Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ: «ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ» НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШЕСТОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №14501

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1719
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы и особенности изображения городского пейзажа 6
1.1. История методов преподавания городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе 6
1.2. Современные методы преподавания темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства 15
ГЛАВА 2. Методика преподавания изображению городского пейзажа учащихся 6 классов на уроках изобразительного искусства 23
2.1 Методические основы обучения изображению городского пейзажа и архитектуры 23
2.2. Экспериментальная работа по методике преподавания темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в 6-м классе общеобразовательной школы 34
ГЛАВА 3.Творческая интерпретация изображения комплекса зданий НИУ «БелГУ» 49
3.1. Основание выбора темы творческой работы 49
3.2. Работа над эскизами к итоговой композиции 53
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложения 66


Актуальность исследования. Программа по изобразительному искусству в общеобразовательной школе рассчитана на всестороннее развитие личности школьника, его подготовки к жизни, акцент делается на эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения. Уроки изобразительного искусства помогают развивать у школьников доброту сердца, чуткость, отзывчивость, художественный вкус, любовь к родине, учит находить прекрасное в повседневном, развивает творческое воображение. Преподаватель изобразительного искусства должен дать детям первые ориентиры в художественной и эстетической культуре нашей страны, привить любовь к родине, что является неотъемлемой и одной из главных задач педагогики.
Оказать помощь в решении данной задачи на уроках изобразительного искусства поможет один из самых эмоциональных жанров живописи- пейзаж.
Благодаря изучению пейзажной живописи у школьников развиваются эстетические чувства, воспитывается любовь и интерес к прекрасному. Перед учащимися раскрываются разнообразие и богатство красок окружающего мира, его предметов, форм и движений. С помощью изобразительного искусства учащиеся общеобразовательной школы могут познакомятся с новыми предметами и явлениями, приобщится к прекрасному. Знакомство детей с таким жанром, как пейзаж очень необходимо в воспитании.
Рисунок играет большое значение для эстетического воспитания школьников, который наиболее полно отражает эмоциональное состояние ребенка, его отношение к предмету и к окружающему миру. Окружающая нас среда несет большое воздействие на становление нашего характера. В ней мы растем, с детства мы учимся любить природу, в которой родились и росли.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что обучение темы «городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в 6-м классе дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.
Проблема нашего исследования состоит в определении эффективной методики преподавания темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства, которая поможет учителю донести до учащихся шестых классов основные принципы и правила изображения пейзажа.
Цель нашего исследования-раскрыть и проанализировать методы обучения темы: «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в 6 классе общеобразовательной школы.
Объект исследования - творческая деятельность учащихся 6 классов на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - техника изображения городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: наиболее эффективными в раскрытии темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в 6 классе общеобразовательной школы являются современные методы преподавания.
Задачи дипломного исследования:
- Изучить научно-теоретические аспекты методики темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства;
- Раскрыть методику преподавания изображения городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6 классе;
-выявить и теоретически обосновать педагогические условия эффективности методики преподавания темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе;
- опытно-экспериментальным путём выявить эффективные методы преподавания темы «Городской пейзаж» учащимся 6-х классов общеобразовательной школы в процессе знакомства, художественного анализа и работы над изображением городского пейзажа.
Методологическую основу исследования составляют труды художников-педагогов по методике преподавания изобразительного искусства: Б. М. Неменского, И. П. Глинской, Т.Я. Шпикаловой, В.С. Кузина, Л. Г. Савенковой,
Педагогические и психологические исследования отечественных ученых: А.С. Зайцева, Б. В. Раушенбаха, Н.Н. Волкова.
Мы рассмотрели исследования по вопросам преподавания методов изобразительного искусства таких ведущих ученых, как Г.И. Щукина, Т.В. Зеленкова и других.
Методы исследования:
Для решения задач по нашему исследованию был использован ряд методов:
• анализ и изучение теоретических трудов по педагогике, психологии, методике преподавания темы «Городской пейзаж» в рамках учебных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, изучение ряда научных публикаций и диссертаций по выбранной теме исследования;
• изучение ныне существующих наглядно-методических пособий учителей изобразительного искусства по обучению техникам и приемам изображения городского пейзажа;
• наблюдение за процессом творческой деятельности при знакомстве и работе над изображением городского пейзажа учащихся на уроках по изобразительному искусству в общеобразовательной школе;
• анализ творческих работ учащихся по теме «Городской пейзаж»;
• проведение педагогического эксперимента для выявления эффективности разработанной нами методики преподавания темы «Городской пейзаж».
База исследования: МБОУ СОШ № 40 г. Белгорода.
Практическая значимость исследования. Разработана и апробирована методика обучения учащихся 6-х классов средствам стилизации архитектурных форм в живописи пейзажа. Разработан ряд заданий по изображению стилизованного городского пейзажа, который может быть использован в обучении школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
На первом этапе нашей экспериментальной работы изучались теоретические материалы по проблеме данного исследования. Был проведен констатирующий эксперимент, выявляющий уровень развития познавательного интереса детей на начальном этапе знакомства с жанром пейзажа.
На втором этапе исследования мы провели апробацию разработанных нами методические приёмов и аспектов по развитию познавательного интереса учащихся 6-х классов на уроках изобразительного искусства.
На третьем этапе исследования мы подвели итоги опытно-экспериментальной работы, которые подтвердили гипотезу исследования и позволили сформировать выводы. В результате мы установили уровни освоения техники изображения городского пейзажа.
Дипломная работа так же состоит из творческой части, в которой представлены эскизы пейзажа с изображением комплекса зданий НИУ «БелГУ».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале исследовательской работы была поставлена цель - разработка методических особенностей преподавания темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в 6-х классах общеобразовательной школы.
Логика педагогического исследования потребовала формулировки гипотезы и задач исследования. Мы предположили, что развитие творческого воображения будет наиболее эффективным, в случае использования методики стилизации архитектурных форм при изображении городского пейзажа на уроках изобразительного искусства в 6-м классе общеобразовательной школы
Данные предположения были нами доказаны в процессе проведения теоретической и экспериментальной работы.
В результате проведенного эксперимента нами было адаптировано и структурировано понятие «стилизация» при работе над композицией при изображении архитектурных сооружений в живописи городского пейзажа. Теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективности применения метода стилизации при работе над изображением архитектуры городской среды в пейзаже, а так же возможность освоения школьниками достаточно сложных умений и навыков в области изобразительного искусства.
Разработана и апробирована методика обучения учащихся 6-х классов средствам стилизации архитектурных форм в живописи пейзажа. Разработан ряд заданий по изображению стилизованного городского пейзажа, который может быть применен в обучении школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Результаты проведенного эксперимента позволили определить уровень знаний учащиеся 6-х классов, который показал, что дети могут осваивать достаточно сложные области знания и умения в области стилизации архитектурных форм в живописи городского пейзажа.
Работа над темой дипломной работы научила нас осмысливать, анализировать основные закономерности пейзажной живописи, в данном случае «городского пейзажа». К тому же это значительно обогатило наши практические навыки и умения при создании городского пейзажа с изображением комплекса зданий НИУ «БелГУ».
Экспериментальное педагогическое исследование, которое было проведено нами на базе образовательной школы, помогло нам составить достаточно полное представление о сущности научно-методической поисковой работы.



1. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Искусство, 1982. - 419 с.
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение,1984. - 158 с.
3. Алпатов М.В. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1940. - 132 с.
4. Архейм Р. Искусство и визуальное восприятие [пер. с англ.]. - М.: Архитектура-С, 2007. - 392 с.
5. Барышников В.Л. Живопись. Теоретические основы. Методические указания к заданиям базового курса дисциплины «Живопись»: учебник - М.: Архитектура-С, 2010. - 120 с.
6. Беда В.Г. Живопись и ее изобразительные средства. - М.: Просвещение, 1977. - 188 с.
7. Беда Г.В. Живопись - М., Просвещение, 1986. - 239 с.
8. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.
9. Бесчастнов Н.П. Живопись / Н.П. Бесчастнов [и др.]. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 223 с.
10. Бесчастнов Н.П. Сюжетная графика: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Владос, 2012. - 399 с.
11. Булат В.Л. Оптические явления в природе. - М.: Просвещение, 1974. - 143 с.
12. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество / Пер. с болг. - М.: Прогресс, 1970. - 496 с.
13. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965. - 216 е.,ил.
14. Выготский Л.Б. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.
15. Гаррисон X. Рисунок и живопись. Полный курс. М.: Эксмо, 2010.253 с.
16. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. - М.: Учебная литература, 1998. - 208 с., ил.
17. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. — М.: Амфора, 2006 - 223 с.
18. Евстратова Е.Н. Репин, Суриков, Васнецов: летописцы русской жизни /Е.Н. Евстратова, Т.В. Постникова, Л.А. Ефремова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 304 с.
19. Живопись: учебное пособие для студентов вузов / Н.П. Бесчастнов [и др.] - М.: ВЛАДОС, 2013. - 223 с.
20. Зинченко Н.В. Самостоятельная работа студентов на пленэрной практике: монография / Н.В. Зинченко. - М.: МГПУ, 2013. - 72 с.
21. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.
22. Кириенко В.И. Цельность восприятия и художественные способности. - М.: Вопросы психологии. 1956. - № 5. - С.67-77.
23. Климова М. Николай Петрович Крымов. - М.: Творчество. -1985.
24. Ковалёв А.Г. Психология личности. - M.: Просвещение, 1970. - 392 с.
25. Крымов Н.П. Художник и педагог: Статьи, воспоминания. - М.: Изобразительное искусство. - 1989. - 222 с.
26. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. - М.: Просвещение, 1971. - 144 е., ил.
27. КузинВ.С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
28. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. Пособие для учителей изобразительного искусства. - М., 1969. - 100 с.
29. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / В. С. Кузин. 2-е изд., стер. - М.: Academia: Издат. центр «Академия», 2013. - 232 с.
30. Леонардо да Винчи. О науке и искусстве / Леонардо да Винчи. СПб.: Амфора, 2006. - 416 с.
31. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
32. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2007. - 64 с.
33. Ломов С.П. Живопись. - М.: Агар, 2008. - 232 с.
34. Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX века. - М.: Искусство, 1966. - 190 с.
35. Макарова М.Р. Рисунок и перспектива. Теория и практика: учебное пособие для студентов художественных специальностей.- М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2012. - 382 с.: ил.
36. Миннарт М. Свет и цвет в природе. - М.: Наука 1969. - 360 с.
37. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве - Минск: Беларусь, 2003. - 151 с.
38. Молева Н. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX века. / Н. Молева, Э. Белютин. - М.: Искусство,1967. - 564 с.
39. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [1-9 классы]. - М.: Просвещение, 2006. - 139с.
40. Николаенко Н.Н. Психология творчества: учебное пособие [под ред. Шипициной Л.М.]. - СПб.: Речь, 2007. - 277с.
41. Павлинов П. Как работать на воздухе. Советы мастеров. - М.: Художник, 1969, № 5, с. 59-60.
42. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 144 с.
43. Раушенбах В.В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. - М.: Наука, 1980. - 288 с.
44. Ромашко Е.В. Пленэрная практика художника-педагога // Вестник МГПУ. - 2009. - №2. - С. 21 -216.
45. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 1980. -239с., ил.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - 322 с.
47. Рудин Н. Смешение цветов. - М.: Художник, 1978, № 12. -
С.54-55.
48. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. - М.: Сов. художник, 1980. - 263 с.
49. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
50. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 256 с.: ил.
51. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность: Пособие для учителей. - М.: Просвещение. 1978. - 159 с.
52. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.А. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. - 207 с.
53. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Акад. проект, 2012.- 175 с.
54. Унковский А.А. Цвет в живописи. - М.: Просвещение, 1983. - 204 с.
55. Учебные программы по рисунку, живописи, композиции, пленэру / С.П. Рощин; [и др.] - М.: МГПУ, 2003. - 48 с.
56. Учебные программа по живописи / под общ. ред. И.Л. Головановой. -М.: МГПУ, 2009. - 54 с.
57. Школа изобразительного искусства. Выпуск второй. - М., Искусство 1965. - 168 с.
58. Щербаков А. Выбор пейзажного мотива. - М.: Художник. 1973. - № II. - С. 57-59.
59. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практ. Пособие / Н.И. Хромов. — М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с. — (Библиотека психолога).
Авторефераты Диссертаций
60. Васильев А.А. Теоретическое и методическое обоснование начальной стадии обучения пленэрной живописи: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1983. - 17 с.
61. . Иванов С.П. Художественная деятельность ребенка как условие его отношения к другим людям. // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 4, с. 85.
Электронные ресурсы
62. http://www.art911.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=48
63. http: //www.render.ru/books/show_book.php?book_id=93 6


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ