ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА 6
1.1 Определение, функции и особенности событийного туризма 6
1.2 Направления и виды событийного туризма 10
1.3 Тенденции развития событийного туризма 12
2. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В КОСТРОМСКОЙ
ОБЛАСТИ 16
2.1. Оценка туристского потенциала Костромской области для развития событийного
туризма 16
2.2. Оценка состояния сферы событийного туризма Костромской области 19
2.3. Предпосылки создания новых событий и событийных турпродуктов в Костромской
области Ошибка! Закладка не определена.
3. РАЗРАБОТКА СОБЫТИЙНОГО ТУРА ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 28
3.1 Общая характеристика событийного тура 28
3.2 Программа туристского продукта 42
3.3 Рекомендации по продвижению событийного тура по Костромской областиОшибка!
Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
В настоящее время туризм является важнейшей и одной из самых рентабельных отраслей экономики для большинства стран мира. Туризм играет значительную роль в социально-экономическом развитии государства, так как он не только способствует привлечению потока туристов в страну и повышению ее престижа на мировой арене, но и позволяет повысить уровень благосостояния и уровень жизни своих граждан, создать большое количество новых рабочих мест.
Все большую популярность набирает такой вид туризма, как событийный - совмещение традиционного отдыха с участием или наблюдением за каким-либо мероприятием, праздником и т.д. С каждым годом в мире появляется все больше всевозможных событий, которые привлекают людей из других городов, стран и даже континентов.
В России сфера событийного туризма сейчас также активно развивается, в связи, с чем все больше и больше территорий вовлекаются в эту деятельность. Одним из таких регионов является Костромская область. Несмотря на то, что этот регион является одним из наименее посещаемых туристами в Центральном Федеральном округе (менее 500 тыс. человек ежегодно) [1], он обладает большим потенциалом для привлечения большего турпотока, в том числе с помощью внедрения событийных туров, так как здесь ежегодно проводится свыше двух десятков мероприятий различной направленности.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается постоянное повышение спроса населения России на внутренние туристские продукты, активная поддержка развития внутреннего туризма со стороны государства и непосредственно рост популярности событийного туризма в мире.
Объект исследования - территория Костромской области.
Предмет исследования - предпосылки развития событийного туризма в Костромской области.
Цель работы - на основе анализа перспектив для развития событийного тризма разработать полноценный событийный тур по территории Костромской области.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать определение и рассмотреть особенности событийного туризма
2. Рассмотреть направления и виды событийного туризма
3. Проанализировать тенденции развития и особенности современного состояния событийного туризма
4. Дать оценку туристского потенциала Костромской области с точки зрения предпосылок для развития событийного туризма
5. Проанализировать состояние сферы событийного туризма в Костромской области
6. Рассмотреть возможность создания новых событийных мероприятий и событийных туров на территории Костромской области
7. Разработать событийный тур в Костромскую область
В работе используются методы описания, анализа, сравнения, прогнозирования, обобщения и классификации.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в анализе туристско-рекреационных ресурсов Костромской области, которые используются или могут быть использованы для развития событийного туризма в регионе. Этот материал может быть полезен для более грамотного и эффективного продвижения области на рынке туристических услуг.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Первая глава посвящена теоретическим аспектам развития событийного туризма. Во второй главе анализируется современное состояние сферы событийного туризма в Костромской области, исследуется перспективность этого направления в регионе. В третьей главе представлен результат исследования - разработка событийного тура по территории области и рекомендации по его продвижению.
Событийный туризм - относительно новое и динамично развивающееся направление на мировом туристском рынке. Событийные туры позволяют путешественникам не только познакомиться с какой-либо дестинацией, но и принять непосредственное участие в различных мероприятиях, тем самым дополнительно увеличить впечатления и положительные эмоции от поездки. С каждым годом возрастает интерес потребителей к данному виду туризма, что увеличивает необходимость его изучения и всестороннего рассмотрения теоретических и практических аспектов. В данной выпускной квалификационной работе, помимо анализа теоретических основ событийного туризма, были также выявлены перспективы его развития в одном из субъектов Российской Федерации - Костромской области.
В ходе работы были выполнены все поставленные ранее задачи:
1. Сформулировано определение и рассмотрены все особенности событийного туризма
2. Изучены направления и существующие виды событийного туризма
3. Проанализированы тенденции развития и особенности современного состояния событийного туризма
4. Была дана оценка туристского потенциала Костромской области с точки зрения предпосылок для развития событийного туризма
5. Был проведен анализ состояния сферы событийного туризма на территории Костромской области
6. Выявлены перспективы создания новых событийных мероприятий и событийных туров на территории Костромской области
7. Сформирован портрет потенциальной целевой аудитории событийного тура в Костромскую область
8. На основе изученных данных и анализа потребностей целевой аудитории разработан событийный тур в Костромскую область
Подводя итог, можно сделать следующий вывод: Костромская область - действительно перспективное направление для развития событийного туризма. В регионе ежегодно проводится свыше двух десятков различных событийных мероприятий: фестивалей, ярмарок, спортивных соревнований и пр. Большинство из них посвящено культурным, историческим и гастрономическим особенностям, характерным для Костромской области, что, в дополнение к классическим экскурсиям, может помочь туристам еще ближе познакомиться с регионом. Однако большинство из них сосредоточено в Костроме, и в настоящее время наибольший интерес для туристов представляют мероприятия, проходящие именно в столице Костромской области. В небольших населенных пунктах тоже проводятся событийные мероприятия, но они не так привлекательны для туристов. Главным образом это связано с отсутствием достаточного количества средств размещения в областных центрах, удаленности от столицы региона, отсутствию большого количества иных достопримечательностей и недостаточному продвижению региональных туристских продуктов на рынке.
Результатом выпускной квалификационной работы стала разработка событийного тура в Костромскую область. Его уникальность заключается в вариативности. Во-первых, туристы могут выбрать для себя более подходящую тематику в зависимости от того, какое мероприятие им интереснее посетить. Во-вторых, хоть посещаемое мероприятие и основная программа тура сосредоточены вокруг Костромы, при желании туристы смогут после окончания программы в столице региона дополнительно посетить еще три областных центра, познакомиться с их достопримечательностями и историей, принять участие в экскурсиях и мастер-классах.
Костромская область располагает достаточным количеством ресурсов для развития событийного туризма, и при грамотном продвижении подобные туры могут принести хорошую прибыль, повысить имидж территории на туристском рынке, и привлечь большое количество туристов в данный регион.
[1] Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 02.03.2024)
[2] Алексеева О.В. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. 24 с.
[3] Биржаков М.Б. Событийный туризм: карнавалы в истории и современном туризме // Туристские фирмы. 2000. № 23. С. 94-111.
[4] Лакомов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2013. 28 с.
[5] Киреева Ю.А. Событийный туризм как новое направление на современном туристском рынке // Научный вестник МГИИТ. 2010. № 6. С. 16- 21.
[6] Пастухова Е. Семь фактов о событийном туризме [электронный ресурс]. Режим
доступа: http://азбука-туриста.рф/vidy-aktivnogoturizma/7-faktov-o-sobytijnom-turizme.html
(дата обращения: 01.03.2024)
[7] Долженко Г.П., Шмыткова А.В. Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2007. № 6. С. 116-119.
[8] Леонидова Е.Г. Событийный туризм как новое направление Российского туристического рынка
[9] С.В. Донских. Событийный туризм. Учебно-методическое пособие
[10] Нарута Я.С., Гарина Т.А. Событийный туризм: понятия, виды, классификация
[11] Бейсимбинова А.С. Событиный туризм: понятия, виды, классификация
[12] Getz D. Event management and event tourism
[13] Ю.С. Путрик «История туризма»
[14] Биржаков М. Б. История туризма
[15] Донских С.В. Событийный туризм
... всего 49 источников