Аннотация
Введение 5
1 Анализ печатных и интернет-источников по дисциплине «Информатика» .. 8
1.1 Анализ федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования 8
1.2 Анализ рабочей программы по дисциплине «Информатика» 11
1.3 Анализ литературы и интернет-источников 15
1.3.1 Анализ литературы 15
1.3.2 Анализ интернет-источников 19
1.3.3 Делопроизводство: основные термины и определения 20
1.4 Общие сведения об электронном учебном пособии 21
1.4.1 Понятие электронного учебного пособия 21
1.4.2 Структурная организация электронного учебного пособия 23
1.4.3 Дидактические требования к электронным учебным пособиям 24
1.4.4 Технологические требования к электронным учебным пособиям ... 25
1.4.5 Технология разработки электронных учебных пособий 27
1.4.6 Преимущества использования электронных учебных пособий 33
1.5 Обоснование выбора средств для реализации электронного учебного
пособия 34
2 Описание электронного учебного пособия «Информатика» 38
2.1 Педагогический адрес 38
2.2 Структура электронного учебного пособия 38
2.3 Описание электронного учебного пособия 40
2.4 Состав электронного учебного пособия 41
2.4 Описание разделов пособия 44
2.4.1 Главная страница 44
2.4.2 Раздел «Инструкция» 45
2.4.3 Раздел «Теория» 45
2.4.4 Раздел «Практика» 47
2.4.5 Раздел «Лабораторные работы» 49
2.4.6 Раздел «Контроль» 51
2.4.7 Раздел «Дополнительные материалы» 54
2.5 Апробация 56
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение 63
Сейчас в нашу жизнь очень быстро внедряется информационнокоммуникационные технологии. Также они активно проникают в систему образования и накопления образовательных ресурсов в сети Интернет, после данного этапа становится более актуальная задача по внедрению более современных методов и технологий по организации учебного процесса, процесса передачи более современных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому.
Разработка и применение электронных учебных пособий не только повысило интерес к выбранной профессии, а так же повысило успеваемость по «Информатике». Обучающиеся лучше воспринимают информацию зрительно, особенно, если она качественно оформлена. Электронное учебное пособие позволяет любому обучающемуся независимо от уровня его подготовки принимать активное участие в процессе образования, осуществлять самоконтроль, обособлять свой процесс обучения. Обучающийся становится не пассивным участником образовательного процесса, а проявляет повышенный интерес к получению знаний и адекватно оценивать свои навыки и умения. Обучающиеся становятся более заинтересованными в освоении образовательной дисциплины, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. Компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.
Плюсы электронных учебных пособий
Основными преимуществами электронных учебных пособий перед печатными можно назвать следующие:
• функция быстрого поиска;
• возможность хранения большого количества информации;
• возможность индивидуальной организации и структурирования информации в виде гипертекста;
• мультимедийные функции;
• интерактивное моделирование;
• интерактивная система самопроверки;
• возможность компактного хранения большого объема информации;
• возможность актуализации (дополняется и расширяется).
Выбранная тема выпускной квалификационной работы «Разработка электронного учебного пособия “Информатика”» является актуальной в силу того, что потребность в таком электронном учебнике несомненно есть, электронное учебное пособие «Информатика» создаётся с целью представления информации в удобном для обучающихся виде и объединить теорию с практикой.
Данное электронное учебное пособие разрабатывалось для Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургский техникум “Автоматика”». «Екатеринбургский техникум “Автоматика”» с 1982 года ведет подготовку специалистов в области документоведения, информационных технологий, радиоэлектроники и металлообработки.
Объект работы — процесс формирования знаний и навыков работы с различными пакетами прикладных программ у обучающихся профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации».
Предмет работы — учебные материалы по дисциплине «Информатика».
Цель работы — разработать электронное учебное пособие «Информатика» для обучающихся профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»....
В рамках выпускной квалификационной работы было разработано электронное учебное пособие «Информатика», предназначенное для обучающихся Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургский техникум “Автоматика”», изучающих дисциплину «Информатика», которая включена в учебный план специальности 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации».
При выполнении выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Был проведен анализ:
• учебно-методической документации дисциплины;
• литературы и интернет-источников.
2. Отобран и систематизирован теоретический материал, содержание которого соответствует рабочей программе дисциплины.
3. Разработаны практические и лабораторные работы, средства контроля.
4. Учебное пособие реализовано в электронном виде и содержит:
• аннотацию;
• инструкцию по использованию;
• раздел теории, содержащий 5 разделов;
• раздел практики, в котором есть 3 раздела практических работ по определенным разделам;
• раздел лабораторных работ, в котором находятся лабораторные работы по одному из разделов;
• раздел со средствами контроля;
• глоссарий терминов;
• информацию о разработчиках.
При разработке электронного пособия были использованы такие технологии как язык гипертекстовой разметки HTML, CSS, визуальный HTML- редактор Notepad++, для разработки блока контроля использован сервис для создания электронных курсов iSpringSuite8.
5. Проведена апробация пособия, которая позволила выявить и устранить недочеты. Апробация показала, что пособие позволяет сформировать необходимые знания и умения в области документоведения, предусмотренные рабочей программой дисциплины.
Электронное учебное пособие разработано с учетом требований, предъявляемых к педагогическим программным средствам, имеет удобный интерфейс, снабжено иллюстрациями.
Таким образом, поставленные задачи можно считать выполненными в полном объеме, а цель достигнутой.
1. Абдулова Е. Ю. Первый шаг. Обучение компьютерной грамотности. Начальный уровень [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Абдулова. — Воркута: 2008. — 167 с.
2. Аванесов В. С. Эффективность педагогических тестов и тестовых заданий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://testolog.narod.ru /Theory40.html (дата обращения: 15.11.2017).
3. Ананченко Т. Б Рабочая программа «Информатика» для обучающихся по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» [Текст] / Т. Б. Ананченко. — Екатеринбург. — 2012. — 14 с.
4. Видеоуроки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://video- uroki.net (дата обращения: 13.12.2017).
5. Вуль В. А. Электронные издания. [Текст] / В. А. Вуль. — Санкт- Петербург: «Петербургский институт печати», 2011. — 308 с.
6. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии. [Текст]: учебник / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и доп.
• Москва: Юрайт, 2014. — 383 с.
7. Гейн А. Г. Информатика. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций [Текст] / А. Г. Гейн, А. Б. Ливчак, А. И. Сенокосов и др. — Москва: Просвещение, 2013. — 272 с.
8. Дидактические возможности средств ИКТ [Электронный ресурс].
• Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/didakticheskie-vozmozhnosti- sredstv-ikt.html (дата обращения: 30.11.2017).
9. Кабанова Т. А. Тестирование в современном образовании [Текст]: учебное пособие / Т. А. Кабанова, В. А. Новиков. — Москва: Высшая школа, 2010. — 189 с.
10. Компьютер — это просто! [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.teryra.com (дата обращения: 22.12.2017).
11. Левин А. Ш. Краткий самоучитель работы на компьютере [Текст]: / А. Ш. Левин. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 400 с.
12. Леонтьев В. П. Персональный компьютер для всей семьи [Текст]: / В. П. Леонтьев. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 800 с.
13. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст]: А. Н. Майоров. — Москва: Интеллект-Центр, 2002. — 103 с.
14. Маскиано Ч. HTML и XHTML. Подробное руководство [Текст]: / Ч. Маскиано, Б. Кеннеди. — Санкт-Петербург: Символ-Плюс, 2011. — 752 с.
15. Мержевич В. А. Самоучитель по CSS [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://htmlbook.ru/samcss (дата обращения: 03.11.2017)....41