ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретическое основы изучения проблемы тревожности 6
1.1 Проблема тревожности личности в отечественной и зарубежной
психологии 6
1.2 Особенности проявления тревожности в младшем школьном
возрасте 19
1.3 Роль учебной мотивации младших школьников в проявлении
тревожности 25
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение тревожности у младших школьников с
разной учебной мотивацией 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Результаты и их обсуждение 35
2.2 Рекомендации педагогам и родителям по профилактике школьной
тревожности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
ГЛАВА I. Теоретическое основы изучения проблемы тревожности 6
1.1 Проблема тревожности личности в отечественной и зарубежной
психологии 6
1.2 Особенности проявления тревожности в младшем школьном
возрасте 19
1.3 Роль учебной мотивации младших школьников в проявлении
тревожности 25
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение тревожности у младших школьников с
разной учебной мотивацией 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Результаты и их обсуждение 35
2.2 Рекомендации педагогам и родителям по профилактике школьной
тревожности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность проблемы исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социологических потребностей. Министерство Образования РФ отмечает, что увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно - психической системе. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности, может спровоцировать появление страха «быть не тем», тревожности, что делает изучение данной темы интересной и актуальной. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надежных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.
В «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. По мнению Румянцевой П.В. - тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику [8; с. 122]. Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности ребенка, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы, происходят перестановки в мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности оказывается значимым, ценным. Поэтому проблема мотивации учебной деятельности школьников, в настоящее время, по-прежнему остается актуальной.
Проблема исследования: каковы особенности тревожности детей младшего школьного возраста с разной учебной мотивацией?
Цель исследования: выявление особенностей тревожности детей младшего школьного возраста с разной учебной мотивацией.
Объект исследования: тревожность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности тревожности детей младшего школьного возраста с разной учебной мотивацией.
Гипотеза исследования: тревожность младших школьников с разной мотивацией учебной деятельности различается, а именно: для учащихся с высоким уровнем учебной мотивации характерен средний уровень школьной тревожности, а для учащихся с низкой учебной мотивацией характерны низкий и высокий уровни школьной тревожности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить уровни тревожности у младших школьников.
3. Изучить особенности тревожности младших школьников с разным уровнем мотивации учебной деятельности.
4. Составить рекомендации педагогам и родителям по профилактике школьной тревожности.
Теоретико-методологические основы исследования: труды, концепции, теории известных авторов Прихожан А.М., Петровского А.В., Роджерса К., Немова Р.С., Славиной Л.С., Рогова Е.И., Степанова С.С., Марковой А.К., посвященные проблеме тревожности личности и мотивации учения младших школьников.
Методы исследования: организационный (сравнительный),
эмпирический (опрос), интерпретационный (структурный), метод статистической обработки результатов исследования (ранговый Н-критерий Крускала-Уоллиса, корреляционный анализ взаимосвязи Пирсона).
Методики исследования:
1) Методика диагностики уровня школьной тревожности (Б.Н. Филлипс).
2) Методика определения школьной мотивации (А.Г. Лусканова)
Выборка и база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 20 г. Белгорода». В исследовании участвовали ученики 4-х классов в количестве 70-ти человек, возраст 10-11 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (24), приложения (2); объём работы составляет 54 страницы.
Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социологических потребностей. Министерство Образования РФ отмечает, что увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно - психической системе. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности, может спровоцировать появление страха «быть не тем», тревожности, что делает изучение данной темы интересной и актуальной. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надежных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.
В «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. По мнению Румянцевой П.В. - тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику [8; с. 122]. Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности ребенка, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы, происходят перестановки в мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности оказывается значимым, ценным. Поэтому проблема мотивации учебной деятельности школьников, в настоящее время, по-прежнему остается актуальной.
Проблема исследования: каковы особенности тревожности детей младшего школьного возраста с разной учебной мотивацией?
Цель исследования: выявление особенностей тревожности детей младшего школьного возраста с разной учебной мотивацией.
Объект исследования: тревожность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности тревожности детей младшего школьного возраста с разной учебной мотивацией.
Гипотеза исследования: тревожность младших школьников с разной мотивацией учебной деятельности различается, а именно: для учащихся с высоким уровнем учебной мотивации характерен средний уровень школьной тревожности, а для учащихся с низкой учебной мотивацией характерны низкий и высокий уровни школьной тревожности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить уровни тревожности у младших школьников.
3. Изучить особенности тревожности младших школьников с разным уровнем мотивации учебной деятельности.
4. Составить рекомендации педагогам и родителям по профилактике школьной тревожности.
Теоретико-методологические основы исследования: труды, концепции, теории известных авторов Прихожан А.М., Петровского А.В., Роджерса К., Немова Р.С., Славиной Л.С., Рогова Е.И., Степанова С.С., Марковой А.К., посвященные проблеме тревожности личности и мотивации учения младших школьников.
Методы исследования: организационный (сравнительный),
эмпирический (опрос), интерпретационный (структурный), метод статистической обработки результатов исследования (ранговый Н-критерий Крускала-Уоллиса, корреляционный анализ взаимосвязи Пирсона).
Методики исследования:
1) Методика диагностики уровня школьной тревожности (Б.Н. Филлипс).
2) Методика определения школьной мотивации (А.Г. Лусканова)
Выборка и база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 20 г. Белгорода». В исследовании участвовали ученики 4-х классов в количестве 70-ти человек, возраст 10-11 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (24), приложения (2); объём работы составляет 54 страницы.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании были решены следующие задачи:
1) выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме;
2) исследованы особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста;
3) проанализированы особенности школьной тревожности младших школьников с разной учебной мотивацией;
4) составлены рекомендации педагогам и родителям по профилактике школьной тревожности.
В понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода - понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакции на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни. В отечественной психологии большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать ее дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики:
- понятие тревожности как эмоционального состояния и как устойчивого свойства черты личности или темперамента;
- понятие тревожности как многозначного психологического термина, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека.
Были выявлены особенности проявления и причины возникновения школьной тревожности:
1. неготовность ребенка к школьному обучению в эмоциональном плане;
2. неготовность ребенка к школе в интеллектуальном плане;
3. частые переходы в другие учебные заведения, частая смена учителя;
4. Противоречивые, либо завышенные требования, предъявляемые родителями и школой;
5. Неуверенность и нерешительность ребенка в себе.
В результате проведенного эмпирического исследования нами была установлена взаимосвязь между школьной тревожностью и мотивацией учебной деятельности у младших школьников. Эмпирические данные подтверждены методом математического анализа (корреляционный анализ Пирсона, статистический Н-критерий Крускала-Уоллиса).
Заявленная в данной работе гипотеза - уровень тревожности младших школьников зависит от уровня мотивации учебной деятельности, а именно, для учащихся с высоким уровнем учебной мотивации характерен средний уровень школьной тревожности, а для учащихся с низкой учебной мотивацией характерны низкий и высокий уровни школьной тревожности - в результате проведенного экспериментального исследования подтвердилась.
1) выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме;
2) исследованы особенности проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста;
3) проанализированы особенности школьной тревожности младших школьников с разной учебной мотивацией;
4) составлены рекомендации педагогам и родителям по профилактике школьной тревожности.
В понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода - понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакции на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни. В отечественной психологии большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать ее дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики:
- понятие тревожности как эмоционального состояния и как устойчивого свойства черты личности или темперамента;
- понятие тревожности как многозначного психологического термина, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека.
Были выявлены особенности проявления и причины возникновения школьной тревожности:
1. неготовность ребенка к школьному обучению в эмоциональном плане;
2. неготовность ребенка к школе в интеллектуальном плане;
3. частые переходы в другие учебные заведения, частая смена учителя;
4. Противоречивые, либо завышенные требования, предъявляемые родителями и школой;
5. Неуверенность и нерешительность ребенка в себе.
В результате проведенного эмпирического исследования нами была установлена взаимосвязь между школьной тревожностью и мотивацией учебной деятельности у младших школьников. Эмпирические данные подтверждены методом математического анализа (корреляционный анализ Пирсона, статистический Н-критерий Крускала-Уоллиса).
Заявленная в данной работе гипотеза - уровень тревожности младших школьников зависит от уровня мотивации учебной деятельности, а именно, для учащихся с высоким уровнем учебной мотивации характерен средний уровень школьной тревожности, а для учащихся с низкой учебной мотивацией характерны низкий и высокий уровни школьной тревожности - в результате проведенного экспериментального исследования подтвердилась.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - СФОРМИРОВАННОСТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2019 - ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
ДОСТИЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К НИМ СО СТОРОНЫ МАТЕРЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ СТИЛЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Внешние признаки тревожности у младших школьников (Северный (Арктический) федеральный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Работа учителя по преодолению школьной тревожности у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



