Аннотация
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАШИХ КЛАССАХ
ВВЕДЕНИЕ 5
1.1 Школьная программа по физической культуре в 10-11
классах 7
1.2 Анатомо-физиологические и психологические особенности
старшеклассников 28
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ 30
2.1 Особенности организации проведения урока физической культуры в старших
классах 30
2.2 Особенности содержания урока физической культуры в старших
классах 34
2.3 Особенности методики проведения уроков физической культуры в старших
классах 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Физическая культура и спорт - это самостоятельный вид человеческой деятельности, важность которого в развитии общества очень разнообразна.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения.
Физическое воспитание как академическая дисциплина выполняет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.
Универсальная физическая подготовка расширяет возможности человека в любой области социальной деятельности, повышает его выносливость, эффективность, повышает сопротивляемость организма различным неблагоприятным факторам. Физическая активность способствует развитию и улучшению ряда умственных качеств, особенно устойчивости, мужества, решительности и т. д.
Именно в школе закладываются основы физического воспитания для молодого поколения. Это осуществляется всей системой физического воспитания: уроки физической культуры, внеучебная работа, внеклассные мероприятия в общественном здравоохранении, т. е. целый комплекс мероприятий, в процессе которых формируются знания, привычки, формирующие физическую культуру школьника.
Основной формой обучения являются уроки физкультуры, целью которых является предоставление ученикам знаний и практических навыков, необходимых для овладения жизненными двигательными действиями; содействовать развитию гибкости, силы, скорости, выносливости и других физических качеств; для содействия здоровью и физическому развитию детей, а также для улучшения физической и умственной деятельности; распределять интерес и развивать привычку к регулярной самозанятости с различными видами физических упражнений рекреационного характера; Способствовать гармоничному развитию личности ученика.
Актуальность. В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ в полной мере, к сожалению, не реализуется, а кое-где его даже вообще нет. Причины этому могут быть различные: от малого объема знаний учителя, халатного отношения к своему предмету до отсутствия специалиста вообще и д. р. Вопрос о плодотворном проведении урока физической культуры в каждой школе звучит злободневно.
От качества урока зависит очень многое, вплоть до состояния здоровья занимающихся (Велитченко В. К., 1993). И поэтому существует необходимость в тщательной и добросовестной подготовке к нему, а особенно к его организации и проведению. Урок физической культуры возлагает большую ответственность на учителя, как очень специфичный вид деятельности педагога, и требует особого внимания к себе [28].
Степень оснащения темы в литературе с указаниями ученых, основы научных исследований: (А.П. Матвеев, В. И. Лях).
Цель: изучить и раскрыть организацию, содержание и методики преподавания урока физической культуры в старших классах.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и учебную литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть анатомо-физиологические и психологические особенности старшеклассников.
3. Выявить особенности организации, содержания и методов урока по физической культуре в старших классах.
Объект исследования: учебный процесс по физической культуре в старших классах.
Предмет исследования: особенности организации, содержания и методики преподавания урока физической культуры в старших классах.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• анализ научно-методической литературы
синтез
• сравнение
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в использовании информации преподавателями, при повышении образовательного уровня при изучении физической культуры в 10-11 классах.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в обобщении теоретических представлениях о организации, содержания и медов преподавания урока физической культуры в старших классах.
Урок физического воспитания в школе - довольно сложный образовательный процесс, который имеет много разных компонентов, свою специфическую структуру и содержание.
Это также основная форма организации занятий по физическому воспитанию, воспитанию и развитию детей от первого до одиннадцатого классов.
Урок оказывает многогранное воздействие на тело и личность учеников, формирует их разные мотивы для физических упражнений, которые в какой-то мере влияют на проведение урока в целом.
Кроме того, на качество урока напрямую влияет подготовка учителя к нему, его способность организовывать детей и урок в целом и поощрять их стремление к занятиям.
Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является собственностью затраченных усилий учителя, гарантией гармоничного развития школьников, без потери здоровья и с его приобретением, увеличивая их интерес к физической культуре и спорту.
Уроки физического воспитания должны быть тщательно и добросовестно подготовлены, особенно для начинающих учителей.
Без подготовки к уроку вы не сможете сделать это плодотворно и успешно.
Урок физической культуры, как основной, обязательный для всех учеников организационной формы физического воспитания, обеспечивает минимум моторных знаний, навыков и способностей, которые предусмотрены в учебной программе, и составляет основу общей физической подготовленности учеников.
Чтобы диверсифицировать влияние уроков физического воспитания на организм студентов, практически все основные средства физического воспитания используются в различных сочетаниях - физических упражнениях, естественных и гигиенических факторах. Развитие и улучшение эффекта урока физической подготовки достигается путем тщательного выбора гимнастических и спортивных упражнений, мобильных и спортивных игр, умелого дозирования, разумного чередования и гигиенических условий. Не менее важно обеспечить единство моторных ощущений, интеллектуальных действий, эмоций и чувств. Количество физических упражнений, выполняемых учащимися, зависит от их возраста.
Подготовка к занятиям начинается с планирования процесса обучения. Особенность планирования в десятых-одиннадцатых классах заключается в том, что они обеспечивают рациональное сочетание различных материалов для мальчиков и девочек.
В дополнение к задачам обучения план уроков отражает задачи обучения учеников, которые планируются с учетом прохождения конкретного материала для программы. Все материалы урока должны соответствовать имеющимся современным методологическим рекомендациям, а также соответствовать требованиям доступности.
Одной из отличительных особенностей современного урока в физическом воспитании является изменчивость его структуры. Это связано с необходимостью учитывать дидактические задачи и специфику содержания, возрастные возможности и уровень готовности вовлеченных лиц, ассимилировать учебные материалы.
Понятия «содержание урока физической культуры» многочисленны и разнообразны. Он составляет определенный набор физических упражнений, деятельность студентов, работу учителя и результат, отражающий эту работу. Все элементы содержания урока должны быть разработаны учителем в процессе построения урока. Основой для построения урока являются биологические закономерности функционирования организма, его эффективность и логика развертывания учебного процесса. Большое разнообразие вовлеченного контингента, программы, условия проведения занятий и многие другие факторы соответствуют огромному разнообразию содержания и форме физических упражнений, в частности, уроку. Чтобы правильно ориентироваться в этом многообразии, правильно спланировать уроки и умело выделить наиболее важные в развитии контента и структуры регулярных классов, необходимо полагаться на звуковую классификацию урока.
В системе физического воспитания все уроки делятся главным образом в соответствии с общей ориентацией процесса физического воспитания на пять основных типов - уроки общего физического воспитания (в школе их называют уроками физкультуры), спортивной подготовки, прикладных физических учебные, медицинские и методические.....
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. - М., 1993. - 290 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М., 1984. - 280 с.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физич. культуры. -1995.-№4.-С. 2-7.
4. Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физич. культуры. 1999. - №4 - С. 21-26, 39-40.
5. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании / В.В. Белинович. - М., 1998. - 340 с.
6. Виленская Т.Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе Текст. / Т.Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 1. - С. 2-6.
7. Велитченко В.К. Физкультура без травм. - М.: «Просвещение», 1993. - 128 с.
8. Матвеев А. П., Образовательная учебная программа по физической культуре в школе / А.П. Матвеев // Физическая культура в школе. 1997. - № 1. - С.36-37.
9. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 - Физ. культура и специальности 032101 - Физ. культура и спорт / Л. П. Матвеев. - [3-е изд., перераб. и доп.]. - М. : ФиС: Спорт Академ Прес, 2008. - 543 с.
10. Сергеев В. Урок физического воспитания // Физическая культура в школе. - 1998,-№ 1. - С. 16-20
11. Сластенин В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
12. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учебник для студентов фак. физ. культ. пед. ин-тов ; под ред. Б. А. Ашмарина. - М. : Просвещение, 1990. - 278 с.
13. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник ; под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - 4-е изд., стереотип. - М. : Советский спорт, 2010. - 464 с.
14. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. - М. : Академия, 2004. - 480 с.
15. Чедов К. В. Школа с новыми уроками физической культуры / К. В. Чедов, К. Б. Старикова, А. Ф. Шаравева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2005. № 5. - С. 62-63....33