ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛОССАРИЙ 5
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ 7
1.1 Понятие одарённости. Лингвистическая одаренность 7
1.2 Проблема диагностики одаренности. Критерии диагностики одаренности 12
1.3 Формы работы с лингвистически одаренными детьми 15
Выводы по главе 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА.
РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИ-ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 19
2.1 Анализ УМК 19
2.2 Комплекс упражнений для одаренных детей 23
2.3 Программа кружка 38
Выводы по главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложение 1 51
Приложение 2 55
С каждым годом система образования совершенствуется. Появляются новые методы и подходы к обучению детей. Особенно, это касается изучения языков, так как погружение ребенка в парадигму чужого языка требует больших усилий по увеличению продуктивности данного процесса. Однако, современные дети находятся среди такого большого потока информации, что некоторые из них учатся воспринимать иностранные языки с младшего возраста и считаются одаренными, имея большие успехи по данному предмету в школе. Это значит, что к ним нужен особенный подход, чтобы не уничтожить стремление изучать язык, не позволить имеющимся навыкам деградировать.
Актуальность нашей работы заключается в том, что при увеличении количества детей, одаренных способностями к языку, разработка подходов к их обучению в условиях общеобразовательной школы остается недостаточной.
Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предметом данного исследования являются особенности работы с лингвистически одаренными детьми при обучении английскому языку.
Цель нашей работы - изучить особенности работы с лингвистически одаренными детьми, разработать комплекс упражнений.
Для того, чтобы достичь цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Дать содержательную характеристику понятию лингвистической одаренности.
2. Изучить психологические особенности детей, обладающих лингвистической одаренностью.
3. Разработать серию специальных упражнений для лингвистически одаренных детей для сохранения их продуктивности в работе на уроках английского языка.
4. Разработать программу кружка для детей, обладающих большими способностями к изучению иностранных языков.
Для исследования задач исследования были использованы следующие методы: междисциплинарный анализ и синтез психологических, педагогических, дидактических, культурологических исследований и работ в области обучения иностранному языку детей с лингвистической одаренностью, изучение существующих методик и программ для работы с детьми, имеющими лингвистическую одаренность, методическое моделирование комплекса упражнений.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы, разработанные в ходе исследования, можно будет использовать для работы в общеобразовательных учебных заведениях, студиях изучения иностранного языка, на внеурочных занятиях по иностранным языкам.
Теоретическая значимость данной работы заключается в определенном вкладе, сделанном нами в область педагогики, изучающую способы работы с детьми, имеющими выдающиеся способности.
В данном исследовании выдвигается гипотеза о том, что лингвистически одаренные дети могут заниматься изучением языков в условиях обычного класса общеобразовательной школы, однако для них должна быть предусмотрена определенная программа.
Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка и приложений. Первая глава является теоретической и в ней содержится информация о лингвистической одаренности, способах работы с лингвистически одаренными детьми. Вторая глава является практической и в ней производится анализ учебно-мелодического комплекса «Happy English 4», разработка специальных упражнений и программы кружка для детей, обладающих выдающимися способностями к языкам.
В ходе нашего исследования мы проанализировали теоретико-методологические материалы в области педагогики, детской психологии, психологии одаренных детей, детской лингвистической одаренности, обучения детей иностранным языкам, организации внеурочной деятельности.
Анализируя, взятый нами учебно-методический комплекс мы выявили, что школьные учебники, при всей своей ориентированности на всестороннее языковое образование ребенка, мало приспособлены для образования детей с особенными лингвистическими способностями. Мы не считаем, что для детей, имеющих языковые способности выше, чем у остальных, нужны определенные, отдельно сформированные группы по иностранному языку, они могут заниматься со всем классом. Главное, разработать такие задания, которые бы отвечали уровню лингвистического развития таких детей, не умаляли их интереса к изучению иностранных языков, не снижали бы продуктивность работы на уроке. Однако, исследованный нами УМК не предполагает обучения детей, имеющих лингвистическую одаренность, что подтверждает гипотезу, выдвинутую нами в начале нашей работы.
Конечно, занятия в общей группе при должной программе не повредят развитию лингвистического навыка у детей с особенными способностями. Однако, навыки таких учащихся необходимо развивать и на внеурочных занятиях. В своей работе мы разработали программу для кружка, предполагающего внеурочные занятия по иностранному языку с детьми, имеющими лингвистическую одаренность. Мы считаем, что внеучебные занятия с такими детьми необходимы для дополнительной стимуляции к развитию языковых способностей, языкового чутья.
Внеурочные занятия, предполагающие собрание группы детей с более высокими способностями к языкам, способствуют появлению у таких детей здорового соревновательного духа, проявлению взаимопомощи, а главное, самообучения, которое является более продуктивным способом усвоения информации на иностранном языке.
По результатам исследования, мы разработали комплекс упражнении и программу внеурочного «кружка» для лингвистически одаренных учащихся. Мы считаем, что разработке подобных программ должно быть уделено большее внимание, так как в современном мире, в связи с усилением потока информации, окружающего ребенка, увеличивается и количество детей способных к изучению иностранных языков больше, чем остальные. Таких учащихся нельзя игнорировать, нужно поощрять большее развитие из языковых навыков, что будет являться вкладом в лингвистическое развитие будущих поколений.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.
2. Бабаева Ю.Д. Одаренность детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Матюрина.-М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 323 с.
3. Бенедиктов Б.А. Психология овладения иностранным языком. Минск: Высэйшая школа, 1974. - 335 с.
4. Бим И.Л., Миролюбов А.А. К проблеме обученности иностранным языкам выпускников средней школы // Иностранный язык в школе, 1998, №4, с. 3-4
5. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995.- №4.- с.73.
6. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.
7. Воронова, Н. Г. Языковая способность в контексте психологии способностей [Текст] / Н. Г. Воронова // Вестник АлтГПА. - 2014. Т. 19. №4. - С. 1407-1412.
Юркевич, В.С. «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» М.: Просвещение, 2014. - 136с.
8. Дмитриенко В.А., Кулемзина А.В. Феномен детской одаренности в его теоретико-педагогическом осмыслении // Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2005. - Вып. 2 (46). - С. 56-64.
9. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009
10. Елизова Е.И. Необходимость развития профессиональной культуры учителей иностранного языка // Современные проблемы профессиональной и деловой культуры: Сборник статей участников
11. Всероссийской научно-методической конференции (22 мая 2001 г.) / Под ред. Л.В. Торопова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - С.218-221.
12. Емельянова II.A. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового вуза: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Н. Новгород: НГПУ, 1997. - 25с.
13. Еременко Н.В. Мотивация как важный элемент успеха при изучении иностранного языка // Дистанционное обучение: опыт и проблемы (Материалы региональной научно практической конференции). -Белгород, 1999. —С.73-74.
14. Ермакова Ю.Д. Формирование профессиональных умений у студентов педагогического колледжа в процессе изучения иностранного языка как специальности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Самара: СамГПУ, 2003. - 20с.
15. Ермоленко Т.Н. Психологические особенности состояния утомления и его влияние на усвоение учебного материала (в условиях интенсивного обучения взрослых иностранному языку): Автореф. дисс. . канд. психол. наук. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1986. 16с
16. Жиркова М.В. Одаренность как результат сотрудничества и сотворчества педагога и обучающихся / М. В. Жиркова о// Одар. ребенок. - 2011. - № 5. - С. 72-84.
17. Злобина А.Т. Готовность учителя к работе с одаренными детьми / А. Т. Злобина // Одар. ребенок. - 2011. - № 6. - С. 141-143.
18. Игна, О. Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам [Текст] / О. Н. Игна // Вестник ТГПУ. - 2012. №10. - С. 109-113
19. Ильницкая И.А. "Рабочая концепция одаренности" (2003 г.) -
фундаментальная основа подготовки педагогов к выявлению и развитию одаренности детей и подростков / И. А. Ильницкая // Одар. ребенок. - 2011. - № 3. - С. 12-28. - Библиогр.: с. 26-27.
20. Кабардов М. К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей (индивидуально-типологический подход): дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001. 354 с.
21. Карне М. Учитель // Одаренные дети. -М.: Прогресс, 1991. С.235-254
22. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю., Английский язык: счастливый английскийю.ру / Happy English.ru: Учебник для 4 кл.общеобраз.учрежд. - Обнинск: Титул: 2012. - 4 с
23. Кауфман К. И., автор курса “Happy English.ru”, Кауфман М. Ю., Master of Arts in Sociolinguistics, University of Essex, автор курса. Тематическое планирование к учебнику “Happy English.ru” для 4 класса общеобразовательных учрежденийhttps://alleng.org/d/engl/engl 168.htm
24. Лопатина М.А. - Работа с одаренными учащимися. - Журнал «Завуч», 1999, №6, с. 70-72.
25. Мельхорн П. - Гениями не рождаются. - Киев, Вища школа, 1985, с. 10-15.
26. Лебедев A. M. Способности к иностранным языкам и их развитие в школе // Проблемы обучения иностранным языкам. Т.4. - Владимир: Изд-во ВГПИ им. Полянского, 1998. - С.3-7.
27. Лейтес Н.С. Одаренные дети / Н.С.Лейтес // Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М., 1977
28. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984
29. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2001
30. Методика обучения иностранным языкам в средней школе (Модернизация общего образования). СПб.: КАРО, 2005
31. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2007. - 258 с.
32. Нурахметова, К.С. Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей- 2010. - № 6. - С. 122-127.
33. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Савенков. - М. : Академия, 2000.
34. Одаренные дети / Под общей редакцией Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. М.: Прогресс, 1991
35. Олейников B.C. Акмеологические проблемы воспитанияпрофессионально- нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел России. СПб., 1996
36. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978
37. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997
38. Панов, В. И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие [Текст] / В. И. Панов // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 30-44.
39. РанШоуа V.M., Panfilov A.N., Merzon E.E. Organizational-Pedagogical
Conditions to Form the Foreign Competence in Students with the Features of Linguistic Giftedness [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ies/article/view/44768/24392 (дата
обращения: 20.02.16).
40. Парц О.С. Использование методов ТРИЗ для развития творческого потенциала ребенка в исследовательской деятельности / О. С. Парц // Одар. ребенок. - 2011. - № 5. - С. 105-110. - Библиогр.: с. 110.
41. Бим И.Л., Миролюбов А.А. К проблеме обученности иностранным языкам выпускников средней школы // Иностранный язык в школе, 1998, №4, с. 3-4
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М., 1989.
43. Румянцева М.В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 188 с.
44. Савенков, А. И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема [Текст] / А. И. Савенков // Педагогика. - 2000. - № 10. - С. 87-94.
45. Скультэ, В.И. Английский для детей: Издательство: Айрис-Пресс, 2015.
46. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства-М, 1999
47. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе М.,2000
48. Сергеева Н.И. Обучение одаренных детей в Англии: Автореферат дисс.канд. пед. наук. -М, 1991
49. Способности к иностранным языкам (foreign language aptitude) // Психология человека. URL:http://www.psibook.com/20/17/96
50. Чиршева, Г. Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков [Текст] / Г. Н. Чиршева. - СПб.: Златоуст, 2012. - 488 с.
51. Teaching students who are gifted and talented. Handbook for teachers. Newfoundland and Labrador department of Education. 2013. 225 p.