Введение 3
Глава 1. ESG инициативы и их применение в транспортной отрасли 8
1.1 Основы устойчивого развития: ESG принципы, цели и инициативы 8
1.2 Регулирующие органы и инициативы устойчивого развития в
транспортной отрасли 13
Глава 2. Влияние и место ESG-трендов на зарубежных рынках 19
2.1 Глобальный переход на экологичное авиационное топливо 19
2.2 Электрификация транспортной отрасли 23
2.3 Альтернативные методы снижения экологического вреда и социальных
диспропорций 28
Глава 3. Устойчивое развитие российского транспорта 32
3.1 Анализ ESG-отчетов ведущих российских авиакомпаний 32
3.2 Государственная поддержка: субсидирование перевозок и иные
инициативы ESG-трансформации транспорта 37
Заключение 44
Список использованных источников 47
Предложенная в докладе ООН “Наше общее будущее” (1987 г.) концепция устойчивого развития стала определяющей для развития многих отраслей постиндустриальной экономики. Компании из разных сфер учитывают ESG-риски при формировании стратегий и определении тактических целей. “ESG-подход в управлении состоит из трех основных компонентов: учет (а нередко и приоритет) экологических факторов (E) в процессе основной деятельности компании, социальная ответственность (S) и организация эффективного корпоративного взаимодействия (G) со всеми заинтересованными сторонами.”1 Так, обращение к ESG-повестке дает компаниям возможность провести комплексный анализ стратегиче ских целей, учитывая современные вызовы и интересы стейкхолдеров.
Сегодня повестка устойчивого развития вышла за рамки корпоративной культуры и стала социальным трендом. Отсутствие на сайте авиакомпании информации о сокращении углеродного следа беспокоит не только международный альянс, в который компания желает вступить, но и общественность. Для повышения лояльности потребителей и укрепления доверительных отношений с заинтересованными сторонами компании публикуют ESG-отчеты, соотносят свои цели с рекомендациями международных организаций и активно транслируют приверженность устойчивому развитию в медиа. Критика тренда на “экологичность” в широком смысле, разумеется, присутствует. Влиятельные фигуры бизнеса и политики неоднократно указывали на слабые стороны ESG-повестки, называя ее “мошенничеством, которое взяли на вооружение фальшивые борцы за социальную справедливость.”2 Результаты научных исследований и актуальные показатели эффективности бизнеса не позволяют единогласно определить место и значимость трендов устойчивого развития в экономике и организации транспорта.
В данной работе анализируется влияние ESG-инициатив международных организаций и государственных органов на изменения в транспортной отрасли. Трансформация авиационных и автомобильных перевозок представляет собой особый интерес для исследования, так как эти виды транспорта больше других соотносятся с экологическими, социальными и корпоративными факторами устойчивого развития экономики. Основной целью выпускной квалификационной работы является определение роли глобальных ESG-инициатив в развитии транспортной отрасли путем анализа ключевых преобразований за рубежом и в России.
Актуальность
Исследование транспортной отрасли Российской Федерации на уровне внутреннего рынка перевозок и в рамках международной координации всегда имело особую значимость как для научного сообщества, так и для представителей бизнеса. Геополитические, территориальные и природные особенности страны ставят перед агентами транспортной отрасли ряд задач, которые актуальны исключительно для российских реалий. На сегодняшний день анализ эффективности транспортной отрасли Российской Федерации требует особого внимания. Оказавшись “обособленными” от некогда ключевых ино странных партнерств, транспортной инфраструктуры и технической поддержки, субъекты отечественной отрасли перевозок находят свежие возможности для ее эффективного развития. Не смотря на новые вызовы, ESG-риски не утратили свою значимость. Перевозчики продолжают придерживаться принципов устойчивого развития, даже когда за обратное не предусмотрены санкции международного сообщества. Изучение причин и последствий наиболее существенных изменений в транспортной отрасли позволит определить место ESG-трендов в индустрии. Это понимание, в свою очередь, предоставит компаниям, государству, инвесторам и другим субъектам индустрии концептуальную основу для комплексной оценки будущих изменений.
...
Данная работа исследовала ключевые глобальные и российские тренды в транспортной отрасли. По результатам исследования, все задачи были выполнены, цель - определить влияние ESG-инициатив на трансформацию транспортной отрасли - достигнута. Основными методами проверки гипотезы были анализ изменений и их информационного обеспечения, а также сопоставление данных нефинансовых отчетных документов компаний-перевозчиков.
Работа определила теоретическую основу концепции устойчивого развития и описала триединый принцип ESG как методологическую рамку, позволяющую оценивать и сравнивать успехи экономических субъектов в каждом из трех аспектов: экологическом, социальном и корпоративном. Были обозначены ключевые документы, органы, соглашения и инициативы в области устойчивого развития транспорта. Большинство положений оказались актуальными не только для зарубежных рынков, но и для современной России.
Основой исследования стало определение роли международных и государственных организаций в таких мировых ESG-трендах как переход на экологичное авиационное топливо и электрификация железнодорожного и автомобильного транспорта. Было предположено, что подобные глобальные проекты - инициативы международных организаций и межстрановых соглашений. Анализ действующих практик доказал истинность гипотезы. Перевозчики не видят финансовых выгод от внедрения SAF, однако вынуждены соответствовать стандартам и требованиям государств и альянсов. Стимулирование перехода на электромобили, хоть его экологичность о стается спорным вопросом, одно из приоритетных направлений деятельности правительств многих стран. Кроме того, было подтверждено, что информационное обеспечение правительственных преобразований формирует «ответственные» потребительские привычки индивидов. В регионах, где приверженность государственным инициативам образовывает основу социального контроля как неформального института, следование трендам устойчивого развития выражено ярко. В других - население чаще находит пути противостоять «неудобным» проектам.
Для повышения эффективности и реализуемости глобальных инициатив предлагается проводить более глубокие исследования на этапе планирования. Тесная работа законодателей и международных организаций с представителями бизнеса и общественности поможет детально определить “серые” зоны, интересы заинтересованных сторон и точки роста. Использование релевантных каналов коммуникации, как одного из принципов ответственного корпоративного управления, необходимо не только бизнесу, который направляют и контролируют вышестоящие инстанции, но и им самим. Отказываться от глобальных революционных проектов не стоит, но механизм их формирования, реализации и контроля должен быть преобразован.
Наряду с амбициозными целями перевозчики развивают локальные практики, которые они находят для себя выгодными как финансово, так и с точки зрения устойчивого развития. Подобные инициативы были определены в рамках анализа нефинансовых отчетов двух российских авиакомпаний. Ряд направлений деятельности, в частности, переработка отходов и управление водными ресурсами, составляет основу циркулярной экономики. Модель вписывается в ESG-повестку при этом никак не обременяет экономических агентов финансово, а наоборот позволяет снизить издержки и повысить эффективность.
При исследовании транспорта в России были учтены географические и демографические особенности страны. В начале работы предполагалось, что государственная поддержка со ставляет основу реализации маршрутов дальнего следования. Данные отчетности и постановления Правительства РФ подтвердили предположение и доказали необходимость государственного вмешательства в транспорт для преодоления социальных диспропорций.
Транспортная отрасль остается одним из основных “загрязнителей” окружающей среды, поэтому грамотное управление и внешняя поддержка - необходимые элементы ее развития. Исследование ESG-трансформации транспортной отрасли продемонстрировало эффективность формальных институтов и их механизмов контроля при реализации глобальных международных преобразований. Были указаны недостатки действующих революционных проектов, обратившись к которым, инициаторы изменений смогут сформировать эффективные стратегии. Стратегии, которые будут соответствовать не только ЦУР ООН, но и традиционным ожиданиям бизнеса и потребителей. Работа также формирует основу для дальнейших исследований, которые позволят оценить долгосрочные эффекты ESG-инициатив и разработать новые подходы к устойчивому развитию транспортной отрасли.
1. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети" // Собрание законодательства РФ. - 2013
2. База данных GRI скоро исчезнет [Электронный ресурс] //
actingresponsibly.com - Режим доступа:
https://actingresponsibly.com/gri-database-a-valuable-tool-soon-to-disappear -2/ (дата обращения: 25.01.2024)
3. Ветрова, М.А. Циркулярные модели производства и потребления как инструмент достижения целей устойчивого развития // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3, № 5. - С. 44-54
4. В Норвегии почти все ездят на электромобилях. Почему это проблема для страны? [Электронный ресурс] // rb.ru - Режим доступа: https://rb.ru/story/electric-car-problem-in-norway/ (дата обращения: 25.03.2024)
5. Гласова Е.С. Сравнительная характеристика автомобильных и железнодорожных грузоперевозок // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2016. - №1 (3) - С. 12-14
6. Гузырь В.В. Инновационная ESG-трансформация фирм как глобальный тренд устойчивого развития // Экономика и управление инновациями - 2022.-№ 1 (20).-С. 33-43
7. Десятая часть всех выбросов парниковых газов в России приходится на транспорт [Электронный ресурс] // vedomosti.ru - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/esg/climate/articles/2024/04/02/1029384-desyatay a-chast-vseh-vibrosov-parnikovih-gazov-v-rossii-prihoditsya-na-transport (дата обращения: 27.01.2024)
8. Доклад Генеральной Ассамблеи ООН "Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития" от 04.08.1987 № A/42/427 // Документы Генеральной Ассамблеи ООН на заметку. - 1987
9. Долгожданный документ: о чем концепция развития электротранспорта в России [Электронный ресурс] // tass.ru - Режим доступа: https://tass.ru/opinions/12250951 (дата обращения: 05.05.2024)
10. Жукова Е.В. Основные тенденции развития ESG-повестки: обзор в России и в мире // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. - 2021. - Том 18. - №6 (120). - С. 68-82
11.Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Роль формальных и неформальных институтов в развитии гражданского общества // Социум и власть. - 2020. - № 2 (82). - C. 7-18
12. Информационное партнерство с GRI [Электронный ресурс] // rspp.ru -
Режим доступа:
https://rspp.ru/simplepage/informatsionnoe-partnerstvo-s-gri/?sphrase id=32 033 (дата обращения: 20.01.2024)
13. Концептуальное видение и миссия [Электронный ресуср] // icao.int -
Режим доступа:
https://www.icao.int/about-icao/Council/Pages/RU/vision-and-mission.aspx (дата обращения: 27.01.2024)
14. Левицкий Е.Н., Зеленина А.Н., Львович И.Я. Влияние производства и эксплуатации электромобилей на экологию // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2023. - №3 (46). - С.6-7
15.Отчет о деятельности в области устойчивого развития - 2022 “Высота ответственности” // ПАО “Аэрофлот”. - 2023
... всего 36 источников