СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы разработки конкурентной стратегии предприятия 7
1.1 Сущность рыночной конкуренции, характеристика конкурентной среды предприятия 7
1.2 Конкурентная стратегия предприятия: понятие и виды 14
1.3 Особенности процесса разработки и реализации конкурентной стратегии предприятия 27
Глава 2 Стратегический анализ деятельности предприятия оптово-розничной торговли «Автомаркет» 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия оптово-розничной торговли и анализ реализуемой им стратегии 38
2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию конкурентной стратегии организации 65
2.3 Экономическая оценка эффективности предлагаемых рекомендаций 78
Заключение 91
Список литературы 94
Глава 1 Теоретические основы разработки конкурентной стратегии предприятия 7
1.1 Сущность рыночной конкуренции, характеристика конкурентной среды предприятия 7
1.2 Конкурентная стратегия предприятия: понятие и виды 14
1.3 Особенности процесса разработки и реализации конкурентной стратегии предприятия 27
Глава 2 Стратегический анализ деятельности предприятия оптово-розничной торговли «Автомаркет» 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия оптово-розничной торговли и анализ реализуемой им стратегии 38
2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию конкурентной стратегии организации 65
2.3 Экономическая оценка эффективности предлагаемых рекомендаций 78
Заключение 91
Список литературы 94
Актуальность темы выпускной квалификационной работы объясняется необходимостью повышения конкурентоспособности отдельных организаций, действующих внутри России для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности страны при выходе на международные рынки. Несмотря на то, что речь идёт о конкуренции отдельных стран, функционирующих на едином мировом рынке, залогом повышения конкурентоспособности этих стран по-прежнему остается повышение конкурентоспособности отдельных организаций, реализующих свою деятельность на их территории.
В настоящее время, по оценке ВЭФ, в рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 66-е место из 142 возможных, находясь среди развивающихся стран. Причиной такого положения выступает не только серьезная отсталость промышленного комплекса РФ от уровня развитых стран, но и недостаточная развитость предприятий сферы услуг и стагнирующая система каналов сбыта. Меж тем то, как функционируют предприятия, занимающиеся розничной и оптовой торговлей, определяет, будет ли реализована готовая продукция, в каком объеме и в какие сроки. Недостаток прогрессивных отечественных торговых предприятий может привести к расширению и усилению влияния иностранных крупных торговых сетей, ассортимент которых в большей степени завязан на товарных линейках производства ЕС, США и Японии. Опыт иностранных торговых сетей, не первый год функционирующих в условиях глобальной конкуренции, с их широкой географией покрытия, экономией на издержках, высоким уровнем сервиса, активным использованием возможностей среды интернет и удобной системой доставки, позволит значительно потеснить отечественные предприятия сферы сбыта.
В случае такого сценария развития событий товары, производимые отечественными производителями и без того теряющиеся на фоне иностранных брендов рискуют дополнительно потерять несколько рыночных позиций, что приведет к увеличению конкурентного отставания продукции РФ на мировой арене, не говоря уже о серьезном ущербе малому и среднему бизнесу, построенному на оказании торговых услуг.
В условиях столь жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную конкурентную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В сложившейся ситуации разработка удачной конкурентной стратегии предприятия становится залогом эффективной деятельности предприятия в условиях рынка и социально¬экономического благополучия страны в условиях глобализации.
Объектом исследования является организационно-экономическая деятельность оптово-розничного предприятия «Автомаркет».
Предмет исследования - конкурентные преимущества в деятельности предприятия оптово-розничной торговли.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка стратегических рекомендаций по совершенствованию конкурентоспособности оптово-розничного предприятия «Автомаркет» и оценка их финансово¬экономической эффективности.
Для достижения данной цели был выявлен ряд задач, которые будут решены в работе:
1. исследовать основные теоретические аспекты разработки конкурентной стратегии предприятия;
2. проанализировать организационно-экономическую деятельность предприятия;
3. разработать конкурентоспособную стратегию предприятия оптово-розничной торговли «Автомаркет»;
4. оценить финансово-экономическую эффективность от реализации предложенных рекомендаций.
Теоретико-методологической базой исследования настоящего исследования составляют труды в монографических и периодических изданиях, таких отечественных и зарубежных авторов, работающих в области посвященной развитию теории организации, вопросам маркетинга и стратегического управления, как: Траут Дж., Портер М., Мескон М., Ансофф И., Котлер Ф., Виханский О.С., Винокуров В.А., Фатхутдинов Р.А., Барсукова А.В., Азоев Г.Л., Аристов О.В., Забелин П.В., Бескровная А.В., Карпов А.Л. и других.
Эмпирической базой исследования послужила официальная юридическая и финансово-экономическая документация предприятия оптово¬розничной торговли «Автомаркет»: Устав общества, отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, заключения аудиторских проверок, экспертные опросы, а также результаты маркетинговых исследований предприятия.
В рамках данного исследования были использованы как общенаучные методы исследования, так и частные методы исследования, присущие отдельным научным дисциплинам. В ходе работы были использованы возможности количественных и качественных методов анализа: контент¬анализ документов, системный анализ, структурно-функциональный и структурно-динамический анализы, а также анализ бизнес процессов. Помимо кабинетных исследований, для написания раздела по анализу конкурентных преимуществ предприятия использовались данные, полученные путем проведения полевых исследований: интервью с экспертами, применение метода экспертных оценок.
Практическая значимость. В рамках данной работы обобщены имеющиеся научные подходы к разработке конкурентной стратегии предприятия. Авторами была проанализирована внутренняя и внешняя среда предприятия и дана характеристика его текущей конкурентоспособности, конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон. В рамках третьей главы на основании проведенного анализа были выдвинуты стратегические рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности предприятия оптово-розничной торговли «Автомаркет» и просчитан финансово¬экономический эффект от их реализации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время, по оценке ВЭФ, в рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 66-е место из 142 возможных, находясь среди развивающихся стран. Причиной такого положения выступает не только серьезная отсталость промышленного комплекса РФ от уровня развитых стран, но и недостаточная развитость предприятий сферы услуг и стагнирующая система каналов сбыта. Меж тем то, как функционируют предприятия, занимающиеся розничной и оптовой торговлей, определяет, будет ли реализована готовая продукция, в каком объеме и в какие сроки. Недостаток прогрессивных отечественных торговых предприятий может привести к расширению и усилению влияния иностранных крупных торговых сетей, ассортимент которых в большей степени завязан на товарных линейках производства ЕС, США и Японии. Опыт иностранных торговых сетей, не первый год функционирующих в условиях глобальной конкуренции, с их широкой географией покрытия, экономией на издержках, высоким уровнем сервиса, активным использованием возможностей среды интернет и удобной системой доставки, позволит значительно потеснить отечественные предприятия сферы сбыта.
В случае такого сценария развития событий товары, производимые отечественными производителями и без того теряющиеся на фоне иностранных брендов рискуют дополнительно потерять несколько рыночных позиций, что приведет к увеличению конкурентного отставания продукции РФ на мировой арене, не говоря уже о серьезном ущербе малому и среднему бизнесу, построенному на оказании торговых услуг.
В условиях столь жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную конкурентную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В сложившейся ситуации разработка удачной конкурентной стратегии предприятия становится залогом эффективной деятельности предприятия в условиях рынка и социально¬экономического благополучия страны в условиях глобализации.
Объектом исследования является организационно-экономическая деятельность оптово-розничного предприятия «Автомаркет».
Предмет исследования - конкурентные преимущества в деятельности предприятия оптово-розничной торговли.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка стратегических рекомендаций по совершенствованию конкурентоспособности оптово-розничного предприятия «Автомаркет» и оценка их финансово¬экономической эффективности.
Для достижения данной цели был выявлен ряд задач, которые будут решены в работе:
1. исследовать основные теоретические аспекты разработки конкурентной стратегии предприятия;
2. проанализировать организационно-экономическую деятельность предприятия;
3. разработать конкурентоспособную стратегию предприятия оптово-розничной торговли «Автомаркет»;
4. оценить финансово-экономическую эффективность от реализации предложенных рекомендаций.
Теоретико-методологической базой исследования настоящего исследования составляют труды в монографических и периодических изданиях, таких отечественных и зарубежных авторов, работающих в области посвященной развитию теории организации, вопросам маркетинга и стратегического управления, как: Траут Дж., Портер М., Мескон М., Ансофф И., Котлер Ф., Виханский О.С., Винокуров В.А., Фатхутдинов Р.А., Барсукова А.В., Азоев Г.Л., Аристов О.В., Забелин П.В., Бескровная А.В., Карпов А.Л. и других.
Эмпирической базой исследования послужила официальная юридическая и финансово-экономическая документация предприятия оптово¬розничной торговли «Автомаркет»: Устав общества, отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, заключения аудиторских проверок, экспертные опросы, а также результаты маркетинговых исследований предприятия.
В рамках данного исследования были использованы как общенаучные методы исследования, так и частные методы исследования, присущие отдельным научным дисциплинам. В ходе работы были использованы возможности количественных и качественных методов анализа: контент¬анализ документов, системный анализ, структурно-функциональный и структурно-динамический анализы, а также анализ бизнес процессов. Помимо кабинетных исследований, для написания раздела по анализу конкурентных преимуществ предприятия использовались данные, полученные путем проведения полевых исследований: интервью с экспертами, применение метода экспертных оценок.
Практическая значимость. В рамках данной работы обобщены имеющиеся научные подходы к разработке конкурентной стратегии предприятия. Авторами была проанализирована внутренняя и внешняя среда предприятия и дана характеристика его текущей конкурентоспособности, конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон. В рамках третьей главы на основании проведенного анализа были выдвинуты стратегические рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности предприятия оптово-розничной торговли «Автомаркет» и просчитан финансово¬экономический эффект от их реализации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе написания выпускного исследования были получены следующие выводы.
Достижение успеха компанией связано с постоянным поддержанием высокой конкурентоспособности. Конкурентоспособность не является абсолютной величиной. Она складывается из комплекса указанных выше параметров, каждый из которых берется в сравнении с аналогичными параметрами конкурентов. Высокая конкурентоспособность обеспечивается постоянным опережением конкурентов: в выводе на рынок новых товаров, в уровне обслуживания потребителей, снижении издержек производства, во внедрении новых маркетинговых приемов и т. п. Для компаний оптовой торговли, к примеру, важно опережение конкурентов в таких областях, как удобство оплаты товара, наличие привлекательных цен, скорость обработки заказа, удобность отгрузки и/или своевременность доставки товаров, удобство поиска нужного товара, наличие товара на складе в достаточном количестве и высоком качестве, разработка и внедрение новых приемов привлечения и удержания клиентов и др. Для этого компания должна постоянно быть в курсе состояния своей конкурентной среды и дел основных конкурентов.
Проанализировав широкий спектр базовых стратегий, используемых хозяйствующими субъектами для достижения конкурентоспособности на целевых рынках, а также возможные вариации и комбинации их использования, можно говорить о крайне затруднительном положении, в которое попадает маркетолог при попытке найти наиболее оптимальный путь развития для своей организации. Каждая исследуемая конкурентная позиция, разработанная на основе обширной теоретической и экспериментальной базы, по-своему уникальна и неповторима, также как и неповторимо сочетание факторов внешней среды, оказывающих влияние на предприятие и его конкурентную позицию на рынке. Что приводит руководство к необходимости уделять большое внимание к процессу разработки и реализации конкурентной стратегии организации.
На данный момент ТГ «Автомаркет» является безусловным лидером на белгородском рынке поставок автомасел, автохимии и аксессуаров. Доля организации на региональном рынке по расчетам специалистов на конец 2012 года составила 68%. Учитывая, что данный рынок отличается относительно малой величиной входных барьеров, постоянно привлекая новых предпринимателей и крупные фирмы, планирующие своё расширение на территорию Белгородчины, ТГ «Автомаркет» удается вести успешную конкурентную борьбу и, закрепляя полученные успехи, продолжать расширяться.
Рассмотрим более подробно реализуемые ТГ «Автомаркети стратегии. Конкурентная стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для ведения коммерческой деятельности и реализации товара. На то, что эта стратегия активно реализуется в рассматриваемой организации, указывают:
• широкий ассортимент и номенклатурный ряд представленных товаров, непрерывная деятельность по их расширению;
• увеличение прибыли и объемов продаж, что связано с освоением новых сегментов рынка и расширением клиентской базы;
• поиск ТГ «Автомаркет» новых форм реализации товара и инструментов стимулирования сбыта.
В 2011-2015 году стратегической целью ТГ «Автомаркет» была диверсификация коммерческой деятельности организации и поиск новых сегментов товарных рынков при сохранении прежней рыночной доли.
Для решения сложившейся проблемы авторами были разработаны три блока рекомендаций по совершенствованию текущей конкурентной стратегии и обеспечению эффективного развития ТГ «Автомаркет»:
• освоение нового сегмента по снабжению автосервисов, автомастерских и автомоек;
• расширение ассортимента реализуемой продукции за счет новых товарных групп: автозапчасти, шины, диски;
• создание фирменного интернет-магазина.
Темп роста валового дохода, вследствие расширения ассортиментного ряда, будет несколько ниже, а появление новой продукции в ассортименте неминуемо приведет к увеличению коммерческих затрат на их складирование и продвижение минимум на 10-15% от изначальных. Несмотря на увеличение издержек, столь значительного увеличения товарооборота будет достаточно, чтобы доходность от реализации возросла на 19% (4 709 тыс. руб.) и ко второму году реструктуризации составила 29 148 тыс. руб.
О целесообразности диверсификации торговой деятельности ТГ «Автомаркет» на сегмент автосервисов, автомастерских и автомоек говорит его высокая емкость (190 организаций по Белгородской области). Если верить результатам директ-мэйл опроса владельцев автосервисов и автомоек, а так же данным, представленным на авто-форумах в разделах «для владельцев автосервисов», то средняя стоимость ежемесячного оптового заказа автомасел и наиболее распространенных расходников (свечи зажигания, масляные фильтры) среднестатистическим автосервисом составляет около 28 тыс. руб. В случае с автомойками, то ежемесячная потребность средней автомойки в автохимии и автокосметике формируется на уровне 19 тыс. руб. Таким образом, можно говорить о следующем годовом уровне спроса и денежной емкости сегментов:
• автосервисы и автомастерские: 37 296 000 руб.;
• автомойки: 18 012 000 руб.
Если в конце первого года реализации стратегии диверсификации на данные сегменты ТГ «Автомаркет» удастся добиться хотя бы десятипроцентной рыночной доли, то суммарный прирост доходности от торговой деятельности предприятия составит 5 530 800 руб.
Достижение успеха компанией связано с постоянным поддержанием высокой конкурентоспособности. Конкурентоспособность не является абсолютной величиной. Она складывается из комплекса указанных выше параметров, каждый из которых берется в сравнении с аналогичными параметрами конкурентов. Высокая конкурентоспособность обеспечивается постоянным опережением конкурентов: в выводе на рынок новых товаров, в уровне обслуживания потребителей, снижении издержек производства, во внедрении новых маркетинговых приемов и т. п. Для компаний оптовой торговли, к примеру, важно опережение конкурентов в таких областях, как удобство оплаты товара, наличие привлекательных цен, скорость обработки заказа, удобность отгрузки и/или своевременность доставки товаров, удобство поиска нужного товара, наличие товара на складе в достаточном количестве и высоком качестве, разработка и внедрение новых приемов привлечения и удержания клиентов и др. Для этого компания должна постоянно быть в курсе состояния своей конкурентной среды и дел основных конкурентов.
Проанализировав широкий спектр базовых стратегий, используемых хозяйствующими субъектами для достижения конкурентоспособности на целевых рынках, а также возможные вариации и комбинации их использования, можно говорить о крайне затруднительном положении, в которое попадает маркетолог при попытке найти наиболее оптимальный путь развития для своей организации. Каждая исследуемая конкурентная позиция, разработанная на основе обширной теоретической и экспериментальной базы, по-своему уникальна и неповторима, также как и неповторимо сочетание факторов внешней среды, оказывающих влияние на предприятие и его конкурентную позицию на рынке. Что приводит руководство к необходимости уделять большое внимание к процессу разработки и реализации конкурентной стратегии организации.
На данный момент ТГ «Автомаркет» является безусловным лидером на белгородском рынке поставок автомасел, автохимии и аксессуаров. Доля организации на региональном рынке по расчетам специалистов на конец 2012 года составила 68%. Учитывая, что данный рынок отличается относительно малой величиной входных барьеров, постоянно привлекая новых предпринимателей и крупные фирмы, планирующие своё расширение на территорию Белгородчины, ТГ «Автомаркет» удается вести успешную конкурентную борьбу и, закрепляя полученные успехи, продолжать расширяться.
Рассмотрим более подробно реализуемые ТГ «Автомаркети стратегии. Конкурентная стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для ведения коммерческой деятельности и реализации товара. На то, что эта стратегия активно реализуется в рассматриваемой организации, указывают:
• широкий ассортимент и номенклатурный ряд представленных товаров, непрерывная деятельность по их расширению;
• увеличение прибыли и объемов продаж, что связано с освоением новых сегментов рынка и расширением клиентской базы;
• поиск ТГ «Автомаркет» новых форм реализации товара и инструментов стимулирования сбыта.
В 2011-2015 году стратегической целью ТГ «Автомаркет» была диверсификация коммерческой деятельности организации и поиск новых сегментов товарных рынков при сохранении прежней рыночной доли.
Для решения сложившейся проблемы авторами были разработаны три блока рекомендаций по совершенствованию текущей конкурентной стратегии и обеспечению эффективного развития ТГ «Автомаркет»:
• освоение нового сегмента по снабжению автосервисов, автомастерских и автомоек;
• расширение ассортимента реализуемой продукции за счет новых товарных групп: автозапчасти, шины, диски;
• создание фирменного интернет-магазина.
Темп роста валового дохода, вследствие расширения ассортиментного ряда, будет несколько ниже, а появление новой продукции в ассортименте неминуемо приведет к увеличению коммерческих затрат на их складирование и продвижение минимум на 10-15% от изначальных. Несмотря на увеличение издержек, столь значительного увеличения товарооборота будет достаточно, чтобы доходность от реализации возросла на 19% (4 709 тыс. руб.) и ко второму году реструктуризации составила 29 148 тыс. руб.
О целесообразности диверсификации торговой деятельности ТГ «Автомаркет» на сегмент автосервисов, автомастерских и автомоек говорит его высокая емкость (190 организаций по Белгородской области). Если верить результатам директ-мэйл опроса владельцев автосервисов и автомоек, а так же данным, представленным на авто-форумах в разделах «для владельцев автосервисов», то средняя стоимость ежемесячного оптового заказа автомасел и наиболее распространенных расходников (свечи зажигания, масляные фильтры) среднестатистическим автосервисом составляет около 28 тыс. руб. В случае с автомойками, то ежемесячная потребность средней автомойки в автохимии и автокосметике формируется на уровне 19 тыс. руб. Таким образом, можно говорить о следующем годовом уровне спроса и денежной емкости сегментов:
• автосервисы и автомастерские: 37 296 000 руб.;
• автомойки: 18 012 000 руб.
Если в конце первого года реализации стратегии диверсификации на данные сегменты ТГ «Автомаркет» удастся добиться хотя бы десятипроцентной рыночной доли, то суммарный прирост доходности от торговой деятельности предприятия составит 5 530 800 руб.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование ассортиментной политики предприятия оптово-розничной торговли (на примере ООО фирма «Партнер-А»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы ценообразования в организации розничной торговли (на примере ООО «Санги Стиль»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Формирование сбытовой стратегии предприятия оптовой торговли на материалах компании ООО «Авангард»
Главы к дипломным работам, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия. На материалах ООО«Огнезащита»
Главы к дипломным работам, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТК Крипт»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Разработка маркетинговой стратегии предприятия торговли
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020



