Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА РАБОТЫ В ТЕХНИКЕ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ С УЧАЩИМИСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №14486

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТКАНЬЮ ПРИ СОЗДАНИИ ПАННО В ТЕХНИКЕ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ 8
1.1. Технические и художественные приемы обработки ткани 8
1.2. Особенности художественного решения изделий из ткани 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЫ С ТКАНЬЮ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 25
2.1. Педагогический опыт обучения школьников работе с тканью 25
2.2. Методика обучения изготовлению изделий из ткани на уроках изобразительного искусства
ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 52
3.1. Обоснование выбора темы творческого проекта 55
3.2. Этапы выполнения творческой части выпускной квалификационной работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60



На сегодняшний день главная задача современной школы заключается в развитии и воспитании личности школьника, раскрытии его способностей и талантов, в подготовке его к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Процесс познания у детей происходит эмоционально-практическим путем. Детям нравится познавать что-то новое и интересное, поэтому важно удовлетворить их стремление к познанию и развитию. От полноты и разнообразия детской деятельности зависит успешность развития ребенка и его творческий потенциал. Декоративно-прикладное искусство является одним из наиболее близких и понятных видов деятельности. Работая с различными материалами, такими как ткань, школьники развивают моторику пальцев рук, координацию движений, зрительную память. У учащихся формируются такие личностные качества, как: трудолюбие, аккуратность, бережливость, усидчивость. Оно важно для развития и формирования различных психологических процессов: воображения, чувственного восприятие, мышления, мотивации. Создание работ в нетрадиционных техниках, в частности, создание работ в технике лоскутного шитья, имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как влияет непосредственно на всестороннее развитие и воспитание школьника
Занятия с детьми творчеством любого вида является необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память и пр, то есть происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность, воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация.
Ручной труд способствует формированию у детей определенных знаний, развитию умений, отработке навыков. В процессе практических занятий у ребенка формируются творческие, а так же интеллектуальные способности. В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [33, с. 65].
Декоративно-прикладное искусство влияет и обогащает внутренний мир ребёнка, развивает психологическое, интеллектуальное и эмоциональное состояние личности, формирует потенциалы, воспитывает эстетические и нравственные качества, расширяет врожденные способности, а также способствует применению полученных знаний, умений и навыков в своём творчестве. Оно направленно на развитие творчески активную, самостоятельную личность, которая стремиться к самореализации и самоусовершенствованию. Таким образом, дети становятся этнокультурными и образованными в современном мире.
Формирование интереса у учащихся к лоскутному шитью возможно за счет создания условий и организации труда, которые позволят удовлетворить такие потребности ребенка, как желание практически взаимодействовать с материалом для получения конкретного результата, стремление выразить себя и вызвать одобрение окружающих.
Проблема исследования:
Каковы методические аспекты, способствующие формированию навыков работы в технике лоскутного шитья у учащихся шестых классов общеобразовательной школы.
Решение проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс обучения учащихся шестых классов технике лоскутного шитья.
Предмет исследования: особенности обучения учащихся технике лоскутного шитья в процессе создания аппликации из ткани.
Гипотеза исследования:
Формирование навыков работы с тканью в технике лоскутного шитья на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если:
- будет разработана система занятий, способствующая успешному формированию навыков шитья из ткани.
- будет соблюдаться последовательный характер формирования навыков работы с тканью у учащихся в технике лоскутного шитья.
- будут разработаны критерии оценки готовых работ обучающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать рабочие программы по изобразительному искусству.
2. Изучить методы обучения созданию работ из ткани.
3. Изучить возрастные особенности формирования навыков лоскутного шитья у учащихся шестых классов.
4. Выявить особенности художественного решения изделий из ткани.
5. Разработать и апробировать методику изготовления изделий из ткани с учащимися шестых классов.
Методологическую основу данного исследования составили работы известных педагогов и психологов (Б.М. Неменского, О.К. Лаврова, Т.Я. Шпикаловой, Л.С. Выготского, В. В. Кандинского, Н. П. Ростовцева, В.С. Кузина), ведущих ученых-педагогов в области декоративно¬прикладного искусства (Л.В. Банакиной, М. А. Остерфельд, Г.И. Аксеновой, И.Ю. Мухановой), научные работы по проблемам преподавания декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе (А.Д. Алехина, И.Б. Ветровой, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина,
Н.Н. Ростовцева, С.П. Ломова, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой, А.С. Хворостова).
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
2. Проведение экспериментально-исследовательской работы по данной теме.
3. Анализ результатов практической деятельности обучающихся.
4. Наблюдение за процессом освоения учащимися навыков по созданию работ в технике аппликации.
Практическая значимость:
Материалы методической части исследовательской работы могут быть использованы на практике в процессе работы учителя изобразительного искусства.
Исследовательская база: «МБОУ СОШ №40» г. Белгорода, 6 « А» и «Б» классы.
Этапы исследования:
1. На первом этапе была проанализирована литература по проблеме исследования.
2. На втором этапе были разработаны и проведены уроки для экспериментальной группы, направленные на формирование навыков лоскутного шитья. Занятия по изобразительному искусству по теме исследования проводились в 6 «б» классе общеобразовательной школы № 40 г. Белгорода.
3. На третьем этапе исследования были подведены итоги экспериментальной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех частей:
1. Теоретическая часть состоит из введения и трёх глав, которые содержат краткий анализ техник лоскутного шитья, технические и художественные приемы обработки ткани, описание последовательности создания творческой части работы.
2. Методическая часть выпускной квалификационной работы содержит анализ экспериментальной работы, проведенной с учащимися шестых классов средней общеобразовательной школы № 40 г. Белгорода. Здесь же представлены методы создания аппликации и описан педагогический опыт обучения детей работе с тканью.
3. Творческая часть представляет собой декоративное панно «Восточные мотивы» , выполненное в технике лоскутного шитья. Размер работы 50х70.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день для современного педагога главной задачей становится воспитание всесторонне развитой, духовно-нравственной, творческой личности. Чтобы личность ребенка развивалась в полной мере, необходимо постоянно развивать ее творческие способности, умение анализировать и понимать окружающий мир. Обучение методике создания работ в технике лоскутного шитья способствует становлению всесторонне развитой личности, так как умения и навыки, полученные на уроках, могут оказаться полезными и пригодятся в будущем. Мы хотим опровергнуть мнение, что лоскутное шитье является сложным и трудозатратным видом искусства. Создавать лоскутные аппликацию могут дети, начиная с дошкольного возраста, заменяя приемы пришивания деталей на приклеивание лоскутов к основе. Для желающих научиться технике лоскутного шитья создано множество методических пособий, мастер-классов и курсов.
В ходе исследования мы решили ряд задач:
1. Проанализировали рабочие программы и изучить методы обучения создания работ из ткани.
2. Изучили возрастные особенности формирования навыков лоскутного шитья у учащихся шестых классов.
3. Выявили особенности художественного решения изделий из ткани.
4. Разработали и апробировали методику изготовления изделий из ткани с учащимися шестых классов.
5. Изучить методы обучения созданию работ из ткани.
Таким образом, гипотеза об эффективности данной методической модели по обучению учащихся шестых классов общеобразовательной школы технике лоскутного шитья, в процессе экспериментальной работы подтвердилась.



2. Адамчик М.В. Словарь символов - СПб.: Харвест, 2010 - 167с.
3. Адамян А.А. Вопросы эстетики и теории искусства, М., Искусство,1978 - 320 с.
4. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. От древнейших времен до наших дней. - М.: Просвещение, 2011 - 115с.
5. Банакина Л.В. Чудо- лоскут. Мир женщины. - М.: Народное творчество, 1997 - 60 с.
6. Беда Г.В. Основы изобразительной грамотности.- М.:РИП-Холдинг,2015 - 147с.
7. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - М.: Наука,1974 - 127 с.
8. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - М.: В. Шевчук, 2013 - 205 с.
9. Волков Б.С. Психология педагогического общения. Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2016. - 205 с.
10. Выготский Л.С. Психология искусства. - СПб.: Питер, 2017 - 288 с.
11. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2017 - 120 с.
12. Грэхем Л.М. Декоративные орнаменты и мотивы. - М.: Астрель,2008 - 190 с.
13. Грин М.Э. Шитьё из лоскутков: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1981.
14. Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе В.С. Кузина. - М.: Учитель, 2012. - 58 с.
15. Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского. - М.: Учитель, 2012 - 67 с.
16. Каракозова О.В. Пэчворк - рукотворная красота. Сделай сам. - 1998 -№ 3.
17. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992 - 148с.
18. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: Владос, 2008.
19. Лоскутное шитьё: Швейная мастерская дома /Авт.-сост. Н.М. Волчек
- Минск: Современный литератор, 1999.
20. Лоренц Н. Орнамент всех времен и стилей. - М.: Эксмо, 2010. - 47 с.
21. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Изд-во политической литературы, 1976. - 113с.
22. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.
23. Мазурик Т.А. Лоскутное шитьё. От ремесла к искусству. - СПб.: Паритет, 2005 - 152 с.
24. Махмутова Х.И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи. - М.: Школьная пресса, 2004 - 93 с.
25. Муханова И.Ю. Аппликация. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004
- 54 с.
26. Муханова И.Ю. Лоскутная живопись. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005 - 57 с.
27. Муханова И.Ю. Лоскутные узоры. Новые возможности. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003 - 52 с.
28. Муханова И.Ю. Шитьё из лоскутков - М.: Наука и жизнь, 1998 - 52 с.
29. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. 4-е изд.
- Ростов н/Д: Феникс, 2007 - 412 с.
29. Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В.М.
- М.: Советская энциклопедия, 1986 - 188 с.
30. Романова Л. Роскошь из лоскутков - М.: Клуб, 1998 - 54 с.
31. Романова Л. Роскошь из лоскутков - М.: Клуб, 1999 - 53 с.
32. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Альянс, 2014 - 205 с.
33. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 2000 - 176 с.
34. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Школьная Пресса, 2002 - 216 с.
35. Семёнова А.Н. Секреты домостроя. - СПб.: Невский проспект, 2000.
36. Соколов М.В. Декоративно-прикладное искусство. - М.: Владос, 2013 - 180 с.
37. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. Учебник. -
М.: Academia, 2015 - 305 с.
38. Сокольникова Н.М. Методика обучения изобразительному искусству. Учебник. - М.: Academia, 2013 - 220 с.
39. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. Учебник. 6-е издание. - М.: Academia, 2013 - 202с.
40. Торлопова Н.Г. Особенности проектирования и конструирования. Учебно-методическое пособие. - Сыктывкар, 2011 - 30 с.
50. Тохтабаева Ш.Ж. Традиции декоративно-прикладного искусства. Перспективы сохранения и развития традиционного казахского народного творчества в современных условиях. - Алматы, 2010 - 55 с.
51. Утаишвилли Н.В. Эксклюзивный гобелен. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2011 - 121 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 - № 1897.
53. Федотова Л. Квилтины или Одеяло моей бабушки. - М.: Народное творчество, 1998 - 62 с.
54. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1981 - 170 с.
55. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М.: Просвещение, 1974 - 130 с
Электронные ресурсы:
56. Шпаргалки по предмету история дизайна [Электронный ресурс]. -
URL: http://spargalki.ru/design/31-istoriya-disaina.html?showall=1 - (дата обращения: 20.04.2017)
57 Способности, одаренность, талант [Электронный ресурс]. - URL: http://psyznaiyka.net/view-sposobnosti.html?id=odarennost-talant - (дата обращения: 14.03.2017)
57. Техника безопасности [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/02/tekhnika-bezopasnosti-pri- rabote-s-nozhnitsami: 10.04.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ