Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ИНДУСТРИИ СПОРТА В Российской Федерации И ЗА РУБЕЖОМ 8
1.1. Понятие индустрии спорта 8
1.2. Динамика изменений в индустрии спорта 15
1.3. Перспективы развития индустрии спорта в России и за рубежом 21
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ СПОРТА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1 Тенденции развития спортивной сферы в Свердловской области 28
2.2. Динамика развития индустрии спорта в Свердловской области 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Приложение 1 - Показатели спонсорских вложений в развитие физической культуры и спорта в период 2014-2016 года 53
Приложение 2 - Инвестиции в сферу физической культуры и спорта в Свердловской области в рамках Стратегии развития физической культуры и спорта в период до 2020 года 54
Актуальность. В наше время стала более актуальной тема развития спортивной индустрии, олимпиад, а также спортивного менеджмента [37].
Спорт занимает важную часть в жизни людей. Именно он обеспечивает здоровье и физическую тренированность организма. Год за годом интерес к спорту все больше возрастает, поэтому главная задача, стоящая перед государством - это развитие индустрии спорта.
Сегодня Россия уступает в развитии спорта, в том числе и в общей пропаганде спорта [29]. В то же время, государство оценивает состояние спорта в наше время и двигается в изменении его уровня к лучшему. Примером этому вполне может стать принятая Правительством Российской Федерации «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Главная цель этой стратегии - создать условия, которые обеспечат возможность вести здоровый образ жизни всем гражданам нашей страны, заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре, и конечно, возможность повышения конкурентоспособности российского спорта.
Независимо от успешности этой стратегии и наших спортсменов, в России до сих пор присутствует большое количество проблем в спортивной сфере, вот некоторые из них [6].
• не все виды проявления спортивной индустрии достаточно развиты (продвижение спорта в массы, формирование позитивного имиджа спорта, спорт как экономический ресурс);
• отсутствие бренда спортивных игр (хоккей, футбол, баскетбол);
• отсутствие массовых потребителей физкультуоно-спортивной
организации;
• неусовершенствованная нормативно - правовая база, проявляющаяся в воздействии государства на бизнес, а также в регулировании рыночного хозяйства;
• проблема управления спортивной индустрией.
Как показывала практика, не государство лучше управляет производством, а бизнес, но введение этого принципа в данный момент невозможно, так как каждое спортивное сооружение является муниципальной или государственной собственностью.
Спорт можно отнести к социально -значимой отрасли, где важным аспектом для государства является обеспечение возможности граждан страны заниматься физической физкультурой, создавая для этого все необходимые условия. Для бизнеса же более важно получение большего дохода, чем социальные задачи, именно поэтому бизнес не желает брать на себя лишнюю ответственность и выполнять функции государства [21]. Все выявленные проблемы возможно решить, если государство уступит, позволив бизнесу взять на себя управление трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами.
Можно с уверенностью назвать индустрию спорта главным сегментом экономики, приносящим прибыль такими способами как:
• продажа билетов на спортивные мероприятия;
• спонсорство;
• продажа прав на телетрансляцию;
• мерчандайзинг.
Из этого следует понимать, что при адекватном развитии именно этого сегмента экономики, спорт вполне сможет принести выгодную отдачу, оптимальную и для государства, и для бизнеса.
Цель исследования: провести анализ, выявить тенденции, определить перспективы развития индустрии спорта в Свердловской области.
Объект исследования: российская индустрия спорта.
Предметом исследования являются особенности развития индустрии спорта в Свердловской области.....
Целью выпускной квалификационной работы являлся анализ развития индустрии спорта в России и за рубежом, развитие сферы физической культуры и спорта, а также выявление тенденций и перспектив развития спортивной сферы в Свердловской области.
По ходу выполнения выпускной квалификационной работы, проанализировав литературу о спортивной индустрии в России, нами сделан вывод о том, что спорт в наше время стал частью экономики, в него идет вложение огромных инвестиций для последующего развития спортклубов, инфраструктуры. Индустрия спорта носит в себе главные сегменты:
1. профессиональный спорт;
2. массовый спорт
3. студенческий спорт
4. детский спорт
В спорте возможно заработать большие деньги, безусловно в кругу большой конкуренции. Из этого следует понимать, что спорту необходимы не только профессиональные спортсмены и тренеры, но и профессиональные экономисты, управленцы, юристы, социологи. Это необходимо для каждой его сферы: профессионального спорта, спорта для зрителей, спортивных союзов и клубов, коммерческого предложения или государственного и регионального управления. Мы можем с уверенностью назвать индустрию спорта - главным сегментом экономики, приносящим прибыль некоторыми способами:
• продажа билетов на спортивные мероприятия;
• спонсорство;
• продажа прав на телетрансляцию;
• мерчандайзинг
Исходя из этого, понимаем, что при адекватном развитии именно этого сегмента экономики, спорт вполне сможет принести выгодную отдачу, оптимальную и для государства, и для бизнеса.
Нами также сделан вывод, о том, что спорт - это часть экономики разных стран, в том числе и для России. В него включены финансы и рабочая сила. Постоянно создаются новые модели управления спортом, а также модели его финансирования. Вместе с этим, с одной стороны - растущие коммерциализации и профессионализации, а с другой стороны- сильная конкуренция около бюджетных средств. Это свидетельствует о том, что спорт должен уметь самостоятельно получать прибыль из имеющихся ресурсов, находящихся в его распоряжении.
В России становление спортивной экономики, именно как науки необходимо для того, чтобы с большим эффектом воспользоваться тем, что еще осталось от прошлого, знать о возможных резервах ресурсного обеспечения спорта, и в конечном итоге - для сохранения здоровья граждан страны.
Сегодня государство вполне реально оценивает уровень спортивного развития и стремительно продвигается по лестнице изменения к лучшему. Примером этому может стать принятая правительством Российской Федерации «стратегия развития физической культуры и спорта на срок до 2020 года».
Довольно быстро в разных видах увеличилось влияние бизнеса на спорт. Результат этого влияния:
• регулярное увеличение количества коммерческих соревнований;
• образование все новых и новых форматов проведения соревнований (в том числе за счет обновления правил в некоторых видах спорта).
• появление новых соревнований и новых видов спорта.
Но стоит отметить, что спортивные события и спорт в целом - это довольно привлекательный вид дохода и к тому же интересное зрелище, и поэтому в борьбе за клиента серьезным конкурентом стала индустрия развлечений.....
1. Алексеев С. В. Олимпийское право: учебник для вузов / С. В. Алексеев. Москва: Изд. «Юнити-дана», 2013. 687 с.
2. Алешин Д. В. Проблемы взаимодействия государства и бизнеса в отечественном спорте / Д. В. Алешин // Труды молодых ученых: современные проблемы сервиса и туризма. 2011. №1. С. 57-64.
3. Бариев М. М., и др. Стратегии государственной политики и положение молодежи в начале III тысячелетия / М. М. Бариев [др.]; общ. ред. М. М. Бариева. Казань, 2013. 158 с.
4. Барчуков И. С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник / И. С. Барчуков и др.: Советский спорт, 2013. 431 с.
5. Волгина Н. А. Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгиной. Москва: Изд-во «Экзамен», 2012. 736 с.
6. Галкин В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес: учебное пособие / В. В. Галкин. Изд-во «Кнорус»: 2010. 309 с.
7. Григорьев В. И. Методологические аспекты технологии фитнес- индустрии: Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / В. И. Григорьев. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 18 с.
8. Дормидонтова Л. С. Пропаганда физической культуры и спорта в коллективе физической культуры: учебное пособие / Л. С. Дормидонтова. Изд-во Омск: 2003. 46 с.
9. Жолдак В. И., Зуев В. Н. Управление в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие / В. И. Жолдак, В. Н. Зуев. Москва: Изд- во «Вектор-Бук», 2009. 243 с.
10. Иванов В. Д., Нурмашева Э. М. Индустрия спорта в России / В. Д. Иванов., Э. М. Нурмашева // индустрия спорта в России. 2015 №1. С. 408.
11. Информационно-аналитический портал Развитие спортивной сферы в Свердловской области [Электронный ресурс]: URL: http: //ekaterinburg.bezformata. ru .
12. Информационное агенство DeutscheWelle Цена медали или сколько тратят на олимпийский спорт государства [Электронный ресурс]: URL: http://dw.Com/p/1Jclq (дата обращения: 07.08.2016).
13. Информационное агенство Regnum Спортивная индустрия:
Перспективы развития [Электронный ресурс]: URL:
https ://regnum. ru/news/2417969. htnl
14. Информационное агенство УралБизнесКонсалтинг Тенденции развития индустрии спорта на Урале [Электронный ресурс]: URL: http://archive.urbc.ru/39548 -post39548.html .
15. Информационно-образовательный ресурс Индустрия спортивных товаров [Электронный ресурс]: URL: http://www.rossportprom.ru/about/...45