ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы и особенности изображения городского пейзажа 6
1.1. История методов преподавания городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе 6
1.2. Современные методы преподавания темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства 15
ГЛАВА 2. Методика преподавания изображению городского пейзажа учащихся 6 классов на уроках изобразительного искусства 23
2.1 Методические основы обучения изображению городского пейзажа и архитектуры 23
2.2. Экспериментальная работа по методике преподавания темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в 6-м классе общеобразовательной школы 34
ГЛАВА 3.Творческая интерпретация изображения комплекса зданий НИУ «БелГУ» 49
3.1. Основание выбора темы творческой работы 49
3.2. Работа над эскизами к итоговой композиции 53
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложения 66
Актуальность исследования. Программа по изобразительному искусству в общеобразовательной школе рассчитана на всестороннее развитие личности школьника, его подготовки к жизни, акцент делается на эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения. Уроки изобразительного искусства помогают развивать у школьников доброту сердца, чуткость, отзывчивость, художественный вкус, любовь к родине, учит находить прекрасное в повседневном, развивает творческое воображение. Преподаватель изобразительного искусства должен дать детям первые ориентиры в художественной и эстетической культуре нашей страны, привить любовь к родине, что является неотъемлемой и одной из главных задач педагогики.
Оказать помощь в решении данной задачи на уроках изобразительного искусства поможет один из самых эмоциональных жанров живописи- пейзаж.
Благодаря изучению пейзажной живописи у школьников развиваются эстетические чувства, воспитывается любовь и интерес к прекрасному. Перед учащимися раскрываются разнообразие и богатство красок окружающего мира, его предметов, форм и движений. С помощью изобразительного искусства учащиеся общеобразовательной школы могут познакомятся с новыми предметами и явлениями, приобщится к прекрасному. Знакомство детей с таким жанром, как пейзаж очень необходимо в воспитании.
Рисунок играет большое значение для эстетического воспитания школьников, который наиболее полно отражает эмоциональное состояние ребенка, его отношение к предмету и к окружающему миру. Окружающая нас среда несет большое воздействие на становление нашего характера. В ней мы растем, с детства мы учимся любить природу, в которой родились и росли.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что обучение темы «городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в 6-м классе дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.
Проблема нашего исследования состоит в определении эффективной методики преподавания темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства, которая поможет учителю донести до учащихся шестых классов основные принципы и правила изображения пейзажа.
Цель нашего исследования-раскрыть и проанализировать методы обучения темы: «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в 6 классе общеобразовательной школы.
Объект исследования - творческая деятельность учащихся 6 классов на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - техника изображения городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: наиболее эффективными в раскрытии темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в 6 классе общеобразовательной школы являются современные методы преподавания.
Задачи дипломного исследования:
- Изучить научно-теоретические аспекты методики темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства;
- Раскрыть методику преподавания изображения городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе;
-выявить и теоретически обосновать педагогические условия эффективности методики преподавания темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе;
- опытно-экспериментальным путём выявить эффективные методы преподавания темы «Городской пейзаж» учащимся 6-х классов общеобразовательной школы в процессе знакомства, художественного анализа и работы над изображением городского пейзажа.
Методологическую основу исследования составляют труды художников-педагогов по методике преподавания изобразительного искусства: Б. М. Неменского, И. П. Глинской, Т.Я. Шпикаловой, В.С. Кузина, Л. Г. Савенковой,
Педагогические и психологические исследования отечественных ученых: А.С. Зайцева, Б. В. Раушенбаха, Н.Н. Волкова.
Мы рассмотрели исследования по вопросам преподавания методов изобразительного искусства таких ведущих ученых, как Г.И. Щукина, Т.В. Зеленкова и других.
Методы исследования:
Для решения задач по нашему исследованию был использован ряд методов:
• анализ и изучение теоретических трудов по педагогике, психологии, методике преподавания темы «Городской пейзаж» в рамках учебных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, изучение ряда научных публикаций и диссертаций по выбранной теме исследования;
• изучение ныне существующих наглядно-методических пособий учителей изобразительного искусства по обучению техникам и приемам изображения городского пейзажа;
• наблюдение за процессом творческой деятельности при знакомстве и работе над изображением городского пейзажа учащихся на уроках по изобразительному искусству в общеобразовательной школе;
• анализ творческих работ учащихся по теме «Городской пейзаж»;
• проведение педагогического эксперимента для выявления эффективности разработанной нами методики преподавания темы «Городской пейзаж».
База исследования: МБОУ СОШ № 40 г. Белгорода.
Практическая значимость исследования. Разработана и апробирована методика обучения учащихся 6-х классов средствам стилизации архитектурных форм в живописи пейзажа. Разработан ряд заданий по изображению стилизованного городского пейзажа, который может быть использован в обучении школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
На первом этапе нашей экспериментальной работы изучались теоретические материалы по проблеме данного исследования. Был проведен констатирующий эксперимент, выявляющий уровень развития познавательного интереса детей на начальном этапе знакомства с жанром пейзажа.
На втором этапе исследования мы провели апробацию разработанных нами методические приёмов и аспектов по развитию познавательного интереса учащихся 6-х классов на уроках изобразительного искусства.
На третьем этапе исследования мы подвели итоги опытно-экспериментальной работы, которые подтвердили гипотезу исследования и позволили сформировать выводы. В результате мы установили уровни освоения техники изображения городского пейзажа.
Дипломная работа так же состоит из творческой части, в которой представлены эскизы пейзажа с изображением комплекса зданий НИУ «БелГУ».
В начале исследовательской работы была поставлена цель - разработка методических особенностей преподавания темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в 6-х классах общеобразовательной школы.
Логика педагогического исследования потребовала формулировки гипотезы и задач исследования. Мы предположили, что развитие творческого воображения будет наиболее эффективным, в случае использования методики стилизации архитектурных форм при изображении городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6-м классе общеобразовательной школы
Данные предположения были нами доказаны в процессе проведения теоретической и экспериментальной работы.
В результате проведенного эксперимента нами было адаптировано и структурировано понятие «стилизация» при работе над композицией при изображении архитектурных сооружений в живописи городского пейзажа. Теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективности применения метода стилизации при работе над изображением архитектуры городской среды в пейзаже, а так же возможность освоения школьниками достаточно сложных умений и навыков в области изобразительного искусства.
Разработана и апробирована методика обучения учащихся 6-х классов средствам стилизации архитектурных форм в живописи пейзажа. Разработан ряд заданий по изображению стилизованного городского пейзажа, который может быть применен в обучении школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Результаты проведенного эксперимента позволили определить уровень знаний учащиеся 6-х классов, который показал, что дети могут осваивать достаточно сложные области знания и умения в области стилизации архитектурных форм в живописи городского пейзажа.
Работа над темой дипломной работы научила нас осмысливать, анализировать основные закономерности пейзажной живописи, в данном случае «городского пейзажа». К тому же это значительно обогатило наши практические навыки и умения при создании городского пейзажа с изображением комплекса зданий НИУ «БелГУ».
Экспериментальное педагогическое исследование, которое было проведено нами на базе образовательной школы, помогло нам составить достаточно полное представление о сущности научно-методической поисковой работы.
1. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Искусство, 1982. - 419 с.
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение,1984. - 158 с.
3. Алпатов М.В. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1940. - 132 с.
4. Архейм Р. Искусство и визуальное восприятие [пер. с англ.]. - М.: Архитектура-С, 2007. - 392 с.
5. Барышников В.Л. Живопись. Теоретические основы. Методические указания к заданиям базового курса дисциплины «Живопись»: учебник - М.: Архитектура-С, 2010. - 120 с.
6. Беда В.Г. Живопись и ее изобразительные средства. - М.: Просвещение, 1977. - 188 с.
7. Беда Г.В. Живопись - М., Просвещение, 1986. - 239 с.
8. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.
9. Бесчастнов Н.П. Живопись / Н.П. Бесчастнов [и др.]. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 223 с.
10. Бесчастнов Н.П. Сюжетная графика: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Владос, 2012. - 399 с.
11. Булат В.Л. Оптические явления в природе. - М.: Просвещение, 1974. - 143 с.
12. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество / Пер. с болг. - М.: Прогресс, 1970. - 496 с.
13. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965. - 216 е.,ил.
14. Выготский Л.Б. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.
15. Гаррисон X. Рисунок и живопись. Полный курс. М.: Эксмо, 2010.253 с.
16. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. - М.: Учебная литература, 1998. - 208 с., ил.
17. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. — М.: Амфора, 2006 - 223 с.
18. Евстратова Е.Н. Репин, Суриков, Васнецов: летописцы русской жизни /Е.Н. Евстратова, Т.В. Постникова, Л.А. Ефремова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 304 с.
19. Живопись: учебное пособие для студентов вузов / Н.П. Бесчастнов [и др.] - М.: ВЛАДОС, 2013. - 223 с.
20. Зинченко Н.В. Самостоятельная работа студентов на пленэрной практике: монография / Н.В. Зинченко. - М.: МГПУ, 2013. - 72 с.
21. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.
22. Кириенко В.И. Цельность восприятия и художественные способности. - М.: Вопросы психологии. 1956. - № 5. - С.67-77.
23. Климова М. Николай Петрович Крымов. - М.: Творчество. -1985.
24. Ковалёв А.Г. Психология личности. - M.: Просвещение, 1970. - 392 с.
25. Крымов Н.П. Художник и педагог: Статьи, воспоминания. - М.: Изобразительное искусство. - 1989. - 222 с.
26. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. - М.: Просвещение, 1971. - 144 е., ил.
27. КузинВ.С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
28. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. Пособие для учителей изобразительного искусства. - М., 1969. - 100 с.
29. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / В. С. Кузин. 2-е изд., стер. - М.: Academia: Издат. центр «Академия», 2013. - 232 с.
30. Леонардо да Винчи. О науке и искусстве / Леонардо да Винчи. СПб.: Амфора, 2006. - 416 с.
31. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
32. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2007. - 64 с.
33. Ломов С.П. Живопись. - М.: Агар, 2008. - 232 с.
34. Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX века. - М.: Искусство, 1966. - 190 с.
35. Макарова М.Р. Рисунок и перспектива. Теория и практика: учебное пособие для студентов художественных специальностей.- М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2012. - 382 с.: ил.
36. Миннарт М. Свет и цвет в природе. - М.: Наука 1969. - 360 с.
37. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве - Минск: Беларусь, 2003. - 151 с.
38. Молева Н. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX века. / Н. Молева, Э. Белютин. - М.: Искусство,1967. - 564 с.
39. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [1-9 классы]. - М.: Просвещение, 2006. - 139с.
40. Николаенко Н.Н. Психология творчества: учебное пособие [под ред. Шипициной Л.М.]. - СПб.: Речь, 2007. - 277с.
41. Павлинов П. Как работать на воздухе. Советы мастеров. - М.: Художник, 1969, № 5, с. 59-60.
42. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 144 с.
43. Раушенбах В.В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. - М.: Наука, 1980. - 288 с.
44. Ромашко Е.В. Пленэрная практика художника-педагога // Вестник МГПУ. - 2009. - №2. - С. 21 -216.
45. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 1980. -239с., ил.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - 322 с.
47. Рудин Н. Смешение цветов. - М.: Художник, 1978, № 12. -
С.54-55.
48. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. - М.: Сов. художник, 1980. - 263 с.
49. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
50. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 256 с.: ил.
51. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность: Пособие для учителей. - М.: Просвещение. 1978. - 159 с.
52. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.А. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. - 207 с.
53. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Акад. проект, 2012.- 175 с.
54. Унковский А.А. Цвет в живописи. - М.: Просвещение, 1983. - 204 с.
55. Учебные программы по рисунку, живописи, композиции, пленэру / С.П. Рощин; [и др.] - М.: МГПУ, 2003. - 48 с.
56. Учебные программа по живописи / под общ. ред. И.Л. Головановой. -М.: МГПУ, 2009. - 54 с.
57. Школа изобразительного искусства. Выпуск второй. - М., Искусство 1965. - 168 с.
58. Щербаков А. Выбор пейзажного мотива. - М.: Художник. 1973. - № II. - С. 57-59.
59. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практ. Пособие / Н.И. Хромов. — М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с. — (Библиотека психолога).
Авторефераты Диссертаций
60. Васильев А.А. Теоретическое и методическое обоснование начальной стадии обучения пленэрной живописи: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1983. - 17 с.
61. . Иванов С.П. Художественная деятельность ребенка как условие его отношения к другим людям. // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 4, с. 85.
Электронные ресурсы
62. http://www.art911.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=48
63. http: //www.render.ru/books/show_book.php?book_id=93 6