Аннотация
Введение 5
1 Теоретический обзор предмета исследования 7
1.1 Характеристики рассматриваемой предметной области 7
1.1.1 Общая характеристика предметной области. Основные понятия.
Основные рассматриваемые алгоритмы 7
1.1.2 Обзор интернет-источников по теме «Основы геоинформационных
систем» 10
1.1.3 Обзор литературы по теме «Основы геоинформационных систем»
14
1.1.4 Анализ существующих учебно-методических разработок по
предметной области 15
1.2 Педагогический анализ рассматриваемой предметной области 19
1.2.1 Характеристика учебного заведения 19
1.2.2 Педагогический адрес 19
1.3 Анализ учебно-методической документации 20
1.4 Технологические требования к педагогическому продукту и средства
его реализации 22
1.5 Анализ и выбор средств реализации педагогического продукта 26
2 Описание электронного учебного пособия «Основы геоинформационных
систем» 38
2.1 Цель и назначение педагогического продукта 38
2.2 Жизненный цикл создания педагогического продукта 38
2.3 Описание интерфейса электронного учебного пособия 42
2.4 Методика использования электронного учебного пособия 47
2.4.1 Требования к программному и аппаратному обеспечению 47
2.4.2 Методические рекомендации по использованию пособия для
студента 48
2.4.3 Методические рекомендации по использованию пособия для
преподавателя 49
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение 56
Актуальность: Геоинформационные системы (ГИС) — компьютерная технология, позволяющая собирать, хранить, анализировать и картографировать любые данные об объектах и явлениях на основе их местоположения [10]. Так же возможно интегрировать базы данных и производить следующие операции: запрос и вывод его результатов, статический анализ с предоставлением данных, выборка и аналитический расчет в картографической форме. Данные возможности позволяют использовать ГИС в широком спектре учебных задач, связанных с анализом и прогнозом явлений, и событий окружающего мира.
Дисциплина «Геоинформационные системы» является частью М9 — «Модуля мультимедиа и компьютерной визуализации» учебного плана по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профилю подготовки «Информатика и вычислительная техника» профилиза- ции «Компьютерные технологии». Дисциплина реализуется в институте инженерно-педагогического образования кафедрой информационных систем и технологий.
Изучение данной дисциплины формирует у студентов навыки нахождения и обработки информации путем выполнения индивидуальных творческих работ. Данный подход позволяет студентам нарабатывать новые навыки и умения, повышая свою конкурентоспособность как будущего специалиста на рынке труда.
Объект работы: процесс изучения дисциплины «Геоинформационные системы»
Предмет работы: учебные материалы, учебно-методическая документация по предмету «Геоинформационные системы».
Цель работы: создать электронное учебное пособие (ЭУП) для дисциплины «Геоинформационные системы».
Задачи работы:
1. Проанализировать существующие продукты, предназначенные для изучения геоинформационных систем.
2. Проанализировать литературу и интернет-источники по предмету «Геоинформационные системы» и QGIS.
3. Систематизировать и структурировать учебный материал по рассматриваемой теме.
4. Проанализировать литературу и интернет-источники с целью выделения требований, предъявляемых к электронному учебному пособию на современном этапе развития образования.
5. Спроектировать структуру электронного учебного пособия.
6. Реализовать интерфейс и функционал электронного учебного пособия «Основы геоинформационных систем».
Перед тем как выбрать средства реализации продукта и его элементов нужно проанализировать технологии по созданию электронных учебных пособий и тестирования.
Так же перед созданием проекта необходимо проанализировать уже существующие учебно-методические разработки по предметной области, на основе сделанных выводов учесть некоторые особенности создания элементов электронного учебного пособия, а так же рассмотреть возможные варианты размещения продуктов на различных площадках.
Изучив предметную область и проведя педагогический анализ учебнометодической документации, а так же проведя анализ интернет-источников и литературы мы разработали для электронного учебного пособия «Основы геоинформационных систем» учебно-методический комплекс, включающий в себя лекции, лабораторные работы, средства контроля, тесты.
В рамках выпускной квалификационной работы было разработано электронное учебное пособие «Основы геоинформационных систем», которое состоит из восьми тем включающих в себя лекции, лабораторные работы, и контрольные тесты, методические рекомендации.
Перед тем как выбрать средства реализации электронного учебного пособия и его элементов были проанализированы технологии по созданию электронных учебных пособий и тестирования. Для создания электронного учебного пособия была выбрана программа CourseLab, для создания тестов была выбрана программа «Mytest».
Так же перед созданием проекта были проанализированы уже существующие учебно-методические разработки по предметной области, на основе сделанных выводов были учтены некоторые особенности создания элементов электронного учебного пособия, а так же рассмотрели возможные варианты размещения продуктов на различных площадках, таких как социальные сети, видеохостинги и web-сайты.
Изучив предметную область и проведя педагогический анализ учебнометодической документации, а так же проведя анализ интернет-источников и литературы мы разработали для электронного учебного пособия «Основы геоинформационных систем» учебно-методический комплекс, включающий в себя лекции, лабораторные работы, средства контроля, тесты.
Электронное учебное пособие «Основы геоинформационных систем» включает в себя:
• раздел «Заставка» — обложка приложения;
• раздел «Главная» — приветствие обучающихся и меню приложения;
• раздел «Содержание» содержит в себе все учебные материалы электронного учебного пособия;
• раздел «Глоссарий» содержит термины, встречающиеся в пособии;
• раздел «О пособии» указывает автора проекта и его дипломного руководителя;
• раздел «Методические указания» содержит правила по использованию пособия.
Во время выполнения проекта для элементов продукта были подобраны следующие цвета:
• белый цвет — основной фон;
• черный цвет — цвет основного текста;
• красный цвет — цвет для выделения отдельных элементов, на которые следует обратить особое внимание;
• зеленый цвет — цвет элементов навигации;
• серый — цвет для подпись рисунков и таблиц.
Так же были созданы средства навигации.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Проанализировали существующие продукты по изучению геоин- формационных систем.
2. Проанализировали литературу и интернет-источники по предмету «Геоинформационные системы» и QGIS.
3. Систематизировали и структурировали учебный материал по рассматриваемой теме.
4. Проанализировали литературу и интернет источники с целью выделения требований, предъявляемых к электронному учебному пособию на современном этапе развития образования.
5. Спроектировали структуру электронного учебного пособия.
6. Реализовали интерфейс и функционал электронного учебного пособия «Основы геоинформационных систем».
Поставленные задачи решены, цель достигнута.
1. Васильев В. Н. Обзор существующих ГИС [Текст] / В. Н. Васильев // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 62-66.
2. Геоинформационные системы и «облачные» технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/ 18857/1255/lecture/23975 (дата обращения: 30.12.2017).
3. Географические информационные системы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://geosys.by/blog/item/9-gis-intro (дата обращения:
30.12.2017) .
4. ГИС и распределительные вычисления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/technoserv/blog/330758/ (дата обращения: 30.12.2017).
5. Елистратова А. А. Применение и перспективы развития российских геоинформационных систем [Текст] / А. А. Елистратова И. С. Коршакевич // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2013. — №9 — С. 424-425
6. Лурье И. К. Основы геоинформатики // Информатика с основами геоинформатики. Часть 2: Основы геоинформатики. [Текст] учебное пособие / И. К. Лурье, Т. Е. Самсонов. — под общ. ред. Лурье И. К.— Москва: Географический факультет МГУ, 2016. — 200 с.
7. Наиболее распространенные оболочки для создания учебников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/naibolieie- rasprostraniennyie-obolochki-dlia-sozdaniia-uchiebnikov.html (дата обращения:
30.12.2017) .
8. Одиннадцать онлайн-сервисов для создания тестов [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.azconsult.ru/11-onlajn-servisov-dlya- sozdaniya-testov/ (дата обращения: 30.12.2017).
9. Окуловская А. Г. Рабочая программа дисциплины «Геоинформационные системы» [Текст]. — А. Г. Окуловская. — Екатеринбург: РГППУ 2017. — 27 с
10. Окуловская А. Г. Учебно-исследовательская работа студентов в изучении геоинформационных систем [Текст] / А. Г. Окуловская // Новые информационные технологии в образовании НИТО-2014 : материалы VII междунар. науч.-практ. конф., 11-14 марта 2014 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т [и др.]. — Екатеринбург, 2014. — С. 573-574.
11. Поговорим о ГИС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/67144/ (дата обращения: 10.09.2017).
12. Полное руководство по Google Forms [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://molyanov.ru/samoe-polnoe-rukovodstvo-po-google-forms- kotoroe-vy-videli/ (дата обращения: 20.12.2017).
13. Проектирование тестов в программе Mytest [Электронный ресурс].
• Режим доступа: http://g-sv.ru/drupal/sites/default/files/test_my_test.pdf/ (дата обращения: 30.12.2017).
14. Ризаев И. С. Геоинформационные системы: [Текст] учебное пособие / И. С. Ризаев. — Казань: Казан. гос.техн.ун-та, 2013. — 140 с.
15. Свидзинская Д. В, Бруй А. С. Основы QGIS [Электронный ресурс].
• Режим доступа: https://qgis.org/ru/site/ (дата обращения: 01.10.2017)....30