Развитие устной речи у младших школьников на уроках русского языка (Тобольский педагогический институт)
|
Работа носит методический характер.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка
1.1. Психолого-лингвистические основы речевой деятельности
1.2. Психолого-педагогические особенности устной речи младших школьников
Глава 2. Методика развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка
2.1 Основные направления развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка
2.2 Методы развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка
Заключение
Библиографический список
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка
1.1. Психолого-лингвистические основы речевой деятельности
1.2. Психолого-педагогические особенности устной речи младших школьников
Глава 2. Методика развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка
2.1 Основные направления развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка
2.2 Методы развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка
Заключение
Библиографический список
В контексте образования, подобно другим сферам жизни общества, наблюдается значительная динамика: традиционные методы и содержание обучения пересматриваются, отношения между преподавателем и учеником эволюционируют, и современные образовательные технологии активно интегрируются в учебный процесс. В настоящее время школа ставит перед собой новые цели и задачи, сосредотачиваясь на развитии личности ученика: его инициативе, стремлении к знаниям, умении анализировать информацию, принимать решения и действовать самостоятельно. Одной из важных областей, требующих особого внимания, является развитие устной речи и способов её активизации.
Исследования образовательного процесса в школе показывают, что позиция учащегося в образовательном процессе не в полной мере способствует правильному приобретению знаний, умений и навыков. Чтобы знания были прочными, необходимо позитивно относиться к собственной учебной деятельности учащихся. Многие учащиеся пассивны во время занятий и не вникают глубоко в содержание урока, из-за чего они переходят в старшую школу, не овладев необходимыми навыками разговорной и письменной речи. Это означает, что необходимы более эффективные приемы и средства для активизации познавательной деятельности школьников при обучении русскому языку.
Важность изучения проблемы речевого развития заключается в том, что она затрагивает весь спектр межличностных отношений, в которые вступает школьник. Плохое владение речью является объективной причиной отсутствия у детей возможности свободно участвовать в общественной жизни. Сегодня ученики начальной школы недостаточно разговаривают в классе; на самом деле они довольствовались отдельными высказываниями, односложными словами «да» и «нет». Это происходит по нескольким причинам: отсутствие динамичных речевых ситуаций, создаваемых преподавателем; устраняет необходимость монолога; Неспособность свободно выражать мысли. Как правило, разговорные упражнения не приносят заметных результатов в краткосрочной перспективе – требуют длительной и систематической работы со стороны учащихся и преподавателей.. Временные неудачи и срывы не должны пугать ни тех, ни других.
Степень разработанности проблемы. Исследованиям теории речевой деятельности посвящены научные труды психологов (Л.Л. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), педагогов (В.А. Кан-Калик, Ф.Ф. Советкин,), лингвистов (Л.А. Введенская, Б.Н. Головин, К.З. Закирьянов, Т.А. Ладыженская), философов (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, М.С. Каган,), психолингвистов (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, М.Р. Львов, Л.В. Сахарный, А.С. Штерн,).
В процессе разработки проблемы речевого развития младших школьников на уроках русского языка наблюдается противоречие между возрастающими требованиями к обучению языку и недостаточной теоретической и практической разработкой речевых способностей младших школьников на уроках русского языка.
Следовательно, нужно находить наиболее эффективные методы и средства для разрешения возникшего противоречия
Объект исследования: устная речь младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: приемы и методы развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка в начальной школе.
Цель курсовой работы: изучить методы и приемы, способствующие развитию устной речи у младших школьников на уроках русского в начальной школе.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- описать условия для создания и реализации потребности высказаться каждому ученику.
- раскрыть основные приемы развития устной и письменной речи младших школьников;
- показать причины возникновения речевых ошибок и пути их исправления.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ научно- педагогической и методической литературы; анализ школьной документации; беседа; психолого-педагогический эксперимент; наблюдение; тесты достижений, анкетирование, изучение ученического творчества; обобщение результатов; диагностика по методике Р.С. Немова; констатирующий срез.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в курсе методики преподавания русского языка в начальных классах, а также в практической деятельности учителя.
Структурными компонентами данной курсовой работы являются: введение, две главы, заключение, список используемых источников.
Исследования образовательного процесса в школе показывают, что позиция учащегося в образовательном процессе не в полной мере способствует правильному приобретению знаний, умений и навыков. Чтобы знания были прочными, необходимо позитивно относиться к собственной учебной деятельности учащихся. Многие учащиеся пассивны во время занятий и не вникают глубоко в содержание урока, из-за чего они переходят в старшую школу, не овладев необходимыми навыками разговорной и письменной речи. Это означает, что необходимы более эффективные приемы и средства для активизации познавательной деятельности школьников при обучении русскому языку.
Важность изучения проблемы речевого развития заключается в том, что она затрагивает весь спектр межличностных отношений, в которые вступает школьник. Плохое владение речью является объективной причиной отсутствия у детей возможности свободно участвовать в общественной жизни. Сегодня ученики начальной школы недостаточно разговаривают в классе; на самом деле они довольствовались отдельными высказываниями, односложными словами «да» и «нет». Это происходит по нескольким причинам: отсутствие динамичных речевых ситуаций, создаваемых преподавателем; устраняет необходимость монолога; Неспособность свободно выражать мысли. Как правило, разговорные упражнения не приносят заметных результатов в краткосрочной перспективе – требуют длительной и систематической работы со стороны учащихся и преподавателей.. Временные неудачи и срывы не должны пугать ни тех, ни других.
Степень разработанности проблемы. Исследованиям теории речевой деятельности посвящены научные труды психологов (Л.Л. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), педагогов (В.А. Кан-Калик, Ф.Ф. Советкин,), лингвистов (Л.А. Введенская, Б.Н. Головин, К.З. Закирьянов, Т.А. Ладыженская), философов (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, М.С. Каган,), психолингвистов (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, М.Р. Львов, Л.В. Сахарный, А.С. Штерн,).
В процессе разработки проблемы речевого развития младших школьников на уроках русского языка наблюдается противоречие между возрастающими требованиями к обучению языку и недостаточной теоретической и практической разработкой речевых способностей младших школьников на уроках русского языка.
Следовательно, нужно находить наиболее эффективные методы и средства для разрешения возникшего противоречия
Объект исследования: устная речь младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: приемы и методы развития устной речи у младших школьников на уроках русского языка в начальной школе.
Цель курсовой работы: изучить методы и приемы, способствующие развитию устной речи у младших школьников на уроках русского в начальной школе.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- описать условия для создания и реализации потребности высказаться каждому ученику.
- раскрыть основные приемы развития устной и письменной речи младших школьников;
- показать причины возникновения речевых ошибок и пути их исправления.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ научно- педагогической и методической литературы; анализ школьной документации; беседа; психолого-педагогический эксперимент; наблюдение; тесты достижений, анкетирование, изучение ученического творчества; обобщение результатов; диагностика по методике Р.С. Немова; констатирующий срез.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в курсе методики преподавания русского языка в начальных классах, а также в практической деятельности учителя.
Структурными компонентами данной курсовой работы являются: введение, две главы, заключение, список используемых источников.
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
В настоящее время государством востребованы интеллектуально развитые, коммуникабельные, творческие, образованные личности, способные трудиться в различных профессиональных сферах. Русский язык и литературное чтение как учебные предметы занимают особое место в начальном обучении, так как направлены на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении языком обучения является важнейшим условием общей успешности образования школьников, то есть владения устной и письменной речью выступает как специальное учебное умение, а также необходимое для изучения любого предмета начальной школы.
Одной из основных задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Речь – это источник душевного богатства человека. Но только красивая и правильно звучащая речь способна ласкать человеческий слух. Но для того, чтобы речь была красивой, эстетической и правильно звучащей нужно много работать. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
Словарный запас соотносится со словами, которые мы должны знать, чтобы затем мы могли эффективно общаться, слушать, говорить, читать, и писать. Словарный запас играет важную роль в обучении чтению. Дети используют слова в своей устной речи, изучают смысл слов, которые они видят в печати. Словарный запас также важен в понимании того, что читаешь. Читатели не смогут понять и осмыслить то, что они читают, если они не знают значения большинства слов.
Словарный запас является существенным для читающих детей, но они начинают строить свой словарь прежде, чем научаются читать и продолжают его накапливать после того, как справились с основами чтения. Фактически, для большинства людей расширение словарного запаса продолжается всю их жизнь.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Обогащение словарного запаса ребёнка, работа над лексическим значением слова в некоторой степени помогут в решении данной задачи.
В течение педагогической практики основное внимание было уделено вопросам развития речевой активности детей, т.к. речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется; личностному опыту учащихся, индивидуальному выбору решения поставленной задачи.
В начальном курсе русского языка всё более чётко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по русскому языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Развитие речевой деятельности на уроках русского языка происходит неразрывно с изучением разделов русского языка. Отметим проблемы развития речевой деятельности при изучении разделов русского языка.
В настоящее время государством востребованы интеллектуально развитые, коммуникабельные, творческие, образованные личности, способные трудиться в различных профессиональных сферах. Русский язык и литературное чтение как учебные предметы занимают особое место в начальном обучении, так как направлены на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении языком обучения является важнейшим условием общей успешности образования школьников, то есть владения устной и письменной речью выступает как специальное учебное умение, а также необходимое для изучения любого предмета начальной школы.
Одной из основных задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Речь – это источник душевного богатства человека. Но только красивая и правильно звучащая речь способна ласкать человеческий слух. Но для того, чтобы речь была красивой, эстетической и правильно звучащей нужно много работать. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
Словарный запас соотносится со словами, которые мы должны знать, чтобы затем мы могли эффективно общаться, слушать, говорить, читать, и писать. Словарный запас играет важную роль в обучении чтению. Дети используют слова в своей устной речи, изучают смысл слов, которые они видят в печати. Словарный запас также важен в понимании того, что читаешь. Читатели не смогут понять и осмыслить то, что они читают, если они не знают значения большинства слов.
Словарный запас является существенным для читающих детей, но они начинают строить свой словарь прежде, чем научаются читать и продолжают его накапливать после того, как справились с основами чтения. Фактически, для большинства людей расширение словарного запаса продолжается всю их жизнь.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Обогащение словарного запаса ребёнка, работа над лексическим значением слова в некоторой степени помогут в решении данной задачи.
В течение педагогической практики основное внимание было уделено вопросам развития речевой активности детей, т.к. речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется; личностному опыту учащихся, индивидуальному выбору решения поставленной задачи.
В начальном курсе русского языка всё более чётко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по русскому языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Развитие речевой деятельности на уроках русского языка происходит неразрывно с изучением разделов русского языка. Отметим проблемы развития речевой деятельности при изучении разделов русского языка.



