Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образовательные стратегии молодежи в период постглобализации (на примере г. Мурманска)

Работа №144842

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы121
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения образовательных стратегий в условиях постглобализации 9
1.1. Образовательные стратегии молодежи как предмет социологического исследования 9
1.2. Основные положения концепции постглобализации 30
1.3. Образовательные ресурсы г. Мурманска в контексте постглобализации 45
Глава 2. Эмпирическое исследование образовательных стратегий молодежи г. Мурманска в период постглобализации 61
2.1 Дизайн эмпирического исследования образовательных стратегий молодежи г. Мурманска 61
2.2. Результаты эмпирического исследования образовательных стратегий молодежи г. Мурманска 67
Заключение 93
Список литературы 97
Приложение №1 108
Приложение №2 117
Приложение №3 119


Современный мир перешел из состояния глобализации в период постглобализации . Посглобализация заключается в ряде социальных явлений и тенденций, характерных как для всего мира, так и для России, которые происходят вопреки ожидавшимся сценариям глобализационного развития мира на рубеже XX-XXIвв. Во-первых, постглобализация проявляет себя в росте и автономизации суперурбанизированных городов(мегаполисов)-центров мирового значения, в которых в наибольшей степени локализованы глобальные явления. Во-вторых, непропорциональная доля всех богатств, инноваций, трудовых, материальных, информационных сервисных, образовательных ресурсов аккумулированы в глобальных городах, что усиливает экономические, социокультурные, демографические разрывы между ними и остальным миром. В-третьих, в усилении потоков миграции населения с периферийных территорий в «центры», что уже привело, с одной стороны, к концентрации численности населения в мегаполисах, а с другой, к «истощению» социальности на периферийных территориях и обезлюдиванию больших территорий. Одной из наиболее активно мигрирующих групп населения является молодежь, которая устремляется в мегаполисы, в процессе реализации своих жизненных целей и образовательных стратегий. Образовательные стратегии, которые реализует молодежь, направлены на приобретение определенного образовательного уровня через прохождение этапов обучения как в учебном заведении, так и в поле неформального образования. В ситуации территориальной неоднородности образовательных ресурсов молодёжь из родных городов переезжает в города с высоко развитой образовательной инфраструктурой и большим количеством точек доступа к различным благам, которых лишены регионы. В России основные потоки образовательной миграции направлены в сторону таких мегаполисов как Москва и Санкт-Петербург.
В свою очередь, образованная молодежь – это особый ресурс социального воспроизводства, от которой зависит будущее регионов. В связи с этим, регионы, в которых высокими темпами происходит миграционная убыль молодого населения, реализуют программы по сохранению численности населения, модернизации тех сфер, от которых зависит качество жизни. Одним из ярких примеров регионального развития, является Мурманская область, в которой на сегодняшний день осуществляется ряд интенсивных преобразований, нацеленных, в том числе, на удержание мурманской молодежи в регионе и предоставлениеей максимальных возможностей для образования и самореализации. В ряде исследований фиксируется наличие разрывов между запросами молодежи и возможностями их реализации, что выражается в стремление молодежи покинуть Мурманскую область .
Мы полагаем,что региональные преобразования могут способствовать улучшению социального самочувствия молодежи и удовлетворению ее потребностей в образовании. Настоящее исследование направлено на изучение образовательных стратегий молодежи г. Мурманска, что позволит выяснить удовлетворенность молодежи качеством образования в регионе, выявить миграционные намерения и дальнейшие образовательные планы мурманской молодежи.
Целью данного исследования является изучение образовательных стратегий молодежи в период постглобализации на примере г. Мурманска.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Реализован обзор исследований образовательных стратегий молодежи и проанализированы содержательные компоненты образовательных стратегий молодежи;
2. Выявлены основные положения теории постглобализации Д.В. Иванова и описана специфика постглобализации в России;
3. Выявлены и описаны образовательные ресурсы г. Мурманска;
4. Изучена статистическая информация, отражающая миграционные движения молодежи г. Мурманска;
5. Проведено эмпирическое исследование образовательных стратегий молодежи г. Мурманска в период постглобализации;
6. Сформулированы выводы об актуальных образовательных стратегиях молодежи г. Мурманска в период постглобализации;
Объектом настоящего исследования выступает молодежь г. Мурманска;
Предметом исследования являются образовательные стратегии молодежи г. Мурманска в период постглобализации.
...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность настоящего исследования состояла в изучении образовательных стратегий молодежи в период постглобализации. В условиях постглобализации суперурбанизированные города сосредотачивают непропорциональную долю всех ресурсов, которые притягивают молодежь из периферийных территорий. В г. Мурманске, являющимся опорным городом Российской Арктики реализуется ряд стратегических проектов по развитию города и области с целью сокращения миграционной убыли населения в соседние мегаполисы и повышения привлекательности региона для молодежи. В связи с этим, мы полагаем, что изучение образовательных стратегий молодежи г. Мурманска позволяет выявить удовлетворенность молодежи качеством жизни и качеством образования в г. Мурманске, выявить миграционные намерения и дальнейшие образовательные планы мурманской молодежи.
Цель исследования заключалась в изучении образовательных стратегий молодежи г. Мурманска в период постглобализации.
В ходе теоретической работы был поведен обзор и систематизация теоретических и эмпирических исследований, посвященных социологическому анализу образовательных стратегий молодежи. Проанализированы подходы к изучению образовательных стратегий молодежи, содержательные компоненты образовательных стратегий, а также факторы, влияющие на формирование и возможности реализации образовательных стратегий молодежью. Разработана концептуальная схема структуры образовательных стратегий молодежи. Рассмотрены социологические теории глобализации, таких авторов как: Р. Робертсон, У. Бэк, А. Аппадураи, М. Уотерс, Дж. Ритцер и др. Проведен анализ концепции постглобализации Д. В Иванова и изложены основные положения этой концепции. Рассмотрен ряд причин перехода в постглобализацию в мире и тенденции постглобализации в России, отмечены такие явления как: миграция молодежи из периферии в мегаполисы, пространственная неоднородность образовательных ресурсов по количеству высших учебных заведений. Также рассмотрены программы развития Мурманской области в настоящее время. Проинтерпретированы данные по миграции мурманской молодежи, запрошенные в официальном обращении в территориальном органе государственной статистики по Мурманской области «Мурманстат». Изучены исследования, посвященные анализу образовательных стратегий, социального самочувствия молодежи в Мурманской области. Формулируются выводы о необходимости всестороннего изучения образовательных стратегий молодежи г. Мурманска в контексте постглобализации.
Эмпирическое исследование было реализовано на основе теоретических положений о структуре образовательных стратегий молодежи, рассмотренных ранее в главе 1. Эмпирическое исследование состоит из описания актуальности исследования, уточнения объекта и предмета исследования, целей и задач исследования, интерпретации и операционализации основных понятий, используемых в исследовании, концептуальной схемы исследования, формулировки основных исследовательских вопросов и гипотез исследования, описания методики сбора и анализа данных, опросной анкеты, описания и визуализации полученных результатов. Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:1. Разработка дизайна эмпирического исследования; 2. Проведение онлайн-опроса молодежи г. Мурманска в социальной сети «Вконтакте»; 3. Обработка, анализ и интерпретация полученных данных.
В ходе исследования применялась стихийная выборка. Фактическая выборка исследования составила 100 человек. В целях анализа производилась статистическая обработка данных в программе статистического анализа данных IBM SPSS Statistics 27 и в языковой среде R-Studio (пакеты 'cluster' и 'hopkins').
В результате исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Образовательные стратегии молодежи—это общий план действий, состоящий из системы целей и способов, нацеленный на достижение желаемого образовательного уровня для реализации приоритетных жизненных целей.
2. Формирование и реализация образовательных стратегий происходят под воздействием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся: мотивация, цели, способности, интерес к профессии, ожидания и т.д. К внешним факторам относятся: стартовые возможности индивида (уровень дохода в семье, уровень образования родителей), доступ к образовательным ресурсам в месте проживания, рынок труда.
3. В условиях постглобализации молодежь устремляется в крупные мегаполисы, в которых сосредоточены различные ресурсы, в том числе образовательные. Из-за территориальной неоднородности и специфичности образовательной инфраструктуры в регионах молодежь вынуждена уезжать на учебу в другие города, как для получения первого профессионального образования, так и для дальнейшего обучения на следующих уровнях подготовки.
4. В городе Мурманске происходит сокращение численности молодежи, вызванное в том числе образовательной и трудовой миграцией молодежи в другие регионы и закрытием образовательных учреждений.
5. Более 70% опрошенных планируют продолжать получать образование. Молодежь стремится обучаться в образовательных учреждениях (обучаться на следующих ступенях образования (45%), получать второе высшее по другой специальности (13%), проходить курсы повышения квалификации (12%)), а также настроена на самообучение при помощи прохождения онлайн-курсов (20%) и потреблении образовательного контента.
...


1. Barc.K.Educational Choice and Cultural Capital: Examining Social Stratification within an Institutionalized Dialogue between Family and School // Sociology. 2015. No. 49(6). P. 1113–1132. DOI: 10.1177/0038038514562854.
2. Becker G. A. Human Capital. Cambridge, 1964. 458 p.
3. Benson, M., & O’Reilly, K. (2016). From lifestyle migration to lifestyle in migration: Categories, concepts and ways of thinking. Migration Studies, 4(1), 20–37. URL:https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-92377-8_10
4. Bourdieu P. Strategies de reproductions et modes de domination. Actes de la recherche en sciences sociales, 1994. № 105. P. 3–12. Пьер Бурдьё. Запись лекции, прочитанной 23 сентября 1993 года в Гёттингене. — Перевод с французского: Ю. В. Маркова. — Социология социального пространства. Сборник статей. — М., 2005. // URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3051
5. Lane.M. Explaining Educational Choice // Sociology. 1972. No. 6(2). P. 255–266. DOI: 10.1177/003803857200600206.
6. Nijhuis J.F.H. Learning strategies, student characteristics and their perception of the learning environment URL:hhtp://arny/unimass.nl/show.cgi&/fid=6488
7. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. SAGE. — 1992. —224 р.
8. Robertson, R. Glocalization: Time — Space and Homogeneity — Heterogeneity / R. Robertson // Global Modernities / еd. by M. Featherstone, S. Lash and R. Robertson. — London, 1995. — P. 25—44.
9. The Global Power City Index (GPCI) Institute for Urban Strategies The Mori Memorial Foundation. https://mori-m-foundation.or.jp/english/ius2/gpci2/
10. Winner-take-all Urbanism Richard Florida and Gray Brakke The Brown Journal of World Affairs Vol. 23, No. 2 (Spring/Summer 2017), pp. 103-118 (16 pages) https://www.jstor.org/stable/27119057
11. Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций. Вестник Московского Университета. Социология и политология. Сер. 18№ 4 2012. chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://lk.msu.ru/uploads/attachments/attachment_1858_1586434933
12. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Пути к успешности в образовании: поведенческие стратегии студенчества в региональных вузах России // Высшее образование в России. 2021. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-k-uspeshnosti-v-obrazovanii-povedencheskie-strategii-studenchestva-v-regionalnyh-vuzah-rossii (дата обращения: 13.02.2024).
13. Анохин А. А. Подходы к выделению периферии и периферизации в пространстве современной России// известия Русского географического общества Т. 151, №1.-С. 3-16 .-2019. DOI: 10.31857/S0869-607115113-16
14. Асочаков Ю.В, Богомягкова Е.С., Иванов Д.В. Новое измерение социального развития: активность и креативность в интернет-коммуникациях. Социологические исследования № 1, 2021.
15. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с
...
113 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ