Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ,
СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ПО ПЛАВАНИЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 9
1.1 Плавание как вид спорта 9
1.2 Анатомо-физиологические и психологические особенности младших
школьников 18
1.3 Место плавания в школьной программе 29
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ПО ПЛАВАНИЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 34
2.1 Особенности содержания урока физической культуры в младших
классах 34
2.2 Особенности организации уроков физической культуры по плаванию
в младших классах 42
2.3 Особенности методики проведения уроков физической культуры по
плаванию 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
Плавание - единственный с тех видов спорта, который разносторонне оказывает большое влияние на гармоническое формирование организма человека. Умения плавания жизненно необходимы и ребятам, и взрослым в их обыденной жизни. Не менее существенно и оздоровительная роль плавания. Грамотно организованные занятия плаванием многосторонне развивают человека, содействуют развитию силы, выносливости, ловкости, скорости и иных качеств.
Плавание считается самым безопасным (менее травматическим) видом спорта.
Для того чтобы плавание благоприятно влияло на физическое развитие организма, необходимо постоянно заниматься плаванием, особенно в детском возрасте. Установлено, то что в воде туловище человека пребывает в взвешенном состоянии. Пои таком состоянии на суставы человека идет меньше нагрузка. Относительная невесомость тела, горизонтальное состояние в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, упрощают функционирование внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, делает лучше кожное дыхание. [20]
Актуальность: дипломной работы обусловлена тем, что в школьной программе по плаванию за последние годы не происходят изменения. Это ведет к тому, что эффективность от полученных занятий снижается. Выходом из сложившейся ситуации станет применение новой учебной программы по плаванию, где будут учитываться современные научные идеи и разработки.
При правильном проведении уроков у ребенка увеличиваются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание благоприятно влияет кроме того на состояние центральной нервной системы. Постоянные занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививаются гигиенические навыки, становится более крепким организм, увеличивая его сопротивляемость различным простудным болезням. По этой причине плавание весьма полезно и детям с ослабленным здоровьем. [20]
При обучении плавания всегда выбирают и применяют те средства и методы, при помощи которых можно эффективнее решить задачи, которые поставлены на уроке, а также формировать устойчивый интерес, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни.
Основная форма организации занятий плаванием является урок. Занятие проводится с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач, уровня физической подготовки учащихся группы.
Специалистами разрабатываются методические основные принципы по первоначальному обучению детей и последующему изучению ими спортивного плавания, что популярно и доступно изложено в пособиях для начинающих [32]
Необходимость преподавания плаванию является одной из самых важных в системе школьного физического обучения, так равно как в настоящее время подготовка остается ещё весьма невысокой. Огромное число несчастных ситуации в воде каждый год совершается из-за того, то что люди никак не умели плавать. Большей частью, это ребята школьного возраста. По этой причине способность плавать это жизненно необходимый навык. А однажды полученный опыт плавания сохраняется у человека на всю жизнь. При должной не только практической, но и теоретической подготовке, работе с родителями, поддерживать и совершенствовать приобретенные на уроках умения и навыки, учащиеся в дальнейшем могут и без помощи других, под контролем родителей в свободное от учебы время, особенно в периоды летних каникул.
Универсальные программы по начальному обучению плавания младших школьников, мало изменились за последние годы, недостаточно учитываются современные научные идеи и разработки ведущих ученых и специалистов в области плавания. Н.Ж. Булгаковой, А.П. Матвеева.
Традиционная школьная программа по плаванию, как правило, рассчитана на 36 часов подготовки в год. Такая система не только создает трудности при организации занятий, но и в связи с большими перерывами между циклами обучения, значительно снижает прочность усвоения и приобретения навыков плавания.....
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Кроме того, плавание - это одно из важнейших средств физического воспитания. Обучение плаванию детей осуществляется в спортивных школах, общеобразовательных школах, а также в других учреждениях дополнительного образования.
Анализируя современные методики обучения плаванию детей младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что существует множество исследований на данную тему, разработано большое количество программ по начальному обучению плаванию детей.
В программах по плаванию «Юный пловец» и «Плавание» содержание учебного материала практически идентично, но идет различие по количеству преподаваемых уроков (34 и 66 часов в год)
В Программе «Юный пловец» -количество уроков в год 34. Дети приходя на занятие один раз в неделю плохо усваивают учебный материал. Проходит большой промежуток времени, за неделю дети забывают то, что проходили на уроке. И придя снова на урок начинают заново осваивать движения.
В программе «Плавание» - количество уроков в год 66. Проводятся занятия 2 раза в неделю по 45 минут. По такой программе дети быстрее изучают и закрепляют пройденный материал. Они не забывают то, что проходили несколько дней назад. В дальнейшем быстрее учатся держаться на воде и изучать технику спортивных способов плавания.
Бывают также программы, в которых урок длится 90 минут. Начинать
проводить уроки по такой программе нужно с 4 класса. В 1-3 классах дети будут уставать уже через 45 мин. И продолжать такой урок не имеет смысла.
Эффективность занятий зависит еще и от продолжительности.
Непродолжительные, но частые занятия, как правило, обеспечивают больший успех, чем занятия, проводимые дольше, но реже [25; 30].
Процесс организации и проведения уроков по плаванию связан с некоторыми мероприятиями: контроль и организация места урока; безопасность занимающихся; подготовка обучаемых к занятиям плаванием; организация преподавателя к проведению уроков
При, сравнение двух программ, анализ научной и научно-методической литературы показал, что лучше всего на начальном этапе обучения плаванию использовать программу автором - составителем которой являются А.П.Матвеев и Т.В.Петрова.
Как показывают исследования ускоренного обучения плавания возможно для ознакомления с водой, для развития умения держаться на воде, для освоения простейших элементов техники, упрощенных способов плавания.
Можно сделать вывод, что при начальном обучении плавания лучше применять программу по ускоренному обучению плавания. Тогда при дальнейшем обучении плавания использовать универсальную программу «Плавание» для освоения техники спортивных способов плавания. Автором- составителем которой является А.П.Матвеев и Т.В.Петрова.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.)
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2010.-623с
3. Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. - М.: Астрель, 2003.-206с.
4. Балакирева, Н.И. и др. Валеологизация образовательного процесса. Методическое пособие. - Новокузнецк, 1999.-269с.
5. Барышева, Н. В. Основы физической культуры школьника : учеб. пособие / Н. В. Барышева. - М. : Просвещение, 1994. - 250 с.)
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 2008.- 345 с.
7. Булгакова, Н.Ж. Плавание / под общ. ред. Н.Ж.Булгаковой. -- М. : ФиС, 2001.392
8. В. М, Лях, Л, Б, Кофман, Г. Б, Мейксон. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М., 1996.
9. Ванюшин, Ю.С., Миннахметова Л.Т., Рахимов М.И. Сердечная деятельность детей и подростков при нагрузке повышающейся мощности. Казанский медицинский журнал, 2007.-N 5.-С.497-498.
10. Ганчар, И. Л, Плавание: теория и методика преподавания. - Минск, 1998.-352с.
11. Ганчар, И. Л. Методика преподавания плавания : технологии обучения и совершенствования / И. JI. Гончар. -- Одесса : Друк, 2006.
12. Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.)
13. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников : учеб. пособие / А. А. Гужаловский. - Минск. : Полымя, 2005. - 156 с.)
14. Гузаирова, А.М., Каратаева Т.Ю. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3.;
15. Дмитриев, А. В. Плавание /А. В. Дмитриев. -- М.: ФиС, 1966....48