Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ И ПОНЯТИЯ КОНФЛИКТОВ В СПОРТИВНЫХ
КОМАНДАХ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ СПОРТА 8
1.1. Понятия конфликта, его сущность 8
1.2. Особенности, причины и последствия конфликтных ситуаций в
спорте 22
1.3. Способы разрешения и управления конфликтами в спорте 25
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ В СПОРТЕ 34
2.1. Организация и методика исследования 34
2.2. Анализ конфликтных ситуаций в молодежной юношеской хоккейной команде 39
2.3. Способы разрешения конфликтных ситуаций в спортивной команде, на примере хоккея 41
2.4. Анализ результатов и их обсуждение 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
В настоящее время, в современной научно-методической литературе, единого понятия определению «конфликт в сфере физической культуры и спорта» - не существует. Но, также - конфликты в области спорта не являются редким явлением в нашей современности. Ещё в Древние времена, на Олимпийских играх возникала такая проблема - проблема обеспечения безопасности. Города Древней Греции вечно вели борьбу и соперничали друг с другом, для того чтобы предоставить возможность безопасного участия в спортивных состязаниях. На время Олимпийских игр, в Олимпии, провозглашался мир [14].
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что в наше время, конфликты среди спортивных игровых команд (было разобрано на примере хоккея), очень обострились и увеличились. В спорте, стали очень часто возникать конфликты, из-за которых падает командный дух и настрой, от этого и меняются результаты команды на площадке, ведь как мы знаем, результаты команды напрямую зависят от атмосферы в раздевалке команды, на тренировочном процессе и т.д.
Причиной конфликтов может являться дефицитный ресурс, материальные или духовные ценности, к пользованию которой стремится конфликтующая сторона, любой материальный или социальный «предмет», который может служить предметом групповых, личных или общественных интересов [5].
Главной причиной конфликтов в спорте является то, что занятия профессиональным спортом, сегодня, являются массовым и общественным феноменом. Так же, постоянно возрастает уровень профессионализма любой спортивной команды, возрастает коммерция, тем самым, чем больше спорт становится частью экономики, тем более конфликтным он становится. Сегодня спорт - это не просто спортивная деятельность, а составная часть бизнеса, в развитие которого вкладывают огромные денежные средства [4].
Профессиональный спорт не может существовать без конфликтных ситуаций: конфликты могут возникать между спортсменами, спортивными организациями, тренерами, а также болельщиками.
Степень оснащения темы в литературе с указанием учёных, основных научных исследований: Ф. М. Бродкин «Внимание: конфликт!» (Новосибирск,
1999 г.); И. П. Волков «Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов» (С-Петербург, 2002 г.); Г. Д. Горбунов «Психопедагогика спорта» (Москва, 1991 г.); Н. В. Гришина «Психология конфликта» (С-Петербург,
2000 г.); Р. Мей «Искусство психологического консультирования» (Москва, 2002 г.).
Цель выпускной квалификационной работы: Исследование понятия, сущности конфликтов и пути их разрешения в спортивных командах на примере хоккея.
Задачи:
1. Изучить научно-методической литературы по теме исследования;
2. Рассмотреть и проанализировать «природу» спортивных конфликтов в спортивных командах по различным видам спорта;
3. Предложить способы и пути разрешение конфликтов и эксперементально проверить их эффективность.
Объект исследования: Процесс спортивной подготовки в игровых видах спорта.
Предмет: Конфликты и способы их разрешения в спортивных командах по различным видам спорта на примере хоккея.
Методы исследования:
1. Анализ;
2. Анкетирование;
3. Наблюдение;
4. Опрос;
5. Синтез.
Практическая значимость изучения спортивных конфликтов в спортивных командах и способы их разрешения заключается в практическом применении результатов исследования специалистами для своевременного обнаружения и устранения проблем, которые связаны с конфликтами в спортивных командах.
Теоретическая значимость: Проведение теоретического исследования о способах устранения конфликтов в спорте опираясь на научнометодическую литературу.
На сегодняшний день, спортивные конфликты заметно увеличились и обострились. Главная причина этого - спорт стал общественным и массовым феноменом. Постоянно растущая коммерциализация и профессионализация изменили спорт. Чем сильнее спорт становится частью экономики, тем более конфликтным он становится. С быстрорастущей коммерциализацией увеличивается число организаций, которые решают спортивные конфликты.
Спортивные конфликты стали затрагивать не только профессиональные команды, но и физкультурно-спортивные организации, организаторов соревнований, тренеров, судей и даже зрителей.
При изучении научно-методической литературы по теме исследования, были рассмотрены и изучены способы проявления спортивных конфликтов. После изучения данного материала нами были сделаны следующие выводы:
1. Предупреждение конфликта - перекрытие источников, причин и условий их возникновения благодаря мерам воспитательного характера.
2. В настоящее время, в спортивных командах, сталкиваются с межличностными социальными конфликтами чаще всего. Тренера и спортивные клубы всячески пытаются предотвращать такие конфликты во избежание судебных тяжб.
3. В ходе проведенного исследования, были выявлены часто используемые способы решения конфликтных ситуаций:
Сглаживание конфликта. Он срабатывает, когда одна из сторон соглашается с претензией. Однако, данный подход не решает конфликт, наоборот, может даже усугубить ситуацию. Сглаживание может подорвать доверие партнёра. Для сглаживания свойственно коммуникативное поведение.
Компромисс - открытое обсуждение позиций и мнений, которые направлены на поиск решения, удобного для обеих сторон. В данном случае выставляются аргументы в свою и чужую стороны, не используя при этом откладывание решений. Компромисс снимает напряженность и помогает найти оптимальное решение.
Конфронтация - малопродуктивный исход конфликта. Конфронтация опасна - возможность перейти на личные оскорбления. Положительный момент конфронтации - экстремальность ситуации позволяет партнерам по команде увидеть сильные и слабые стороны друг друга, понять интересы и запросы сторон.
Принуждение - самый неблагоприятный исход конфликта. Данная тактика - навязывание варианта, который устраивает инициатора.
Рассмотренные выше исходы конфликтов по-разному влияют на устойчивость спортивно-педагогического взаимодействия.
В ходе эксперимента было выявлено, что успешность решения конфликтов зависит от находчивости и психологической проницательности тренера, а также опоры на авторитетных членов команды и на саму команду в целом. Ликвидация предпосылок возникновения конфликта обеспечивает создание позитивного взаимоотношения тренера со своими учениками, взаимоотношение между учениками внутри команды, и с членами других команд.
В ходе проведения эксперимента и изучения всевозможных способов решения конфликтов нами была предложена методика объединения команды и предложено тренеру провести «тимбилдинг» в герои-парк ТРЦ Гринвич. В ходе данного мероприятия, объединение коллектива, их совместное времяпровождение, объединило команду, сделало их сплоченными, благодаря чему, конфликтных ситуаций, внутри команды, стало намного меньше.
Изучив опыт других тренеров, было выяснено что, некоторые спортивные команды, в обыденной жизни, проводят совместные тренировки, различные варианты времяпровождения и т.д., для того, чтобы между ними конфликтов во время игровых матчей возникало как можно меньше.
Если использовать вышеперечисленные меры, то можно не только избежать серьезных конфликтных ситуаций в спортивной команде, но и объединить её (например, тимбилдинг), что приведёт к сплоченности коллектива, а, следовательно, и к более высоким спортивным результатам.
1. [http://sportguardian.ru/article/2749/konfliktologiya konflikti v sport e]
2. [http://sportwiki.to/]
3. Алексеев С. В. «Спортивное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 1055 с.
4. Алексеев С. С. «Гражданское право» / С. С. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 536 с.
5. Алешкин, Н. И. «Личностные особенности участников с трудностями в общении. Дис. .канд. псих, наук» / Н.И. Алешкин. — СПб., 1997. — 163с.
6. Антропов, Ю. Ф. «Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков» / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. М.: Изд - во ин-та Психотерапии, 1999. - 298с.
7. Анцупов А. Я. «Конфликтология. Схемы и комментарии» - СПб.: Питер, 2013 - 304 с.
8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология: Учебник для студ. Вузов». - М.: ЮНИТИ, 2001. - 551 с.
9. Анцупов, А. Я. «Конфликтология: Учебник для ВУЗов» / А.Я. Анпупов, А.И. Шипилов М: ЮНИТИ, 1999. - с.50-54.
10. Богданова Д. Я. «Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива: Лекция для студентов ИФК» / Д.Я. Богданова; ГДО-ИФК им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1977. - 43с.
11. Бородкин Ф. М. «Внимание: конфликт!» / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. — Новосибирск: Наука, 1983.- 141с.
12. Васильев H. H. «Тренинг преодоления конфликтов» / H.H. Васильев. -СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 174с.
13. Василюк, Ф. Е. «Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций» / Ф.Е. Василюк // Психологический журнал. 1995. -№ 3. - С.90-101
14. Василюк, Ф. Е. «Психология переживания» (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200с.
15. Волков И. П. «Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов» / И.П. Волков // Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. - 288с....42