Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения стратегий самопрезентации представителей оккультизма 11
1.1 Социологическое осмысление магического 11
1.2 Теория самопрезентации и социальный перформанс 21
1.3 Специфика самопрезентации в цифровых медиа 37
1.4 Становление русскоязычного медиарынка в сфере осуществления магических услуг 46
Глава 2. Самопрезентация представителей оккультизма в русскоязычных медиа 52
2.1 Дизайн эмпирического исследования и трудности сбора и анализа данных 52
2.2 Конструирование образа магического специалиста 56
2.3 Репертуар стратегий самопрезентации представителей оккультизма в медиа 79
Заключение 84
Список использованной литературы 88
Приложения 96
Исследовательская проблема. С начала 90-х годов прошлого столетия т.н. «экстрасенсы» и «парапсихологи» стали активно заявлять о себе с телевизионных экранов. Внимание общественности было привлечено моментально: любой человек, имеющий дома телевизор, мог стать клиентом магов. Столь резонансный интерес был порожден множеством причин: сменой экономической и политической парадигмы с распадом СССР, нуждой аудитории в альтернативных источниках информации, общим состоянием неопределенности, в котором оказалось население.
Наибольший интерес для нас в рамках настоящего исследования представляет вопрос самопрезентации «представителей оккультизма»– лиц, идентифицирующих себя как представителей магического, сверхъестественного мира, осуществляющих свою оккультную деятельность через медиаканалы и конструирующих свой образ специалистов по магическому ремеслу. В частности, мы поднимаем следующие вопросы: как такие акторы выстраивают коммуникацию с аудиторией, в какой «упаковке» они представляют свой товар – магическую услугу, –как себя позиционируют, с кем себя отождествляют, как описывают процесс работы, как себя ведут на публичных аренах, какой язык используют. Интересен и сам образ колдуна или колдуньи: как он ими конструируется, какие инструменты для этого используются, а какие нет.
Образ представителя оккультизма относительно динамичен. Мода, вкусы и эстетические предпочтения аудитории стремительно меняются, а вместе с ним трансформируется и запрос потребителя «магических услуг». Специалисты по сверхъестественному подстраиваются под изменяющиеся представления публики о магическом, настраивая собственный инструментарий в режиме коммерческого заработка. Динамика трансформации образа и подачи себя публике в контексте самопрезентации крайне важна для исследования, поскольку дополняет существенной характеристикой тему «цифрового эзотеризма».
Сегодня каналы взаимодействия представителей оккультизма с аудиторией плавно перемещаются в социальные сети и мессенджеры. Прежде использовавшие традиционные медиа, такие как газеты, радио и телевидение, теперь они освоились в Интернете, где имеется функциональное пространство для поддержания контакта с клиентами. Социальные медиа особым образом переформатировали коммуникацию представителей оккультного направления и зрителей.
Основная гносеологическая проблема исследования – отсутствие в поле социальных наук исследовательского инструментария для внятного теоретико-методологического описания потенциала самопрезентации представителей оккультизма в русскоязычных (традиционных и новых) медиа: телевидении, социальных сетях, мессенджерах.
Степень изученности темы. Данная исследовательская проблема с подобным тематическим разворотом мало изучена в научной среде. Условно можно выделить несколько тематических групп исследователей и их работ. Первая группа – исследование самопрезентации. Социологическим осмыслением самопрезентации как научного понятия занимался, в первую очередь, Ирвинг Гофман , чья работа является фундаментальным трудом, изучающим стратегии самопрезентации людей и групп в разных контекстах. Социальная драматургия в нашей работе используется как основная аналитическая призма, сквозь которую характеризуется феномен «цифрового оккультизма».
...
Итак, по результатам работы цель исследования была достигнута. Поэтапное решение поставленных задач определило качественный итог проделанной научно-исследовательской деятельности.
Во-первых, общая экспозиция рассуждений о теме магического в мире социологии настраивает исследовательскую оптику. Повествование выстроено в логике эволюции представлений об оккультизме среди крупных мыслителей различных эпох. Проанализированная дилемма между провозглашенным М. Вебером «расколдовыванием мира» и концептуализированным рядом авторов «заколдовыванием мира» наряду с изученными социокультурными, философскими предпосылками объясняет современный расцвет магического мышления. Этот теоретический экскурс позволил представить более детальную научную картину в контексте оккультизма.
Во-вторых, использован аналитический язык социальной драматургии для анализа особой ситуации коммуникации между представителями оккультизма и их реальными и потенциальными аудиториями. Так, обширный теоретический инструментарий И. Гофмана дает возможность описать процесс работы магических специалистов не только с точки зрения текстового нарратива, но и с точки зрения визуальной картины. Обзор теории фреймов стал ценным дополнением работы по исследованию режима восприятия потока оккультного представления себя другим. Наконец, «спектакль» представителей оккультизма полноценно раскрывается посредством понятийного аппарата теории социального перформанса, сквозь который четко отображается стремление ведьм и экстрасенсов перенести публику в аутентичную магическую среду.
В-третьих, дискуссия научного сообщества о функциональности различных медиа объясняет, почему социальные сети стали сегодня пристанищем представителей оккультизма. С помощью теорий богатства медиавозможностей и социального присутствия аргументированно формулируется предположение об особой роли медиа в работе оккультных специалистов. Беспрецедентные возможности медиаканалов предопределяют успешность «спектаклей», а также позволяют сформировать нужное впечатление у публики. При помощи эффекта максимизации собственного присутствия в Интернете представители оккультизма заполняют пространство пользователей и всё больше погружают их в особую аутентичную среду магического. Прослеженный процесс становления и институционализации рынка магических услуг в странах СНГ предваряет оккультный нарратив, объясняя особый социокультурный и исторический контекст.
Эмпирическое исследование содержит проработанный и исследованный материал по стратегиям самопрезентации представителей оккультизма в русскоязычных медиа. Ряд кейсов, среди которых выделились усредненные группы концептуализированных стратегий, стал базой для исследовательского анализа. Среди множества эмпирических данных в медиаканалах отобраны и проработаны кейсы из телевидения, видеохостингов, социальных сетей и мессенджеров. На основе анализа речевых особенностей, языковых конструкций героев, образной фигуры речи и визуальной картины были выделены особенности, характеризующие специфику конструирования образа оккультного специалиста. С помощью сформулированных стратегий самопрезентации представителей оккультизма можно содержательно характеризовать процесс выстраивания коммуникации со зрителем, установления контакта с ним, формирования доверительного тона общения.
Существенной находкой в ходе исследования стало разнообразие дискурсов, нарративов, а также насыщенность визуальных образов представителей оккультизма. Многие из них используют декорации и социальный фасад, традиционно ассоциирующийся с магией и мистикой. Однако этнографический материал показал, что современные магические специалисты стремятся продемонстрировать приземленность и близость к обычному человеку. Полюсы нормальности и уникальности умело сочетаются в их образах. Магическая эклектика впечатляет не меньше: один и тот же специалист использует в работе тюркский бубен, православные иконы, куклы вуду и многое другое. Часто встречается дискурс устрашения, на котором держится аутентичность образа оккультиста. Большим открытием стала структура профилей, которая организована согласно всем требованиям социальных сетей: начиная с никнейма и заканчивая декорациями в виде сертификации, легитимизирующих профессию, аккаунты обустроены подобно кабинету самого настоящего экстрасенса.
Сформулированная в начале исследования гипотеза об ориентации представителей оккультизма на потребности и предпочтения аудитории также подтвердилась. Можно заметить, что образы ведьм, экстрасенсов и целителей радикально меняются с течением времени и запросами публики. Это четко прослеживается в обратной связи аудитории по отношению к оккультным специалистам: герои рубежа второго тысячелетия высмеиваются за чрезмерно эпатажный образ и отождествление магии с медициной. При этом ранее публика не была столь категорично настроена, что говорит о смене моды на магическое и формирование совершенно других представлений об оккультизме. Те, кто подстраивается под выделенный фрейм, пользуются популярностью в медиа и заслуживают доверие зрителей.
1. Абельс, Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Х. Абельс ; пер. с нем. Под общ. ред. Н. А. Головина и В. В. Козловского. – Санкт-Петербург :Алетейя, 1999. – 258 с. – Текст : непосредственный.
2. Адорно, Т., Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты / Т. Адорно, М. Хоркхаймер ; пер. М. Кузнецова. –Москва ; Санкт-Петербург : Медиум-Ювента, 1997. – 314 с. – Текст : непосредственный.
3. Александер, Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология/ Дж. Александер ;пер. с англ. Г.К. Ольховикова ; под ред. Д.Ю. Куракина. –Москва : Изд. и консалтинговая группа «Праксис», 2013. - 640 с. - ISBN 978-5-901574-96-6. – Текст : непосредственный.
4. Анкудинова, О.Н. Самопрезентация в интернет-коммуникации, её особенности и влияние на культуру российского общества / О. Н. Анкудинова. – Текст : непосредственный // «Медиаобразование и медиакомпетентность». - Сб. статей молодых ученых / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009.
5. Белоусова, Е. В. Магия как форма жизни и как способ «приручения» мира в культуре: авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. Екатеринбург – 2011.
6. Белинская, Е.П., Жичкина, А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью / Е. П. Белинская,
А. Е. Жичкина. – Текст : электронный.– URL: https://cyberpsy.ru/articles/self-presentation_identity/ (дата обращения: 04.03.2024).
7. Бергер, Т. Лукман, Н. Социальное конструирование реальности. Тракрат по социологии знания/ Пер. Е. Д. Руткевич. – М.:Медиум, 1995.– Текст : непосредственный.
8. Брайант, Дж., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. – Москва : Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с. - ISBN 5-8459-0597-4. – Текст : непосредственный.
9. Вахштайн, В. С.(признан иноагентом в РФ) Социология повседневности: от «Практики» к «Фрейму» Ирвинг Гофман. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыт / В. С. Вахштайн. – Текст : электронный // Социологическое обозрение, 2003. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-povsednevnosti-ot-praktiki-k-freymu-irving-gofman-analiz-freymov-esse-ob-organizatsii-povsednevnogo-opyta-m-institut (дата обращения: 06.12.2023)
10. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер ; под ред. М. И. Левиной. – Москва :АСТ, 2021. – 352 с. - ISBN: 978-5-17-133943-2. – Текст : непосредственный.
11. Голубев, А. Вещная жизнь / А. Голубев ; пер. Т. Пирусская. – Москва : НЛО, 2021. – 328 с. - ISBN: 978-5-4448-1829-9. – Текст : непосредственный.
12. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. Канон-пресс, 2000. – Москва : Канон-Пресс-Ц, 2000. – 304 с. – ISBN5-93354-006-4. – Текст : непосредственный.
13. Гофман, И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта (пер. с англ.) / И. Гофман ; под редакцией Г. С. Батыгина,
Л. А. Козловой. – Москва : Институт социологии РАН, 2003. – 752 с. - ISBN 5-93947-011-4. – Текст : непосредственный.
14. Гофман, И. Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу / И. Гофман ; под ред. Н. Н. Богомоловой, Д. А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2009. - 319 с. – Текст : непосредственный
15. Гриффин, Э. Коммуникация: теории и практики / Э. Гриффин. – Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2015. – 688 с. – Текст : непосредственный
...
59 источников