Введение 3
Глава I. Зооморфные образы в творчестве Ф. Кафки: к постановке проблемы 6
Глава II. Новелла «Превращение» 18
Глава III. Новелла «Нора» 39
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Настоящая дипломная работа посвящена интерпретации зооморфных образов в малой прозе Франца Кафки, выявлению их особенностей и анализу связи бестиарных персонажей Кафки с его психотравмами и традиционными символами в культуре.
Франц Кафка (1883-1924) - австрийский писатель, один из ключевых представителей модернистской литературы XX века. Родившись в Праге, в семье еврейского коммерсанта, он получил юридическое образование, но истинным призванием для него стала литература. Творчество Кафки пронизано ощущением абсурда, тревоги и экзистенциального поиска, что нашло отражение в его романах «Процесс» («Der ProzeB», 1914—1915), «Замок» («Das SchloB», 1922), «Америка» («Amerika», 1911—1916), в притчах и многочисленных новеллах.
Одной из примечательных особенностей малой прозы Кафки является частое использование зооморфных образов. В его произведениях герои превращаются в животных, животные обретают человеческие качества, а границы между человеческим и нечеловеческим становятся размытыми и неопределенными. «Превращение» («Die Verwandlung», 1912), «Отчет для академии» («Ein Bericht fur eine Akademie», 1917), «Певица Жозефина, или Мышиный народец» («Josephine, die Sangerin, oder Das Volk der Mause», 1923—1924), «Нора» («Der Bau», 1923—1924) - лишь часть произведений, где бестиарные образы играют ключевую роль.
Отношение самого Кафки к животным было сложным и противоречивым. С одной стороны, он был убежденным вегетарианцем, выступал против жестокого обращения с животными и испытывал глубокое чувство сострадания к живым существам. С другой стороны, в его дневниках и письмах прослеживаются отстранённость по отношению к представителям животного мира и даже некоторые признаки зоофобии. Некоторые исследователи полагают, что Кафка отождествлял себя с животными, видя в них отражение собственной уязвимости и изоляции в мире, где доминирует человек.
Актуальность исследования обусловлена неугасающим интересом к творчеству Кафки, а также необходимостью комплексного анализа его зооморфных образов, которые до сих пор не получили исчерпывающей интерпретации.
Научная новизна работы заключается в малоизученности зооморфных образов в творчестве Кафки, эта тема практически не фигурировала в работах отечественного литературоведения обособленно.
Материалом исследования являются бестиарные новеллы Кафки: «Превращение» и «Нора».
Объектом исследования выступают зооморфные образы в малой прозе Франца Кафки.
Предметом исследования являются особенности функционирования зооморфных образов в новеллах «Превращение» и «Нора», их семантика и связь с основными темами и мотивами творчества Кафки.
Теоретическая значимость работы заключается в углублении представлений о поэтике Кафки, расширении понимания функций зооморфных образов в литературе.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов при чтении специальных курсов по истории австрийской литературы, разработке курсов, посвященных творчеству Кафки, а также в дальнейших научных исследованиях.
...
Проведенное исследование зооморфных образов в новеллах Франца Кафки «Превращение» и «Нора» выявило их многогранность и глубинный символизм. Анализ показал, что животные миры Кафки не просто литературный прием, а сложное переплетение экзистенциальных, социальных и психологических мотивов.
В литературе образы животных часто используются аллегорически, изображая не столько самих зверей, сколько людей и их пороки. Вспомним басни, где лиса олицетворяет коварство, а осел - глупость. Животные становятся масками, за которыми скрываются людские слабости, сами же звери остаются лишь условными фигурами и не изображают сами себя.
Зоопоэтика Франца Кафки разительно отличается от этой традиции. Хотя изображения животных в его произведениях неотделимы от человеческого, они не стремятся к простой аллегории. Кафка не высмеивает пороки, пряча их за звериными личинами. Он исследует нечто более глубинное - нечеловеческий опыт, ту тонкую границу, что отделяет человека от животного мира.
Уникальность зооморфного мира Кафки проявляется и в том, что анималистичность пронизывает не только нечеловеческих героев, но и персонажей, принадлежащих к homo sapiens. Человек разумный в его поведении подчас становится менее человечным, чем те, кто претерпел метаморфозы. Яркий пример тому - новелла «Превращение». Семья Грегора, не теряя человеческого облика, к концу произведения демонстрирует черты, присущие скорее миру животных: эгоизм, равнодушие, инстинктивное стремление к выживанию. В то время как сам Грегор, превратившись в насекомое, сохраняет способность к сопереживанию, любви, самопожертвованию. Кафка переворачивает традиционные представления о человеке и животном, заставляя нас усомниться в том, кто же на самом деле более человечен.
Кроме того, в результате работы были сделаны следующие выводы:
Во-первых, все зооморфные миры Кафки - это миры подземелья и подполья. Протагонист «Превращения», став насекомым, оказывается за пределами человеческого общества, в своей комнате, ставшей для него метафорическим подпольем. Подобно героям Достоевского, он ощущает себя отчужденным и непонятым. В «Норе» животное существование также ассоциируется с подземным, скрытым пространством, где герой ищет убежище от внешнего мира.
Во-вторых, бестиарные образы у Кафки, вероятно, отражают его психотравмы. Конфликт с отцом, ощущение одиночества, давление социальных норм - все это нашло свое изображение в образах животных, ставших метафорой внутренних переживаний писателя. Например, превращение Грегора в насекомое можно интерпретировать как результат подавления его личности авторитарным отцом и его попыткой «ускользнуть» от нелюбимой работы и давления общества.
Наконец, важно отметить, что образы животных у Кафки размывают границы между человеческим и нечеловеческим. Они подчеркивают сложность и противоречивость человеческой природы, ее изначальную двойственность. Зооморфные образы Кафки - это не просто символы или метафоры, это новый способ осмысления человека в сложном и противоречивом мире.
...
1. Кафка Ф. Лабиринт // Кафка Ф. Замок. Превращение. Процесс: Полное собрание сочинений / пер. с нем. Архипова Ю.И. - М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2022. - С. 889-916.
2. Кафка Ф. Превращение // Кафка Ф. Замок. Превращение. Процесс: Полное собрание сочинений / пер. с нем. С. Апта. - М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2022. - С. 661-704.
3. Kafka F. Der Bau // Kafka F. Die Erzahlungen. - Berlin: S. Fischer Verlag, 1961. - S. 378-413.
4. Kafka F. Die Verwandlung // Kafka F. Die Erzahlungen. - Berlin: S. Fischer Verlag, 1961. - S. 39-93.
5. Аникеева Е.К. Кафка-новеллист: проблема творческого метода // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы. - Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». - С. 118 - 121.
6. Беньямин В. Франц Кафка / пер. с нем. Рудницкого М. - М.: Ad Marginem, 2000. - 320 с.
7. Бланшо М. От Кафки к Кафке / пер. с фр. Кротовой Д. - М.: Логос, 1998. - 240 с.
8. Бытие // Ветхий завет. - глава 1. - [Электронный ресурс] - URL: https://azbyka.ru/biblia/?Gen.1&r. - (Дата обращения: 17.05.2024).
9. Горобченко И.В. Жанр бестиария в зарубежной литературе: трансформация литературной традиции // Научное творчество XXI века: сборник трудов Ежегодной Всероссийской научной конференции учащихся, студентов и молодых ученых (февраль 2009): в 2 томах / Ред. Я.А. Максимов, К.А. Коробцева, О.В. Панова и др. - 2009. - Том 2: Научное творчество XXI века: сборник трудов ежегодной всероссийской научной конференции учащихся, студентов и молодых ученых Февраль 2009. - С. 96-97.
10. Делёз Ж., Гваттари Ф. Кафка: за малую литературу / пер. с фр. Свирского Я.И. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015 — 112 с.
11. Дубовая Е.В. В кругу бестиарных образов. - М.: МПГУ, 2015. - 211 с.
12. Жук М.И. Новелла Франца Кафки «Превращение»: трансформация личного опыта в художественный образ // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. - 2019. - Т. 4, № 3. - С. 69-78.
13. Зименкова В.А. Способы выражения внутренней речи в художественном тексте (на материале рассказа Ф. Кафки «Превращение») // Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. - Л.: Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, 1986. - С. 33-39.
14. Зуева М.А. О художественной структуре новеллы Ф. Кафки //
Проблема традиций и взаимовлияния в литературах стран западной Европы и Америки XIX-XX веков. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 1993. - С. 116-120.
15. Карельский А.В. Лекция о творчестве Ф. Кафки // Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западноевропейских литератур. - М.: РГГУ, 1999. - Вып. 2. - С. 143-157.
... всего 52 источника