Аннотация
Введение 5
1 Теоретические особенности создания обучающего видеокурса 7
1.1 Общая характеристика учебных видеоматериалов 7
1.2 Анализ программного обеспечения «Доктор. Лаборатория» 9
1.2.1 Программное обеспечение «Доктор. Лаборатория»: назначение и функциональные особенности 9
1.2.2 Пользователи программного обеспечения «Доктор. Лаборатория» 10
1.3 Анализ литературы и интернет источников по разработке обучающих
видеороликов 11
1.3.1 Анализ литературы, описывающей процесс разработки и
требования к обучающим видеороликам 11
1.3.2 Анализ интернет-источников по разработке обучающих
видеороликов 12
1.4 Обзор программного обеспечения, используемого для создания
видеоролика 14
1.5 Требования, предъявляемые к обучающим видеороликам 18
1.5.1 Технология создания видеокурса 18
1.5.2 Технические требования, предъявляемые к учебным видеороликам
20
1.5.3 Дидактические требования к учебному видео 21
1.6 Педагогический адрес 22
2 Разработка обучающего видеокурса к программному обеспечению «Доктор. Лаборатория» 23
2.1 Разработка курса обучающих видеороликов 23
2.1.1 Цель видеокурса для обучения использованию программного
обеспечения «Доктор. Лаборатория» 23
2.1.2 Жизненный цикл обучающего видеокурса 23
2.1.3 Общее описание структуры видеокурса 24
2.2 Основные этапы реализации курса обучающих видеороликов 25
2.2.1 Этапы работы над видеороликами 25
2.2.2 Тематика и примерное содержание видеороликов 26
2.2.3 Создание видеороликов с помощью программного продукта
Camtasia Studio 31
2.2.4 Создание меню автозапуска с помощью визуального пакета
AutoPlay Media Studio 38
2.3 Методические рекомендации по использованию обучающего
видеокурса программного обеспечения «Доктор. Лаборатория» 48
2.4 Апробация обучающего видеокурса в работе лаборатории 49
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложение 1
Приложение 2 55
В настоящее время в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий модернизируется и процесс обучения путем интеграции с данными технологиями. В процесс обучения внедряются новые методики и технологии, такие как тренинги, семинары, практические занятия, все большую популярность набирают обучающие видео материалы.
Видеоурок представляет собой особый вид организации учебного процесса, заключающийся в том, что на уроках используется различное видео оборудование. Видеоуроки приобретают все большую популярность благодаря своей высокой эффективности. Учащимся и практикантам предоставляется отличная возможность непосредственно наблюдать за определенным научным процессом, и даже участвовать при наличии интернет-соединения, что так же является составной частью большинства видеоуроков. Ведь невозможно представить ни один сложный производственный процесс, который не нуждался бы в детальных и наглядных пояснениях высококвалифицированного специалиста.
Доступность и бесплатность обучающих видеороликов - вот главные аргументы видеоуроков. Но нельзя говорить только об этих преимуществах, поскольку online-образование по нескольким пунктам намного результативнее, чем учебно-методические пособия. И выражается это в первую очередь эффективностью обучения.
До недавнего времени в российском здравоохранении почти полностью отсутствовали хоть какие-то признаки автоматизации. Карты, бюллетени, процедурные отчеты, учет пациентов, лекарственных препаратов — весь документооборот производился на бумаге. Это сказывалось на скорости, а следовательно, и качестве обслуживания пациентов, затрудняло работу врачебного, медицинского персонала, что вело к врачебным ошибкам, большим затратам времени на заполнение карт, составление отчетов.
Учитывая это, многие отечественные лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) в своей деятельности активно прибегают к информационным технологиям. Но не все медицинские работники в силе самостоятельно изучать новые программные продукты, в связи с чем для упрощения и ускорения обучения персонала необходимо соответствующие средства обучения, например, видеоролики.
Несомненные преимущества технологии обучающих видеоуроков и определили тему выпускной квалификационной работы (ВКР) «Обучающий видеокурс к программному обеспечению (ПО) «Доктор. Лаборатория»
Объект работы: процесс обучения сотрудников ГБУЗ СО «Артемовская ЦРБ» навыкам работы с программным обеспечением «Доктор. Лаборатория» .
Предмет работы: обучающий видеокурс по использованию программного обеспечения «Доктор. Лаборатория».
Цель выпускной квалификационной работы: разработать обучающий видеокурс по использованию программного обеспечения «Доктор. Лаборатория» .
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники с целью выявления требований, предъявляемых к структуре и содержанию обучающих видео-материалов.
2. Осуществить выбор программного обеспечения для создания видеокурсов.
3. Определить последовательность и разработать сценарий видеоуроков для изучения программного обеспечения «Доктор. Лаборатория».
4. Разработать методические указания по использованию обучающего видеокурса для подготовки администраторов и лаборантов основам использования программного обеспечения «Доктор. Лаборатория» в их профессиональной деятельности.
В рамках выпускной квалификационной работы был разработан обучающий видеокурс к программному обеспечению «Доктор. Лаборатория», который включает в себя 5 видеороликов по использованию данного ПО и методические рекомендации для специалистов лаборатории.
На первом этапе выполнения выпускной квалификационной работы были проанализированы литература и интернет-источники с целью выявления требований, предъявляемых к структуре и содержанию обучающих видеоматериалов. На основании проведенного анализа были сформулированы темы будущих видеороликов и определено их содержательное наполнение. Была определена последовательность и разработаны сценарии видеоуроков для изучения программного обеспечения «Доктор. Лаборатория».
Далее были рассмотрены требования, предъявляемые в настоящее время к обучающим видеоматериалам, с учетом которых было подобрано программное обеспечение для их реализации, а именно Camtasia Studio.
На следующем этапе были записаны видеоролики с помощью технологии скринкастинга, а также был проведен их монтаж с целью устранения недочетов и наложения необходимых эффектов, и корректировки звуковой дорожки. С помощью визуального пакета AutoPlay Media Studio было создано меню автозапуска для более удобного использования разработанных видеоматериалов.
На заключительном этапе были разработаны методические указания по использованию обучающего видеокурса для подготовки администраторов и лаборантов Артемовской ЦРБ основам использования программного обеспечения «Доктор. Лаборатория».
1. Блог Абдулина Руслана [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://abdullinru.ru/ (дата обращения: 17.12.2017).
2. Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 25.12.2017).
3. Воронин Ю. А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: учебное пособие [Текст] / Ю. А. Воронин. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2005. — 203 с.
4. Воронина Т. П. Образование в эпоху НИТ [Текст] / Т. П. Воронина,
B. П. Кашицин, О. П. Молчанова. — Москва: АМО, 2005. — 194 с.
5. В помощь аспирантам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dis.finansy.ru/ (дата обращения: 25.12.2017).
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. — под ред. Давыдова В. В. — Москва: Педагогика, 2014. — 317 с.
7. Горелов Г. В. Теория по созданию обучающих видеоматериалов [Текст] / Г. В. Горелов, А. Ф. Фомин, А. А. Волков и др. Москва: Видео, 2013. — 243 с.
8. Григорьев С. Г. Мультимедиа в образовании [Текст] /
C. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. — Москва: Педагогика, 2008. — 229 с.
9. Громаков Ю. А. Стандарты создания видеоматериалов [Текст] / Ю. А. Громаков. — Москва: ЭКО-ТРЕНДЗ, 2015. — 183 с.
10. Зюко А. Г. Теория видеомонтажа [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Зюко, Д. Д. Кловский, В. И. Коржик, и др. — Москва: Видео и монтаж, 2013. — 432 с.
11. Иванов В. И. Создание видеороликов с помощью скринкастинга [Текст] / В. И. Иванов. — Москва: Ролики и монтаж, 2014. — 248 с.
12. Инфоурок [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://infourok.ru/ (дата обращения: 15.12.2017).
13. Каталог статей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nitforyou.com/ (дата обращения: 10.12.2017).
14. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст] / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. — Москва: Аcademia, 2009. — 154 с.
15. Комарова Н. И. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Программа для студентов гуманитарных факультетов педагогических ВУЗов [Текст] / Н. И. Комарова. — Москва: МГПУ, 2004. — 146 с.....30