Аннотация
Введение 4
1 Теоретические основы организации поддержки пользователей
информационной системы на предприятии 6
1.1 Эффективная поддержка пользователей информационных систем как
условие стабильности работы предприятия 6
1.2 Реализация поддержки пользователей информационной системы на
предприятии 15
1.3 Требования к информационно-обучающим материалам для поддержки
пользователей 18
1.4 Анализ аналогичных информационно-обучающих материалов 20
2 Описание информационно-обучающих материалов для поддержки
пользователей 35
2.1 Общее описание информационно-обучающих материалов 35
2.2 Обоснование выбора средств разработки информационно-обучающих
материалов 37
2.3 Описание компонентов информационно-обучающих материалов 43
2.4 Анализ результатов внедрения 49
Заключение 50
Список используемых источников 52
Приложение 56
Полный жизненный цикл информационной системы включает в себя, как правило, стратегическое планирование, анализ, проектирование, реализацию, внедрение и эксплуатацию [7]. В отличие от других стадий, эксплуатация корпоративной информационной системы, за весьма редкими исключениями, возлагается на сотрудников организации, не входящих в службу информационных технологий (ИТ), — тех, кто выступает пользователями информационной системы. Причем в большинстве случаев именно по повышению эффективности и качества работы этих пользователей судят об эффективности и качестве информационной системы, а также и о качестве работы информационной службы. По сути, пользователи выступают заказчиками и потребителями информационно-технологических услуг [22].
На предприятии ООО «КИТ»-СЕРВИС в настоящие время внедрена система Systems Applications and Products in Data Processing — система приложений и продуктов по обработке данных (SAP) S4Hana. Корпорация SAP поставляет комплект документации, в состав которого входят руководства пользователя, предназначенные для самостоятельного изучения стандартных транзакций и обучения сотрудников их использованию [34].
Актуальность разработки информационно-обучающих материалов обусловлена тем, что для данного предприятия руководства, предоставляемые корпорацией SAP, не могут быть эффективно использованы пользователями системы, так как они являются универсальными, не учитывают особенности продукции предприятия и процессов модификации, которые претерпевают стандартные транзакции. Причиной модификации стандартных транзакций служит специфика данных предприятия, специфика бизнес-процессов и специфика интеграции с другими системами.
В виду этого необходимо создание для сотрудников предприятия, задействованных в эксплуатации информационной системы, уникального описания процессов, реализуемых в системе.
Однако, зачастую, одного описания для освоения технологии выполнения операций недостаточно, поскольку для приобретения навыков и умений работы на определённых рабочих местах возникает необходимость практического выполнения необходимых операций.
Для этого сотруднику должна быть предоставлена возможность в тестовом режиме информационной системы выполнить специально разработанные для целей обучения задания, правильность исполнения которых проверяется в процессе их выполнения.
Объектом исследования является процесс поддержки пользователей SAP- системы на предприятии ООО «КИТ»-СЕРВИС.
Предметом исследования являются материалы для информационной поддержки пользователей SAP-системы предприятия ООО «КИТ»-СЕРВИС.
Цель работы — разработать информационно-обучающие материалы для пользователей SAP-системы предприятия ООО «КИТ»-СЕРВИС.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1. Проанализировать нормативно-техническую документацию с целью выделения требований, предъявляемых к информационно-обучающим материалам на современном этапе.
2. Спроектировать информационно-обучающие материалы. Разработать в соответствии со сформулированными требованиями их состав, структуру, содержание и оформление.
3. Реализовать проект. Разработать материалы для самостоятельного изучения бизнес-процессов для пользователей, состоящих из схем процесса, пошагового описания выполнения процессов, практического задания к информационно-обучающим материалам.
4. Внедрить продукт на предприятии ООО «КИТ»-СЕРВИС.
Целью выпускной квалификационной работы была разработка информационно-обучающих материалов для пользователей SAP-системы предприятия ООО «КИТ»-СЕРВИС. В ходе выполнения работы было поэтапно решено несколько задач:
1. Исследована специфика проблем и тенденций развития информационных систем на предприятии ООО «КИТ»-СЕРВИС, обоснована необходимость и цели использования информационно-обучающих материалов в данной предметной области.
2. Произведен анализ аналогов.
3. Определены требования к создаваемым информационно-обучающим материалам:
• интуитивно понятный интерфейс пользователям;
• возможность формирования необходимого уровня знаний и практических умений пользователей на данных максимально приближенных к реальным;
• максимальная оптимизация работы отдела по поддержке пользователей на основе самостоятельного обучения пользователей.
4. Разработаны информационно-обучающие материалы, состоящие из пяти частей. Каждая часть содержит:
• схему процесса закупки услуг и товарно-материальных ценностей, изображающую текущее местоположение пользователя в процессе закупки, необходимое для понимания самого бизнес-процесса;
• подробное описание пошаговых действий, которые должен выполнить пользователь для выполнения задания в соответствии с легендой, сопровожденное скринкастами, ссылками на специально разработанные видеофрагменты, поясняющие технологию выполнения заданий легенды, указанной в данном практическом задании, в тестовой версии информационной системы;
• практическое задание, для самостоятельного выполнения;
• тестовые задания для контроля знаний.
5. Отработана схема взаимодействия персонала службы технической поддержки с пользователями информационной системы, уточнены алгоритмы допуска пользователей к работе в реальной системе.
6. Проведено обучение пользователей по новому сценарию с использованием разработанных информационно-обучающих материалов, которое показало значительное снижение объема поступающих от пользователей системы обращений.
В процессе использования информационно-обучающих материалов в процессе обучения сотрудников предприятия-пользователей новой системы были отработаны схемы взаимодействия персонала техподдержки, отвечающего за обучение и консультирование сотрудников, и обучаемых сотрудников, уточнены и частично переформулированы легенды для более точного соответствия реальным задачам, пересняты отдельные видеофрагменты, переработаны частично тестовые описания пошаговых действий.
Информационно-обучающие материалы используются при обучении сотрудников предприятия, являющихся пользователями новой системы.
Директором предприятия ООО «КИТ»-СЕРВИС было принято решение об использовании информационно-обучающих материалов на предприятии.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы полностью решены, цель достигнута.
1 Введение в программу видеомонтажа Sony Vegas Pro 12 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://x-studios.ru/sony-vegas/vvedeniye-v- programmu-videomontazha-sony-vegas-pro-12.php (дата обращения: 23.11.2017).
2 Генкин Б. М. Основы управления персоналом [Текст]: учебник для вузов / Б. М. Генкин, Г. А. Кононова, В. И. Кочетков и др. — Москва: Высшая школа, 2016. — 383 с.
3 ГОСТ 19.505-79 Единая система программной документации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200007676 (дата обращения: 22.11.2017).
4 ГОСТ РД 50-34.698-90 Руководство пользователя [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.prj-exp.ru/patterns/pattern_user_guide.php (дата обращения: 22.11.2017).
5 ДИ 2780-03-2010 «Должностная инструкция инженера группы технической поддержки» [Электронный ресурс]. — Введ. 06.10.2010. — Режим доступа: https://ekaterinburg.tk-kit.ru/about (дата обращения: 29.11.2017).
6 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения:
29.11.2017) .
7 Жизненный цикл информационных систем [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mirznanii.com/a/308636/zhiznennyy-tsikl-informatsionnykh- sistem (дата обращения: 29.11.2017).
8 Злоказова Т. Передача знаний на расстоянии [Текст] / Т. Злоказова // Управление персоналом. — 2015. — №8 — С.24-25.
9 Иванова И. Как получать специальные и дополнительные знания? [Текст] / И. Иванова // Служба кадров и персонал. — 2005. — №1 . — С.52-54
10 Как организовать на сайте самообслуживание для пользователей клиентской поддержки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lovim.net/2012/07/customer-self-service/ (дата обращения: 29.11.2017).
11 Модули SAP ERP [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://korusconsulting.ru/tasks/upravlenie-resursami-predpriyatiya/struktura-sap-erp. html (дата обращения: 28.11.2017).
12 Модуль SAP MM. Управление материальными потоками на предприятии: внедрение и сопровождение ООО ИТИК [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.itctg.ru/solutions/sap-mm-material (дата обращения:
29.11.2017) .
13 Моргунов В. П. Не обойтись без новых знаний экономики и финансов [Текст] / В. П Моргунов // Служба кадров и персонал. — 2005. — №3. — С.17-20.
14 Музыченко В. В. Управление персоналом [Текст]: учебник для высших учебных заведений / В. В. Музыченко — Москва: Академия, 2014. — 528 с.
15 Мусинова Н. Н. Организация и кадровое обеспечение муниципального управления [Текст]: учебное пособие / Н. Н. Мусинова. — Москва: ГУУ, 2013. — 320 с.....34