Аннотация
Введение 4
1 Анализ литературы по теме «Имитационное моделирование систем на
планформе Anylogic» 6
1.1 Анализ литературы и интернет-источников 6
1.1.1 Анализ литературы 6
1.1.2 Анализ интернет-источников 10
1.2 Обзор государственных образовательных стандартов и рабочих
программ 14
1.3 Общие требования по созданию электронного учебного пособия 19
1.4 Описание общих подходов к трактовке понятия «Имитационное
моделирование» 26
2 Характеристикалабораторного практикума «Имитационное моделирование
систем на платформе Anylogic» 34
2.1 Проект лабораторного практикума 34
2.2 Описание продукта 35
2.2.1 Общая характеристика 35
2.2.2 Описание наполнения лабораторного практикума 37
2.2.3 Описание раздела «Справочник» 46
2.2.4 Описание раздела «Контроль» 47
2.2.5 Описание блока навигации 47
2.3 Инструкции по использованию лабораторного практикума 49
2.3.1 Инструкции по использованию лабораторного практикума для
преподавателя 49
2.3.2 Инструкции по использованию лабораторного практикума для
обучаемого 50
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение
На сегодняшний день сфера образования столкнулась с такой проблемой, как отсутствие учебников и учебных пособий, которые могли бы осветить вопросы, касающиеся инструментов имитационного моделирования. Поэтому возникает необходимость в создании учебного комплекса, содержащего как теоретический материал, так и практические задания.
Одним из направлений современного этапа информатизации образования является разработка и внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, в том числе электронных учебников и пособий, которые должны улучшить методическое обеспечение учебного процесса, что, безусловно, повлияет на качество подготовки специалистов.
При более детальном рассмотрении можно выявить ряд значительных преимуществ электронного учебника перед традиционным (печатным), одним из которых является наглядность, т.к. в электронном учебнике она выше, чем в печатном, что обеспечивается использованием мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов.
Также стоит отметить, что электронная версия учебного пособия является более мобильной, тем самым позволяя легко расширить ее тираж (возможность переслать по сети), если учебник пользуется спросом.
При сравнении печатного учебника и электронного необходимо заострить внимание на том, что второй вариант является более доступным, в процессе эксплуатации его можно корректировать, дополнять, модифицировать.
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что на данный момент есть необходимость обучения специалистов в области имитационного моделирования, но отсутствуют средства, с помощью которых можно было бы осуществить этот процесс.
Объектом исследования является процесс обучения имитационному моделированию.
Предметом исследования являются учебные материалы «Имитационное моделирование систем на платформе AnyLogic».
Цель настоящего исследования — разработать лабораторный практикум «Имитационное моделирование систем на платформе AnyLogic».
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика и по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) с целью определения места и объема рассматриваемой темы в учебном процессе.
2. Проанализировать требования, предъявляемые к составлению электронных учебных пособий, с целью формирования педагогически обоснованных критериев.
3. Проанализировать различные источники по созданию моделей в среде AnyLogic, с целью отбора и компоновки учебного материала для наполнения лабораторных работ.
4. Реализовать лабораторный практикум и разработать инструкции по его использованию для преподавателей и обучаемых.
Развитие информационных технологий существенным образом уменьшило роль географического пространства как одного из основных препятствий для получения качественного высшего образования. При возможности выхода в глобальную сеть Интернет, электронные учебные пособия стали легкодоступными, их можно просматривать и получать консультации по их изучению, физически находясь на удаленном расстоянии от библиотеки и преподавателей вуза. Таким образом, внедрение и использование электронных учебных пособий способствует процессу диверсификации контингента студентов вузов и является эффективным средством повышения качества получаемых студентами знаний, а также образовательного уровня выпускников вузов.
Компьютерное моделирование широко используется как средство познания действительности, проектирования и обучения.Ежегодно миллионы долларов расходуются на изучение сложной природы социальных взаимодействий. Найти ответы на социальные вопросы всегда нелегко как для корпораций, которые стремятся к популярности среди ключевых демографических групп, так и для государства. Успешность заказчиков таких исследований напрямую зависит от результатов, которые не всегда дают достоверное представление о реальности.
Такие методы как фокус-группа или целевые социологические исследования ограничены в возможностях и им не хватает гибкости. Часто результаты подобных исследований приводят к выводам, которые отстают от изменений в системе. Тем не менее, решение существует.
Имитационное моделирование AnyLogic даёт исключительную свободу в изучении взаимодействий, порождающих проблемы современного общества. Популяцию виртуальных агентов, смоделированную на основе реальных данных, можно использовать для прогнозирования урбанизации региона или изучения эффективности действующей политики здравоохранения. AnyLogic поможет в поиске ответов на важные вопросы и получении необходимых результатов.
В рамках дипломной работы создан лабораторный практикум «Имитационное моделирование систем на платформеЛпуЬодхс», который включает:
1. Лабораторные работы — раздел включает в себя шесть лабораторных работы:
• «Модель банка (Процессный подход)»;
• «Модель павильона метро (Пешеходы)»;
• «Модель обслуживания турбин (Агентный подход)»;
• «Диффузия по Бассу (Системная динамика)»;
• «Модель перекрестка (Дорожное движение)»;
• «Сортировочная горка (Моделирование ж/д узла)»;
• «Модель банковского отделения», «Модель павильона метро».
2. Раздел «Справочник» содержит три теоретических подраздела:
• пользовательский интерфейс AnyLogic—основные компоненты окна программы;
• основные понятия — кратко изложена теоретическая информация, которая может понадобиться для понимания изучаемой темы.
3. Раздел «Контроль». включает в себя тридцать вопросов по всем лабораторным работам
В лабораторном практикумеприведены инструкции по использованию лабораторного практикума, основные возможности среды моделирования.
Проанализировав библиографические данные, посвященные теме «Имитационное моделирование систем в AnyLogic», была собрана и систематизирована информация по данной теме. В дальнейшем она была использована в качестве наполнения лабораторного практикума.....
1. Балыкина Е.Н. Сущностные характеристики электронных учебных
изданий [Электронный ресурс].— Режим досту-
па:ййрз://й1з1огу.кгзи.еби.кд(дата обращения: 05.01.2018).
2. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем [Текст]: учебник / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков.— Москва: «Филинъ», 2015. — 616 с.
3. Безвенко Е.В., Влазнева А.Е. Средства новых информационных технологий — СНИТ. Электронные учебники: за и против [Электронный ресурс].— Режим доступаЕйрГ/м^мишаде.м^еЬзйе.ги/ (дата обращения: 05.01.2018).
4. БорщевА.Р. От системной динамики и традиционного имитацион
ного моделирования — к практическим агентным моделям: причины, технология, инструменты [Электронный ресурс]. — Режим досту-
паЕйрУ/м^^дрзз.ги/рарег/Ьогзйеуагс.рбР (дата обращения: 04.01.2018).
5. Глоссарий [Электронный ресурс].— Режим досту-
паЕйрУ/м^м^оззагу.ги^дата обращения: 05.01.2018).
6. Головин Н. Моделирование обработки заданий для ЭВМ в среде моделирования AnyLogic 8.[Текст] / Н. Головин //RESEARCHand- ТЕСНЫОЕОСУ-ЗТЕРтФШеБиТТОЕ. — 2017. — №4. С.15-18.
7. Государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://fgosvo.гu/upload- 111ез/1?дозуоЬ/090303^1?(дата обращения: 04.12.2017).
8. Государственный образовательный стандарт высшего образования. по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. — Режим досту- па:http://fgosvo.гu/up1oadfi1es/fgosvoЬ/440304.pdf(дата обращения: 04.12.2017).
9. Емельянов А. А. Имитационное моделирование экономических процессов [Текст]: учебник / А. А. Емельянов, Е. А. Власов, Р. В. Дума. — Москва: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
10. Карпов Ю.Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AnyLogic 8[Текст]: учебник / Ю.Г. Карпов. — Санкт- Петербург, 2017. — 400 с.
11. Карпов Ю.Г. Моделирование агентов — новая парадигма в имитационном моделировании [Электронный ресурс]. — Режим
доступаЕйрУ/м^м^.шаз.ехропейа.ги^дата обращения: 05.01.2018).
12. Колесов Ю. Компьютерное моделирование в научных исследованиях и образовании [Текст] / Ю. Колесов, Ю. Сениченков// Математика в приложениях. — 2015. — №1. С. 4-11.
13. Красильникова В.А., Шалкина Т.Н. Разработка и использование электронного учебного пособия для организации учебной деятельности студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа:ййр://ууу.огепрог1.ги (дата обращения: 05.01.2018).
14. Кустов А.И. Имитационное моделирование в экономике: учебное пособие [Текст]: учебное пособие / А. И. Кустов. — Воронеж: Научная книга, 2007. — 224 с.
15. Максимов А.И. Построение имитационных моделей в инструментальных средах AnyLogic и Као-81ибю[Текст] / А.И. Максимов // Естественные и технические науки — 2007. —№6. С. 24-27.....30