Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование организации государственной поддержки и развития экспортно ориентированных предприятий в Санкт-Петербурге

Работа №144840

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы85
Год сдачи2024
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 8
1.1. Основные вехи развития системы поддержки экспортно ориентированных предприятий в Российской Федерации 8
1.2. Современные подходы к поддержке экспорта 15
1.3. Жизненный цикл экспортера 23
Выводы 26
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 28
2.1. Действующая инфраструктура поддержки экспортно ориентированных предприятий: федеральное и региональное измерение 28
2.2. Противоречия и недостатки системы поддержки экспортно ориентированных предприятий 38
Выводы 48
ГЛАВА 3. ПЕРЕХОД НА ПРОАКТИВНУЮ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 51
3.1. Контекст и предпосылки для перехода на проактивную модель поддержкиэкспортно ориентированных предприятий 51
3.2. Опыт предоставления проактивных услуг в Российской Федерации 57
3.3. Оценка перехода на проактивную модель поддержки экспортно ориентированных предприятий в Санкт-Петербурге 61
Выводы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75


Санкт-Петербург – это крупный экономический центр России.Развитие экспорта является важным фактором для экономического роста и процветания города.
По предварительным данным, за 2023 год объем экспорта долен составить порядка 24% от ВРП Санкт-Петербурга.
Поэтому необходима поддержка и развитие экспортно ориентированных предприятий
в Санкт-Петербурге.
В современном мире существуют многочисленные факторы, которые могут влиять на экспортную деятельность, например, политическая ситуация, международные санкции, валютная политика, тарифные барьеры и многое другое. В таких условиях необходимо обладать высокими навыками и опытом в области экспорта, чтобы успешно произвести продукцию на мировой рынок и конкурировать с другими экспортерами.
То есть система поддержки и развития экспорта должна быть выстроена таким образом, чтобы экспортер мог получить поддержку на всех этапах освоения внешнего рынка.
По мнению автора, существуют противоречия и недостатки существующей системы поддержки и развития экспортно ориентированных предприятий в России, которые могут быть преодолены путем внедрения цифровых технологий.
Как показало исследование литературы и источников, тема экспорта является актуальной и широко обсуждается в научном сообществе (что подтверждается достаточно большим количеством статей в сборниках конференций и периодических изданиях). Вместе с тем, публикации касаются в основном отраслевого разреза экспорта. Многие исследователи рассматривают перспективы развития экспорта в отдельно взятых отраслях – например, фармацевтическая промышленность или машиностроение.
В 2020-2021 году также широко обсуждался вопрос влияния эпидемии COVID-19 на мировую торговлю в целом и российский экспорт в частности.
Исследуются существующие, в основном финансовые, инструменты поддержки экспортеров.
Вместе с тем, мало исследуются вопросы вовлечения предприятий в экспортную деятельность, а также механизмы внедрения цифровых технологий в систему поддержки экспортно ориентированных предприятий.
Вопросы поддержки экспорта в Российской Федерации были включены в условный перечень приоритетных направлений государственной политики начиная с «майских указов»2018 года Президента Российской Федерации , и к настоящему времени система институтов поддержки экспортаокончательно еще не сформировалась.
Происходит активная цифровизация сервисов для населения и организаций. Однако, если в некоторых сферах данный процесс идет уже достаточно длительное время (портал Госуслуг был создан в конце 2009 года ), то для экспортеров такие сервисы только начинают внедряться.
Так, АО «Российский экспортный центр» (государственный оператор по поддержке экспортеров) запустил информационную систему для экспортеров «Одно окно» только
в 2020 году , в Санкт-Петербурге заявления на предоставление государственной поддержки в форме субсидий также впервые стали приниматься только в 2021 году.
Именно продолжающийся процесс формирования институтов поддержки экспорта на региональном и федеральном уровне, нерешенность вопросов синхронизации мер поддержки на разных уровнях и обеспечение доступности данных мер для экспортеров, как и обеспечение информированности экспортеров о возможности использования государственных мер поддержки, подтверждают актуальность данного исследования.
Приведем несколько ключевых цифр:
Выделенный бюджет на поддержку экспорта в Санкт-Петербурге в 2023 году составил порядка 240 млн.руб.
Экспортную деятельность осуществляют более 8 000 организаций, при этом в городе зарегистрировано более 375 000 субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), то есть экспортную деятельность ведут порядка 2,1% предпринимателей. Средний показатель по Российской Федерации составляет около 1,5 %, а в Германии – 33%.
За 2023 год Санкт-Петербургский Центр поддержки экспорта (далее – Центр,
АНО ЦПЭ) оказал услуги более чем 550 компаниям, при поддержке Центра экспортные контракты заключили 63 СМСП на сумму порядка 27 млн долл США. То есть в систему поддержки экспорта в настоящее время вовлечено менее 10% от общего числа экспортеров.
Общий объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) за 2023 год составил
4,7 млрд долл США . То есть Центр поддержал 0,5% ННЭ города.
Приведенные цифры показывают наличие потенциала для наращивания уровня вовлеченности СМСП в экспортную деятельность и увеличения охвата мерами поддержки экспортеров.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Россия имеет богатую историю в развитии системы поддержки экспорта, которая началась во второй половине 1980-х годов, когда советским предприятиям было разрешено выходить на зарубежные рынки, хотя внешнеторговая деятельность оставалась монополией государства.
Затем, в период с 1991 по 1998 годы, компаниям была предоставлена полная свобода действий, и произошло освобождение цен, но финансово-бюджетная и валютная политика ужесточилась. Этот период был отмечен значительными изменениями в экономической жизни страны, включая распад Советского Союза и переход к рыночной экономике. В третий этап развития системы поддержки экспорта (1998-2000-е годы) пришёлся на период после дефолта 1998 года и девальвации рубля, что привело к увеличению доходов экспортеров. Затем, в период с 2000 по 2014 годы, были заложены основы современной финансовой и нефинансовой системы поддержки экспорта.
Сегодня Россия находится на пятом этапе развития системы поддержки экспорта, который характеризуется активным внедрением цифровых сервисов и наделением АО "РЭЦ" функцией «одного окна» для экспортеров. Эта тенденция отражает рост роли цифровых технологий в современном бизнесе и стремление создать более эффективную и прозрачную систему поддержки экспорта.
Подход к систематизации мер поддержки и развития экспортно ориентированных предприятий основан на концепции жизненного цикл экспортного проекта.
Жизненный цикл экспортного проекта (ЖЦЭ) или путь экспортера представляет собой логически связанную последовательность действий, необходимых для успешного начала экспортных поставок. Выделяют исследовательский, подготовительный и практический этапы.
Основываясь на концепции ЖЦЭ, можно систематизировать меры поддержки со стороны государства, определяя специализацию каждой стадии и предоставляя соответствующие инструменты поддержки. Таким образом, система поддержки экспорта может быть оптимизирована для максимального эффекта и улучшения конкурентоспособности российских экспортеров на мировом рынке.
Экспорт играет ключевую роль в развитии страны и её экономики. Для успешного продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок необходима эффективная система поддержки экспорта.
На федеральном и региональном уровне такая система создана.Компаниям,осуществляющимвнешнеэкономическиеоперации,предоставляетсякомплекснаяадреснаяподдержка благодаряширокомуспектру финансовых и нефинансовых услуг.
Агрегированные показатели национальных проектов декомпозированы на регионы, где также выстраивается региональная инфраструктура поддержки экспорта. Таким образом, система поддержки экспорта в России представляет собой сложную и многоуровневую структуру, которая включает в себя различные институты и механизмы, направленные на повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке
Совокупностьразличныхинститутов поддержки,способствующихповышению конкурентоспособности российскойпродукции и услуг в мировом рынке, представляет собой сложную и многоступенчатуюсистему по поддержкеи развитию экспортно ориентированных организаций.
В то же время, существует главное противоречие в системе поддержки экспорта в России. С одной стороны, российское правительство вводит встречные ограничения на экспорт продукции, а с другой - приоритизирует развитие экспорта как одну из целей национального развития. Это противоречие должно способствовать росту экспорта отечественной продукции на рынках дружественных стран.
Несмотря на это, помимо внешних ограничений, наложенных на ведение экспортной деятельности российскими компаниями в связи с санкционным давлением со стороны недружественных стран, существуют внутренние недостатки действующей системы поддержки экспорно ориентированных компаний.
К ним относятся:
 высокая бюрократия и сложные процедуры экспорта,
 недостаточная поддержка финансовых инструментов,
 недостаточная развитость логистической инфраструктуры,
 неэффективное использование ресурсов,
 недостаточная информационная поддержка.
Следовательно, необходимо найти решение для повышения эффективности мер государственной поддержки экспорта. Одним из таких решений может стать внедрение цифровых решений. На сегодняшний день существуют предпосылки для перехода на проактивную, цифровую поддержку экспортеров в России.
Во-первых, российское правительство активно поддерживает экспорт и стремится содействовать развитию экспортеров в стране.
Во-вторых, в 2022 году был принят Стандарт «Государство для бизнеса», который устанавливает требования по внедрению клиентоцентричного подхода в государственном и муниципальном управлении.
В-третьих, увеличивается число малых и средних предприятий, занятых экспортом, которые нуждаются в новых и инновационных решениях для эффективной организации своей деятельности.
В России накоплен значительный опыт предоставления проактивных услуг для граждан. Однако переход к предоставлению специализированных услуг для экспортно ориентированных компаний в проактивном режиме пока только предстоит совершить.
В целом, опыт предоставления проактивных государственных услуг в Российской Федерации показывает, что этот подход может значительно улучшить качество и доступность государственных услуг для граждан и юридических лиц.
Есть ряд факторов,которые необходимо учитывать при оценке перспектив перехода на проактивную модель поддержки экспортно ориентированных предприятий в Санкт-Петербурге, в том числе:
 наличие развитых цифровых платформ для предоставления услуг эксопртно ориентированным организациям на федеральном и региональном уровнях,
 услуги эксопортно ориентированным компаниям предоставляются как из федерального, так и регионального бюджета,
 развитие информационной системы «Одно окно» для поддержки экспорта
 в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,
 необходимость исключения дублирования мер поддержки и реализация принципа взаимодополняемости.
Таким образом, представляется необходимым предпринять следующие шаги для обеспечения перехода на проактивную модель поддержки экспортеров в Санкт-Петербурге:
1. Интегрировать платформы «Одно окно» АО «РЭЦ» систему «Экспортеры СПБ».
2. Развивать систему «Одно окно» за счет подключения к системе новых ведомств, расширения перечня предоставляемых услуг, усиления возможностей межведомственного информационного взаимодействия и формирования цифровых досье организаций.
3. Популяризировать систему «Одно окно» среди экспортеров, повышать уровень доверия к цифровым сервисам.
4. Проводить постоянное оценивание эффективности программ и инструментов поддержки, а также мониторинг изменений и трендов, совершенствование системы «Одно окно».
5. В перспективе предлагается на федеральном уровне выработать единый перечень и стандарт предоставления государственных услуг для экспортеров (какие нужны документы, как они предоставляются и кем, как рассчитывается размер субсидии (если речь про субсидию) и разграничить меры поддержки между бюджетами разного уровня (из какого бюджета предоставляются те или иные меры поддержки). Это будет способствовать большей систематизации государственной поддержки экспорно ориентированных организаций.
Внедрение проактивного подхода в систему организации государственной поддержки и развития экспортно ориентированных предприятий в Санкт-Петербурге буде иметь положительные экономические эффекты, а также будет способствовать достижение целевых показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» на период до 2030 года.



1. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10.06.2022 № 357 «Об утверждении перечня продукции агропромышленного комплекса, в отношении которой осуществляется компенсация организациям в части затрат, связанных
с сертификацией продукции агропромышленного комплекса на внешних рынках»// КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 № 157-ФЗ (последняя редакция)// КонсультантПлюс.
3. Стандарт по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности (Региональный экспортный стандарт). Версия 2.0 // Москва, 2022 г.
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 ноября 2022 г. N 759н «Об утверждении перечня жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат».
5. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.08.1986 № 991 «О мерах
по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями»// КонсультантПлюс.
6. Постановление Совета Министров СССР от 12 декабря 1988 года
«О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных объединений и организаций»// КонсультантПлюс.
7. Указ Президента Российской Федерации от 30.12.1991 г. № 335
«О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году» http://www.kremli№.ru/acts/ba№k/676.
8. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1991 г. № 91 «О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации» https://base.gara№t.ru/5219017/.
9. Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 213 (ред. от 27.10.1992)
«О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» // КонсультантПлюс.
10. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации»// https://base.gara№t.ru/5167950/.
11. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1 (последняя редакция)// КонсультантПлюс.
12. Таможенный кодекс Российской Федерации» (утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1) (ред. от 26.06.2008)// КонсультантПлюс.
13. Постановление Правительства РФ от 08.02.1996 № 123 (с изм. от 24.08.2002)
«О Федеральной программе развития экспорта»// КонсультантПлюс.
14. Приказ ГТК РФ от 08.01.1999 № 1 (ред. от 07.05.1999) «О вывозных таможенных пошлинах»// КонсультантПлюс.
15. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2003 № 1493-р «О Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации»/ КонсультантПлюс.
...
99 источников



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ