Введение 4
1. Система подготовки специалистов в области обслуживания автомобильного транспорта
1.1 Система образования в России 6
1.2 Сфера профессиональной деятельности выпускников 8
1.3 Анализ междисциплинарного курса 11
1.4 Анализ лабораторно-практических работ 18
1.5 Дидактические условия реализации практических работ 21
2. Инновации в образовании
2.1 Понятие инновации в образовании 26
2.2 Назначение и формы, виды инновационных занятий 28
3. Технология разработки практического занятия
3.1 Практическое занятие 32
3.2 Неисправности двигателя 39
3.3 Технологическая карта практического занятия на тему «Диагностика
неисправностей двигателя внутреннего сгорания» 43
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение
По количеству автомобилей в мире Россия занимает 50 место и 33 место в европейском «зачёте». По состоянию на 2019 год количество автомобилей в России достигает порядка 42 миллионов. Исходя из этих данных, автомобилем владеет более четверти населения страны, учитывая людей всех возрастов, в том числе новорождённых. Проведя простейшие расчёты, можно определить, что на каждую тысячу человек приходиться 250 автомобилей. Производство автомобилей является ведущей отраслью российской промышленности. Это почти четверть всего отечественного машиностроения [1].
Автомобиль представляет собой сложную техническую систему, состоящую из совокупности узлов и механизмов. Любой механизм состоит из отдельных элементов, которые в свою очередь изготовлены из конкретного материала. Любой материал, из которого изготавливаются элементы автомобиля, вследствие длительного использования, подвергается износу. Следовательно, любой элемент или узел автомобиля рано или поздно, вследствие износа отдельных его частей, приходит в негодность и подлежит замене или ремонту. Почти все агрегаты автомобиля во избежание преждевременного выхода из строя работают с использованием смазочных материалов, которые с течением времени теряют свои свойства, необходимые для долговечной и бесперебойной работы агрегатов, поэтому время от времени необходима их замена. Для всех этих операций существует специальные организации, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, а именно станции технического обслуживания (СТО) и автосервисы.
Любая СТО имеет необходимый для выполнения заданных функций персонал, в котором основным рабочим звеном являются техники. Также техники выполняют возложенные на них обязанности в автомобильно-транспортных предприятиях (АТП), в которых существуют специальные помещения для ремонта и технического обслуживания собственного автопарка.
Подготовка техников в рамках образовательной программы среднего профессионального образования (СПО) осуществляется по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, на которую и ориентирована выпускная квалификационная работа.
Темой выпускной квалификационной работы является «Разработка инновационного практического занятия на тему "Диагностика неисправностей двигателя внутреннего сгорания"».
Актуальность темы обусловлена тем, что результатом образовательного процесса по ФГОС СПО является формирование компетентности, опыта практической деятельности. Следовательно, значительное место в системе подготовки специалистов среднего звена занимают практические занятия, которые составляют 50% от общего количества аудиторных часов в программах учебных дисциплин и междисциплинарных курсах.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является МДК. 01.02. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта профессионального модуля ПМ. 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта образовательной программы 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является практическое занятие, а также понятие инновации в образовании.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать инновационное практическое занятие на тему «Диагностика неисправностей двигателя внутреннего сгорания».
Задачи работы:
• произвести анализ ФГОС СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
• провести анализ практического занятия как формы урока;
• выбрать вид инновационного практического занятия;
• произвести разработку структур, сценария и системы оценки инновационного практического занятия.
Результат обучения по основной профессиональной образовательной программе СПО - компетенция - самостоятельно реализуемая способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области в реальной производственной ситуации.
Формирование компетенций происходит непосредственно в процессе познавательной деятельности и основывается на таких качествах личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умению постоянно учиться, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, умение выстраивать межличностные отношения, социальная и профессиональная ответственность.
С учётом вышеизложенного становится очевидной важность учебно- познавательной деятельности студентов и необходимость ее эффективной организации и управления.
Анализ видов организаций учебного процесса показал, что практическое занятие позволяет не просто воспринимать учащимися информацию в готовом виде, а применять их в ходе самостоятельной практической деятельности. Данная форма при правильной её организации позволяет максимально приблизить процесс самостоятельной работы к условиям производственной ситуации. Это благотворно сказывается как на закреплении полученных ранее знаний, так и на приобретении учащимися необходимых знаний и умений, которые впоследствии он сможет применять в области своей профессиональной деятельности. Именно поэтому практические занятия составляют большую долю рабочей программы образовательных учреждений среднего профессионального образования.
На современном этапе развития общества, уровень подготовки специалистов должен быть на высоком уровне. Это позволяет выпускникам быстрее адаптироваться в среде профессиональной деятельности, а предприятиям тратить меньше времени и средств на получение готового специалиста. Добиться такого результата, позволяет применение в образовательном процессе инновационных технологий, сущность которых заключается в интегрировании в учебный процесс новшеств, позволяющих повысить показатели усвоения учебного материала.
Инновационное обучение как форма организации процесса формирования компетенций может быть представлено в нескольких видах, анализ которых показал, что при изучении профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» где хорошо прослеживаются причинно-следственные наиболее целесообразно применять элементы технологии проблемного обучения. Так же немаловажным фактором развития послужит применение в проблемном задании различных вариантов сложности. Это подготовит студентов к трудностям, которые могут возникнуть у студентов в процессе их профессиональной деятельности.
Анализ области профессиональной деятельности и её объектов, а также роль будущих специалистов, позволил определиться с темой практического занятия, которое было разработано и спроектировано.
В ходе выполнения работы был произведен анализ ФГОС СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, практического занятия как формы урока, инноваций в образовании, были выявлены такие виды инновационных уроков как метод портфолио, метод проблемного изложения, метод проектов, научно-исследовательская работа студентов, лекция визуализация, разработана структура, сценарий и система оценки инновационного практического занятия.
1. Автостат. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.autostat.ru/tags/628/(Дата обращения: 5.05.2019).
2. Автотранспортное предприятие. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/(Дата обращения: 26.05.2019).
3. Алгоритм проведения практического занятия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/078/8347.php(Дата обращения: 26.05.2019).
4. Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. Выпуск № 3. - 2004 - С. 78 - 83.
5. БабичеваТ. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов / Т. А. Бабичева/ ВестникСтавропольского государственного университета. Выпуск № 6. - 2009. - С. 12¬17.
6. Блинов В.И. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков, - Москва:ФИРО, 2010. - 19 с.
7. Бычков А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. Выпуск № 6. -2005 - С. 83 - 84.
8. Виды дефектов и их характеристика. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/to-i-tr/vidy-defektov-i-ih-harakteristika/(Дата обращения: 10.05.2019).
9. Виды, структура и содержание практических занятий по УД, МДК, ПМ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://webcache.googleusercontent. com (Дата обращения: 22.05.2019).
10. Горбачева В.Г. Основы инновационных процессов в образовательной
деятельности. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.ibl.ru/konf/070411/17.html(Дата обращения 11.05.2019).
11. Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. Выпуск № 3. - 2005 - С. 79 - 84.
12. Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж.[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://adk.uralschool.ru(Дата обращения: 24.05.2019)
13. Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании/ Н. И. Ерофеева // Народное образование. Выпуск №5- 2002 - С. 94 - 96.
14. Есенков Ю.В. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов в условиях внедрения ФГОС СПО нового поколения / Ю.В. Есенков, И.А. Ситявина. - Ульяновск: УИПКПРО. 2014. - 68 с.
15. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский - Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. -Тюмень, 1990. - 154 с.
16. Инновационные образовательные процессы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/EFu0phFAeuY.html(Дата обращения 20.05.2019).
17. Инновационные технологии в обучении. Метод проблемного
обучения. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://otherreferats.
allbest.ru/pedagogics/00933217_0.html (Дата обращения: 17.05.2019).
18. Кожитов Л. В. Организация инновационной деятельности в вузе. / Л. В. Кожитов, П. А. Златин, В. А. Дёмин и др. - Москва: МГИУ, 2009. - 296 с.
19. Козлов, С. Д. Роль образования в современном обществе/ С. Д. Козлов// Педагогическая мастерская. Выпуск № 2. - 2004 - С.79 - 81.
20. МаковаТ. И., ПономареваС. А.. Инновационная деятельность в
образовании. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://arbir.ru/articles/a_2964.htm(Дата обращения 26.05.2019).
21. Методика согласования практических занятий по решению задач и лабораторных занятий. //Обучение физике в школе и вузе: Межвуз.сб.науч.ст.- Санкт-Петербург: Образование, 1998. - С.174-176.
22. Образование в России - современные тенденции развития. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://worknet-info.ru/read- blog/280.html(Дата обращения: 14.05.2019).
23. Проблемное обучение. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://podelise.ru/docs/33533/index-4839.html(Дата обращения 26.05.2019).
24. Проблемное обучение. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/(Дата обращения: 8.05.2019).
25. Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 № 383 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru(Дата обращения: 24.05.2019).
26. Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения / Н. Б. Пугачёва // Завуч. Выпуск № 3. - 2005- С.29 - 30.
27. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов и др; Под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
28. Соснин Д.А. Новейшие автомобильные электронные системы: учеб.пособие для специалистов по ремонту автомобилей, студентов и преподавателей вузов и колледжей / Д.А. Соснин, В.Ф. Яковлев. - Москва: СОЛОН-Пресс, 2005. - 240 с.
29. Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании: Сборник науч.ст. / А.П.Тряпицына. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 1997. - 248 с.
30. Федосов В.П. Автомобильная электроника: учеб.пособие / В.Д. Сытенький, В.П. Федосов. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. - 73 с.