Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИКТОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Глагольная лексика и овладение ею в онтогенезе 8
1.2. Особенности овладения глагольной лексикой детьми с общим недоразвитием речи 14
1.3. Пиктографический код и возможности использования пиктограмм в формировании глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИКТОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Изучение особенностей глагольной лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2. Методические рекомендации по использованию пиктограмм в формировании глагольной лексики у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИКТОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Глагольная лексика и овладение ею в онтогенезе 8
1.2. Особенности овладения глагольной лексикой детьми с общим недоразвитием речи 14
1.3. Пиктографический код и возможности использования пиктограмм в формировании глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИКТОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Изучение особенностей глагольной лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2. Методические рекомендации по использованию пиктограмм в формировании глагольной лексики у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Овладение словарем является важным аспектом развития ребенка. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование его познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием для овладения школьной программой.
Особое место для активного усвоения всех структур родного языка, в становлении и развитии лексикона принадлежит дошкольному возрасту.
Вопросы развития речи, в том числе лексикона, детей дошкольного возраста раскрыты в работах М.М. Алексеевой, А.Н. Гвоздева, В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, Е.И. Тихеевой, В.И. Яшиной и др.
Особенностям развития лексики детей, имеющих речевую патологию, посвящены исследования Г.В. Бабиной, Т.Б. Барминковой, В.К. Воробьевой,B. А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной,C. Н. Шаховской и др.
Исследователи отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста характерны существенные отклонения от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. У детей с ОНР отмечается бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретными и обобщающим значением (В.А. Гончарова, Е.Н. Дроздова, Н.С. Жукова, А.В Кроткова, И.Ю. Кондратенко, Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина и др.)
Особое место в исследовании особенностей лексикона детей с ОНР отводится рассмотрению вопросам, посвященных изучению, формированию и развитию глагольного словаря, являющегося ядром предикативной лексики (С.Н. Коновалова, И.А. Чистякова). Отечественные ученые отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, А.М. Пешковский и др.).
Для дошкольников с ОНР свойственны трудности в овладении глагольным словарем (С.Н. Коновалова). Это связано с тем, что глагол имеет более отвлеченную семантику, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие его словообразовательных форм более сложное: оно не опирается на конкретные образы предметов. У дошкольников с ОНР отмечается наличие в речи стойких синтаксических и морфологических аграмматизмов, вербальных парафазий. В структуре предложения используются глаголы в инфинитивно-императивной форме, вместо употребления в изъявительном наклонении и слова близкие по родовой принадлежности; затруднено понимание и подбор глаголов-синонимов и антонимов. Результатом ограничения объема семантического поля является узкий спектр количества смысловых связей (С.Н. Коновалова).
В связи с этим одним из важных направлений коррекционно¬педагогической работы с детьми с ОНР является формирование глагольной лексики.
С.Н. Коноваловой предлагается система логопедической работы по формированию глагольной лексики. Одним из средств её эффективного формирования автор рассматривает пиктограммы. Использованию пиктограмм в логопедической практике посвящены работы Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой,Л.В. Лопатиной, С.Н. Викжанович, А.И. Зюзиной, И.И. Сидоровой, Е.Ф. Поповой, А.В. Дидрих-Мирошник. В связи с этим, выбранная нами тема «Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» является актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить методические аспекты использования пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности глагольной лексики старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: методические аспекты использования пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: в связи с тем, что пиктограммы содержат в себе потенциальные возможности для развития психических процессов, повышают качество речемыслительной деятельности, позволяют визуализировать языковые явления, то они могут быть использованы в коррекционно - педагогической работе по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР при соблюдении следующих условий:
■ поэтапного введения пиктограмм в работу;
■ тщательной отработки связи между пиктографическим кодом и его лексическим, морфологическим и синтаксическим значением;
■ систематического и многократного использования каждого вида тренировочных карточек-пиктограмм;
■ введения очередного вида тренировочных карточек после усвоения детьми предыдущего;
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, а также полученные в ходе специального изучения данные об особенностях глагольной лексики старших дошкольников с ОНР, позволили нам определить задачи коррекционно-педагогической работы по формированию глагольной лексики:
1) формирование у старших дошкольников лексических, морфологический и синтаксических обобщений на материале глагольной лексики;
2) развитие мыслительных операций на основе формирования языковых обобщений;
3) формирование у детей представление о морфологической структуре слова;
4) формирование навыков словообразования и словоизменения.
Также были определены направления коррекционно - педагогической работы:
1) уточнение и усвоения лексического значения наиболее употребительных глаголов движения;
2) формирование навыка образование приставочных глаголов движения;
3) формирование навыков согласование глаголов с местоимениями и существительными в роде, числе, лице;
4) формирование навыка изменение глаголов по временам;
5) работа над фразовой речью.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• системный подход к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина);
• исследования в области формирования глагольной лексики у детей с речевой патологией (С.Н. Коновалова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МДОУ «Детский сад № 9 п. Северный» Белгородского района Белгородской области.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Особое место для активного усвоения всех структур родного языка, в становлении и развитии лексикона принадлежит дошкольному возрасту.
Вопросы развития речи, в том числе лексикона, детей дошкольного возраста раскрыты в работах М.М. Алексеевой, А.Н. Гвоздева, В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, Е.И. Тихеевой, В.И. Яшиной и др.
Особенностям развития лексики детей, имеющих речевую патологию, посвящены исследования Г.В. Бабиной, Т.Б. Барминковой, В.К. Воробьевой,B. А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной,C. Н. Шаховской и др.
Исследователи отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста характерны существенные отклонения от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. У детей с ОНР отмечается бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретными и обобщающим значением (В.А. Гончарова, Е.Н. Дроздова, Н.С. Жукова, А.В Кроткова, И.Ю. Кондратенко, Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина и др.)
Особое место в исследовании особенностей лексикона детей с ОНР отводится рассмотрению вопросам, посвященных изучению, формированию и развитию глагольного словаря, являющегося ядром предикативной лексики (С.Н. Коновалова, И.А. Чистякова). Отечественные ученые отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, А.М. Пешковский и др.).
Для дошкольников с ОНР свойственны трудности в овладении глагольным словарем (С.Н. Коновалова). Это связано с тем, что глагол имеет более отвлеченную семантику, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие его словообразовательных форм более сложное: оно не опирается на конкретные образы предметов. У дошкольников с ОНР отмечается наличие в речи стойких синтаксических и морфологических аграмматизмов, вербальных парафазий. В структуре предложения используются глаголы в инфинитивно-императивной форме, вместо употребления в изъявительном наклонении и слова близкие по родовой принадлежности; затруднено понимание и подбор глаголов-синонимов и антонимов. Результатом ограничения объема семантического поля является узкий спектр количества смысловых связей (С.Н. Коновалова).
В связи с этим одним из важных направлений коррекционно¬педагогической работы с детьми с ОНР является формирование глагольной лексики.
С.Н. Коноваловой предлагается система логопедической работы по формированию глагольной лексики. Одним из средств её эффективного формирования автор рассматривает пиктограммы. Использованию пиктограмм в логопедической практике посвящены работы Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой,Л.В. Лопатиной, С.Н. Викжанович, А.И. Зюзиной, И.И. Сидоровой, Е.Ф. Поповой, А.В. Дидрих-Мирошник. В связи с этим, выбранная нами тема «Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» является актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить методические аспекты использования пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности глагольной лексики старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: методические аспекты использования пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: в связи с тем, что пиктограммы содержат в себе потенциальные возможности для развития психических процессов, повышают качество речемыслительной деятельности, позволяют визуализировать языковые явления, то они могут быть использованы в коррекционно - педагогической работе по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР при соблюдении следующих условий:
■ поэтапного введения пиктограмм в работу;
■ тщательной отработки связи между пиктографическим кодом и его лексическим, морфологическим и синтаксическим значением;
■ систематического и многократного использования каждого вида тренировочных карточек-пиктограмм;
■ введения очередного вида тренировочных карточек после усвоения детьми предыдущего;
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, а также полученные в ходе специального изучения данные об особенностях глагольной лексики старших дошкольников с ОНР, позволили нам определить задачи коррекционно-педагогической работы по формированию глагольной лексики:
1) формирование у старших дошкольников лексических, морфологический и синтаксических обобщений на материале глагольной лексики;
2) развитие мыслительных операций на основе формирования языковых обобщений;
3) формирование у детей представление о морфологической структуре слова;
4) формирование навыков словообразования и словоизменения.
Также были определены направления коррекционно - педагогической работы:
1) уточнение и усвоения лексического значения наиболее употребительных глаголов движения;
2) формирование навыка образование приставочных глаголов движения;
3) формирование навыков согласование глаголов с местоимениями и существительными в роде, числе, лице;
4) формирование навыка изменение глаголов по временам;
5) работа над фразовой речью.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• системный подход к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина);
• исследования в области формирования глагольной лексики у детей с речевой патологией (С.Н. Коновалова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МДОУ «Детский сад № 9 п. Северный» Белгородского района Белгородской области.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Проблема формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи всегда была одной из наиболее значимых в логопедии, и по- прежнему остается актуальной. Поиску новых путей обогащения глагольной лексики, расширения ее объёма как в норме, так и при общем недоразвитии речи, посвящены научные работы отечественных и зарубежных авторов. В связи с этим целью нашего исследования было определение методических аспектов формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием пиктограмм.
На начальном этапе нами был проведен теоретический анализ проблемы. Изучение работ Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Г. В. Чиркиной, позволили сделать вывод, что к моменту похода в школу, старшие дошкольники без речевых нарушений имеют достаточный глагольный словарь для полноценного овладения связной речью.
Проанализировав исследования, посвященные особенностям формирования глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, таких авторов, как В. К. Воробьевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, С. Н. Викжанович и др., был сделан следующий вывод: у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения формирования глагольной лексики, что приводит к большому числу морфологических и специфических аграмматизмов в их речи.
На следующем этапе работы происходило проектирование системы исследовательских и коррекционно - образовательных мероприятий по формированию глагольной лексики посредством наглядного моделирования.
Изучив состояние глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи, мы выявили, что у данной категории детей отмечаются значительные нарушения в формировании навыков словообразования и словоизменения. В ходе исследования установлено, что наибольшие трудности у детей с общим недоразвитием речи вызывает образование приставочных глаголов противоположного значения, образование глаголов со значением конца действия, образование глаголов со значением пересечения пространства или предмета, образование глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего- либо, изменение глаголов по временам, родам, числам и лицам.
Для преодоления выявленных нарушений была разработана система коррекционно - педагогической работы по формированию глагольного словаря, а также навыков словообразования и словоизменения глаголов движения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «пиктограмм».
Предложенная система работы проста в использовании и учитывает особенности памяти, внимания, мышления, проблемы усвоения глагольного словаря детьми с общим недоразвитием речи, выявленные в ходе изучения теоретического материла и экспериментального исследования. Это позволяет нам сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы.
На начальном этапе нами был проведен теоретический анализ проблемы. Изучение работ Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Г. В. Чиркиной, позволили сделать вывод, что к моменту похода в школу, старшие дошкольники без речевых нарушений имеют достаточный глагольный словарь для полноценного овладения связной речью.
Проанализировав исследования, посвященные особенностям формирования глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, таких авторов, как В. К. Воробьевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, С. Н. Викжанович и др., был сделан следующий вывод: у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения формирования глагольной лексики, что приводит к большому числу морфологических и специфических аграмматизмов в их речи.
На следующем этапе работы происходило проектирование системы исследовательских и коррекционно - образовательных мероприятий по формированию глагольной лексики посредством наглядного моделирования.
Изучив состояние глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи, мы выявили, что у данной категории детей отмечаются значительные нарушения в формировании навыков словообразования и словоизменения. В ходе исследования установлено, что наибольшие трудности у детей с общим недоразвитием речи вызывает образование приставочных глаголов противоположного значения, образование глаголов со значением конца действия, образование глаголов со значением пересечения пространства или предмета, образование глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего- либо, изменение глаголов по временам, родам, числам и лицам.
Для преодоления выявленных нарушений была разработана система коррекционно - педагогической работы по формированию глагольного словаря, а также навыков словообразования и словоизменения глаголов движения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «пиктограмм».
Предложенная система работы проста в использовании и учитывает особенности памяти, внимания, мышления, проблемы усвоения глагольного словаря детьми с общим недоразвитием речи, выявленные в ходе изучения теоретического материла и экспериментального исследования. Это позволяет нам сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию
глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Научно-теоретические основы развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (Омский Государственный Педагогический Университет)
Контрольные работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыков словообразования глаголов движения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование предикативной лексики у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕЕМ
РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017



