст] / Прихожан A.M. -М.,2001 - 231 с.
14. Прихожан, А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Личностный аспект: Дис. д-ра психол. Наук [Текст] /
Прихожан А.М. - М., 1996 - 174 с.
15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Учебное пособие [Текст] / Рогов Е.И.- М.: ВЛАДОС, 1996 - 710 с.
16. Роджерс, К.К. Наука о личности. История зарубежной психологии [Текст] / Роджерс К.К. - М.,2001 - 555 с.
17. Романин, А.Н. Практическая психология и психотерапия [Текст] / Романин А.Н. - М.: Кнорус, 2011 - 510 с.
1 8.Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением [Текст] / Славина Л.С.
- М.,2003 - 441 с.
19. Степанов, С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям [Текст] / Степанов С. С. - М. 1995 - 347с.
20. Суворова, В.В. Психофизиология стресса [Текст] / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1975 - 296 с.
21. Фрейд, 3. Психология бессознательного [Текст] / Фрейд 3. - М., 2002 - 566 с.
22. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Фромм Э.
- М., 2001 - 477 с.
23. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] / Хорни К. -
М.,2000 - 730 с.
24.Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / Чистякова М.И. - М., 2005


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ