ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА КАК СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 10
1.1 Особенности реализации компетентностного и средового подходов в профессиональном обучении будущих автомехаников 10
1.2 Демонстрационный экзамен как педагогическое средство оценивания
уровня сформированности профессиональных компетенций 20
2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1 Организация опытно-поисковой работы 25
2.2 Методическое обеспечение для проведения демонстрационного
экзамена 30
2.3 Сравнение оценки уровня сформированности профессиональных
компетенций 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А Приказ о пилотной апробации демонстрационного экзамена 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Образец опросника 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика проведения демонстрационного экзамена.. 55
Актуальность исследования. Актуальность на социально-педагогическом уровне. Развитие основных отраслей экономики вызывает изменения в профессиональной деятельности специалистов разных профилей. Обладая высоким уровнем профессиональных компетенций, специалист способен находить рациональные решения в сложных профессиональных ситуациях, что значительно повышает эффективность его профессиональной деятельности. Многие предприятия нашей страны в настоящий момент испытывают дефицит квалифицированных рабочих, а также рабочих с недостаточным уровнем профессиональных компетенций, с отсутствием соответствующего уровня и вида профессионального образования. Одним из главных критериев качества профессионального образования является конкурентоспособность специалиста, а также его готовность к выполнению именно практической работы. Для того, чтобы мы «получили» готового специалиста способного «думать руками» педагогам профессиональной школы необходимо выйти на новый уровень подготовки будущих специалистов, соответствующих мировым стандартам.
Профессиональное обучение должно быть направлено не только на освоение теоретических знаний, а именно больший упор должен быть дан на решение практических задач. С позиции профессионального обучения результатом обучения должно быть освоение именно профессиональных компетенций. Тогда у нас возникает вопрос: а с помощью какого оценочного средства нам можно более лучше оценить уровень сформированности профессиональных компетенций? В настоящее время все больше набирает популярность такой вид оценки, как демонстрационный экзамен. При сдаче этого экзамена происходит презентация профессионального мастерства будущего специалиста именно на практике. Результаты экзамена оценивают представители работодателей. Исходя из понятия демонстрационного экзамена, можно сказать, что именно его мы можем считать ведущим средством оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов.
Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне обусловлена недостаточной теоретической не разработанностью проблемы использования демонстрационного экзамена как ведущего дидактического средства в определении уровня сформированности профессиональных компетенций. Работ, посвященных исследованиям педагогических возможностей демонстрационного экзамена как ведущего дидактического средства в оценке уровня сформированности профессиональных компетенций, пока нет.
Исследования в этой области в основном охватывают проблему качества подготовки специалистов, отвечающих требованиях работодателей. Пути решения проблемы приведения в соответствие требованиям работодателя качество подготовки выпускника технического вуза приводит И.В. Кондрина, также она отмечает суть разногласий в требованиях к конечному результату обучения между работодателем и образовательным учреждением [29]. Сама характеристика современной модели вовлечения работодателей в процесс подготовки обучающихся описывается в статье И.Н. Олейниковой [42]. Сравнение оценки и мнения работодателей и выпускников образовательных организаций о том, как происходит процесс трудоустройства молодежи, с чем связаны наибольшие трудности и препятствия приводит Г.А. Ключарев. Автор показывает, что в большинстве случаев профессиональная подготовка выпускников не учитывает специфику рынка труда [27].
Актуальность на научно-методическом уровне определяется необходимостью разработки комплекса практических задач для проведения демонстрационного экзамена, направленного на оценку уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих автомехаников. Главной задачей по реализации требований федерального государственного образовательного стандарта является реализация практической направленности подготовки специалистов. Для выражения требований к результатам профессионального образования для работодателей в среднее профессиональное образование внедряется компетентностный подход.
Но, рассматривая профессиональную подготовку будущих автомехаников компетентностный подход без средового подхода рассматривать не представляется возможным. Компетентностный подход может быть реализован только при имеющейся образовательной среды, с помощью которой создаются условия для формирования профессиональных компетенций у будущих автомехаников.
Анализ актуальности работы позволяет выявить противоречия:
- между требованиями, определенными требованиями ФГОС СПО к уровню сформированности профессиональных компетенций и недостаточной разработанности методического обеспечения;
- между потребностью рыночной экономики в высококвалифицированных кадрах с высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций и недостаточной разработанностью педагогических условий оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций при помощи демонстрационного экзамена у будущих автомехаников.
На основании анализа актуальности работы и противоречий деятельностного поля была сформулирована проблема исследования: какими должны быть средства методического обеспечения для проведения демонстрационного экзамена?
Для разрешения выявленной проблемы деятельностного поля, связанного с профессиональным обучением будущих автомехаников, на основании анализа степени разработанности проблемы с учетом ее актуальности была сформулирована тема исследования:
«Разработка практических задач для сдачи демонстрационного экзамена студентами колледжа по стандартам Worldskills».
Объект работы: процесс обучения студентов колледжа для проведения демонстрационного экзамена.
Предмет работы: комплекс практических задач для проведения демонстрационного экзамена.
Цель работы: теоретическое обоснование и практическая разработка средств методического обеспечения для проведения демонстрационного экзамена.
На основании цели, объекта, предмета исследования сформулированы следующие задачи работы:
1. Выявить особенности реализации компетентностного и средового подходов в профессиональном обучении будущих автомехаников с точки зрения обеспечения оптимальных педагогических условий для их профессионального становления.
2. Рассмотреть использование демонстрационного экзамена как педагогического средства оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих автомехаников.
3. Разработать методическое обеспечение для проведения демонстрационного экзамена и выявления уровня сформированности профессиональных компетенций в виде комплекса практических задач, составленных в соответствии с ФГОС СПО.
4. Разработать объективные показатели результативности и эффективности использования разработанного методического обеспечения для оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих автомехаников.
На защиту выносятся следующие положения о том, что демонстрационный экзамен является обязательным универсальным педагогическим средством оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих автомехаников, а также то, что методическим обеспечением проведения демонстрационного экзамена является комплекс практических задач, направленный на комплексное применение знаний и умений в области материаловедения, теории механизмов и машин, теории надежности и так далее.
В процессе рассмотрения теоретического сравнения демонстрационного экзамена как средства оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих автомехаников нами было выявлено следующее.
В основу профессионального обучения будущих автомехаников с точки зрения обеспечения оптимальных педагогических условий для их профессионального становления необходимо положить реализацию компетентностного и средового подходов. Именно два этих подхода, «шагающих» вместе в процессе обучения будущих автомехаников позволят добиться формирования профессиональных компетенций.
В настоящее время в процессе обучения остро стоит вопрос об оценке уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов. При формировании компетентностной модели подготовки специалиста, необходимо активно использовать инновационные оценочные средства, позволяющие вести непрерывное отслеживание качества учебных достижений. Профессиональная компетентность с точки зрения теории выступает как результат освоения специальной деятельности. С точки зрения практической направленности профессиональная компетентность характеризуется готовностью будущего специалиста к решению профессиональных задач разного уровня сложности в условиях развития профессиональной деятельности.
В ходе нашей работы нами предложено и полностью нашло свое подтверждение о том, что демонстрационный экзамен будет использован в качестве ведущего средства для определения уровня сформированности профессиональных компетенций. Именно демонстрационный экзамен сможет оценить с точки зрения практических навыков уровень сформированности профессиональных компетенций у будущих автомехаников. В ходе решения практических задач, лежащих в основе демонстрационного экзамена, будущий специалист показывает свои практические навыки, показывает как он может «думать руками».
Именно результаты демонстрации своих теоретических знаний на практике и будут являться основой для оценки уровня сформированности профессиональных компетенций.
Методической основой для выявления уровня сформированности профессиональных компетенций является комплекс практических задач, составленный в соответствие с требованиями ФГОС СПО по подготовке будущих автомехаников.
Следовательно, в процессе написания выпускной квалификационной работы поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута.
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект/ Ю.К. Бабанский. Москва: Педагогика, 1982. 190 с.
2. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» / В.И Байденко // Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 25-30.
3. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России, 2004. № 11. С. 17-22.
4. Барангулова С.М. Педагогические условия формирования профессиональной компетенции студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность / С.М. Барангулова // Молодой ученый. 2012. № 7 (42). С. 247-249.
5. Батищев Г.И. Педагогическое экспериментирование / Г.И. Батищев // Сов. Педагогика. 1990. С. 23- 27.
6. Безюлёва Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога / Г.В. Безюлёва // Профессиональное образование, 2013. № 12. С. 25-27.
7. Бережнова Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей / Е.В. Бережнова // Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.
8. Боровская С.В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего преподавателя: диссертация кандидата педагогических наук / С.В. Боровская. Челябинск, 1999. 175 с.
9. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. 2-е изд. Москва: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум», 2015. 240 с.
10. Введенский В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В.Н. Введенский // Педагогика. 2003. № 4. С.21-31.
11. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. 2003. № 10. С. 51¬
55.
12. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова // Москва: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский // Москва: Педагогика, 1991. 480 с.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов // Москва: Педагогика, 1996. 240 с.
15. Данилов М.А. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: учебное пособие для студентов пед. институтов / М.А. Данилов; под. ред. М. А. Данилова. Москва: Просвещение, 1975. 303 с.
16. Дахин А.Н. Моделирование образовательной компетентности /
A. Н. Дахин // Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2008. 246 с.
17. Деркач А.А. Психология развития профессионала / А.А. Деркач,
B. Г. Зазыкин, А.К. Маркова. Москва: РАГС, 2000. 390 с.
18. Днепров С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей / С.А. Днепров. Екатеринбург, 1998. 298 с.
19. Днепров С.А. Учебно-методический комплекс дисциплины «Научно-исследовательская работа» / С.А. Днепров, Т.Г. Сумина. Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально¬педагогический университет», 2016. 41 с.
20. Залуцкая Г. Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов / Г.Ф. Залуцкая // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1222-1226.
21. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию / Э.Ф. Зеер // Народное образование. 2005. № 3. С 15-20.
22. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Образование и наука. 2011. № 8. С. 3-14.
23. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
24. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. Москва: Университетская книга, 2009. 231 с.
25. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. Москва: АПКиПРО, 2003. 101 с.
26. Касаткина Н.Э. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова. Кемерово: ГОУ ВПО "Кемеровский гос. ун-т", 2010. 203 с.
27. Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов / Г.А. Ключарев // Социологические исследования. 2015. №11. С.49¬
56.
28. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / Е.Я. Коган; под ред. А.В. Великановой. Самара: Профи, 2001. 120 с.
29. Кондрина И.В. Самосовершенствование профессионально важных качеств у студентов в процессе их психолого-педагогической подготовки: Дис. канд. пед. наук. Кемерово, 2000. - 180 с.
30. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. -2001. -№ 2. - С. 101-104.
31. Лаптев В.В. Научный подход к построению программ исследования качества образования /модернизации общего образования на рубеже веков: сборник научных трудов / В.В. Лаптев. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 3-10.
32. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев, Школьные технологии. 2004. № 5. С.1-3.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. Москва: Издательский центр «Академия», 2004. 352 с.
34. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. СПб.: Образование - культура, 1998. 334 с.
35. Манаенкова М.П. Компетенция и компетентность: проблемы профессиональной подготовки / М.П. Манаенкова, Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 3 (061). С. 205-208.
36. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия: https://worldskills.ru/assets/docs//Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia.pdf
37. Методика организации и проведения педагогического эксперимента /В.М. Кротов. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2008. 231 с.
38. Невмержицкая Е. В. Формирование гражданской компетенции в условиях модернизации образования: цели-стратегии и задачи-тактики / Е. В. Невмержицкая // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 5-10.
39. Новейший психолого-педагогический словарь / под общ. ред. А. П. Астахова. Минск: Изд-во «Современная школа», 2010. 928 с.
40. Новиков А.М. Методология образования / А.М. Новиков. Москва: Эгвес, 2006. 668 с.
41. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах / Т.Г. Новикова. Москва: «Высшая школа», 2002. 224 с.
42. Олейникова О.Н. Муравьева А.А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций. Методическое пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. Москва: АНО Центр ИРПО. 2011. 72 с.
43. Пермяков О.Е. Интерполяция Финского опыта оценки и признания квалификации работников / О.Е. Пермяков // Педагогические науки. 2014. № 1. С.35-37.
44. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. Москва: Педагогическое общество России. 1998. 640 с.
45. Сборник рабочих материалов проекта 2012 года, Финско-
Российский проект «ВАЛО: вклад в развитие современной системы квалификаций» 2011 - 2014. URL:
http: //valo. nwaip.ru/doc/materiayi/publikacii/sbornik. pdf
46. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки данных в психологии / Е.В. Сидоренко. СПб: Издательство «Речь», 2001. 350 с.
47. Станулевич О.Е. Профессиональные компетенции как показатель качества профессионального образования / О.Е. Станулевич // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 5-10.
48. Суходольский Г.В. Математические методы в психологии / Г.В. Суходольский. Харьков: Издательство «Гуманитарный центр», 2008. 284 с.
49. Тарасюк О.В, Копылов С.Н. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов/ О.В. Тарасюк, С.Н. Копылов // Среднее профессиональное образование. 2009. № 12. С. 9-10.
50. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»: официальный текст. Новосибирск. Норматика. 2014. 128с.
51. Федоров А.Э. Компетентностями подход в образовательном процессе / А.Э. Федоров. Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. 210 с.