Введение 4
ГЛАВА I. Информационные технологии в обучении иностранному языку .... 6
1.1. Современные технологии в образовании и их значимость 6
1.2. Информационные технологии 7
1.3. Информационно-коммуникационные технологии в образовании 10
1.4. Классификация обучающих компьютерных игр 12
1.5. Достоинства и недостатки использования компьютерных игр в обучении 18
Выводы по I главе 24
ГЛАВА II. Практическое применение компьютерных игр в обучении иностранному языку 27
2.1. Анализ известных компьютерных игр для обучения иностранному языку 28
2.2. Методическая разработка занятий по применению компьютерных игр
в обучении иностранному языку 33
2.3. Подробный разбор примеров использования компьютерных игр в
обучении 44
Выводы по II главе 54
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложение 1 63
Приложение 3 66
Приложение 4 67
Приложение 5 69
Приложение 6 71
Приложение 7
В современном мире, роль информационных технологий в обучении существенно увеличилась. Общество активно внедряется в процесс под названием информатизация. Процесс заключается в доступности к источникам информации для любого человека. Одним из приоритетных направлений информатизации является информатизация образования, которая содержит в себе систему процессов, методов и программно - технических средств, внедренных с целью обработки, хранения, дальнейшего распространения и использования информации в личных интересах.
Актуальность темы - дипломной работы основана на том, что в настоящее время происходит активное внедрение информационных технологий, компьютерных технологий в образовательный процесс включая иностранный язык.
Проблема исследования - заключается в возможности использования компьютерных технологий, стороннего программного обеспечения для обмена информацией посредством сети «Интернет» в обучении иностранному языку.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования - использование компьютерных игр и дополнительного специального программного обеспечения в обучении иностранному языку.
Целью данной работы является выявление эффективности использования компьютерных игр и дополнительного программного обеспечения для обучения иностранному языку студентов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть определение информационных технологий и выявить их связь с образованием.
технологий
• Рассмотреть определение компьютерным играм и их классификацию
• Выявить достоинства и недостатки использования компьютерных игр в процессе обучения
• Разработать методическое занятие с использованием компьютерных игр
Методы исследования, применяемые в данной работе:
• Анализ методической и практической литературы.
• Анализ компьютерных игр для изучения иностранного языка.
• Разработка методических занятий с использованием компьютерных игр
Теоретическая значимость работы заключается в подробном и конструктивном изучении вопроса об использовании компьютерных игр в обучении иностранному языку с последующим возможным ознакомлением в учебных учреждениях в теоретических целях.
Практическая значимость заключается в последующем возможном использовании представленной работы как дополнительного материала на практических занятиях в образовательных учреждениях по дисциплинам (иностранный язык).
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе мы раскрываем теоретические основы информационных технологий (компьютерных игр) в образовательном процессе обучения иностранному языку. Во второй главе мы раскрываем практическое применение компьютерных игр по обучению иностранному языку с подробным описанием проведенного эксперимента. В заключении содержатся краткие выводы и результаты по проделанной работе.
В современном мире, применение компьютерных игр в образовании является одной из актуальных и обсуждаемых тем.
Сегодня, современное представление о технологиях развития значительно отличается от того, что было принято в традиционной форме. Персональный компьютер все больше становится неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку. Компьютер является незаменимым помощником для изучения и освоения учебного материала посредством игры. Влияние компьютера на учащихся в любом возрасте очень благотворно и может помочь в развитии определенных навыков и умений.
Для того, чтобы достичь цели и доказать актуальность исследования, мною были решены поставленные задачи; обобщен и изучен теоретический материал по информационным и информационно - коммуникативным технологиям обучения иностранному языку; использованы различные источники информации. В проделанной работе помогли следующие приемы: наблюдение, сравнение, теоретический и практический анализ и обобщение научной литературы. Использование компьютерных игр в обучении наглядно показали нам, что их профессиональное применение в учебных учреждениях привносит большую эффективность в преподавании иностранного языка. Учащиеся овладевают личными навыками, возникает прогресс в заинтересованности к изучению языка, культуры, компьютерные игры помогают сфокусировать внимание на отдельных темах, учат работать индивидуально и в группе. По мимо этого, учащиеся обучаются использовать персональный компьютер, глобальную сеть Интернет, учатся находить, редактировать и хранить нужную информацию, проводить самостоятельный анализ работ, с наглядными результатами и поиск требуемых компьютерных игр для изучения иностранного языка.
Итак, на основе проделанной работы, мы теоретически обосновали эффективность использования компьютерных обучающих игр в преподавании иностранного языка и рассмотрели существующие обучающие игры с подробным описанием применения таких игр на практической основе.
1. Азимов Э. Г. Вилыиинецкая Е. Н Материалы Интернета на уроке английского языка - 2001. - 96-101 с.
2. Актуальные проблемы учебниковедения/А.К. Кусаинов, У.А. Асылов. М.: Просвещение, 2003. - 86 с.
3. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. УМК 3 класс
- М., Просвещение - 2009
4. Ефременко В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // ИЯШ. - 2007. - №8.
5. Девтерова З. Р. Новые информационные технологии в преподавании иностранного языка в вузе // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006.
6. Девтерова З. Р. Новые образовательные технологии: компьютерные телекоммуникации в обучении иностранному языку // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - № 1.
7. Демирчоглян Г. Г. Компьютер и здоровье // М: Лукоморье, Темп МБ, новый центр. - 1997. - 45 с.
8. Жажева Д. Д., Жажева С. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 4 (апрель).
- 21-25 с.
9. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. Книга для учащихся старших классов средней школы. -М.:Просвещение, 1984. - 144 с.
10. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения. Учебное пособие для студентов педагогических. Вузов / Загрекова Л. В., Николина В. В. - М.: Высш. шк., 2004. - 6-50 с.
11. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007.
12. Зальцман А. компьютерные игры: Как это делается. — 2002.
13. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения - М.: «Флинта», 2001.
14. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика - М.: Русский язык, 1992. - 255 с.
15. Колесникова И. Е. Игры на уроке английского языка: 5-й класс (пособие для учителя) - Мн.: Нар. Асвета, 1990. - 112 с.
16. Красильникова В. А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография - М.: ИИО РАО, 2002. - 168 с.
17. Колесников А. К., Оспенникова Е. В. Информатизация образовательного процесса в педагогическом университете // Вестник ПГПУ. Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2005. 6-15 с.
18. Красильникова, В. С. Игра и игровые приемы школьников иностранному языку / В. С. Красильникова // Иностранные языки в школе. - 1975. - № 5 - 167-175 с.
19. Конышевой А.В. Современные методы обучения английскому языку. / Под ред.- 2-е изд., стереотип. - М.: ТетраСистемс, 2004.- 148с.
20. Лесникова Е. С. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам // Вестник КемГУ. - 2012.- № 4. - 266-270 с.
21. Морозов К. А. Информационно-коммуникативные технологии и их применение в педагогической деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.- практ. конф. Новосибирск. СибАК. - 2013.
22. Миргиязова М. М. Innovative technologies in teaching English // Молодой ученый. - 2017. - № 25. - 301-302 с.
23. Обдалова О. А. Особенности новой педагогической среды при обучении иностранным языкам // Вестник Том. гос. ун-та. - 2009. - № 322. - 207-211 c.
24. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С Полат, М. Ю Бухаркина. — М.: Академия, 2008. — 272 с.
25. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному языку.- М.: Просвещение. 1999., 55-56 с.
26. Палагина Н.Н. психология развития и возрастная психология: учебное пособие. - М.: Московский Психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
27. Павлова Е.А. Стихи и рифмовки на уроках английского языка - эффективное средство усвоения языкового материала. // Иностранные языки в школе. - 2009. - №2. - 25-30 с.
28. Рахметова А. Т. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по русскому и иностранному языку как средство активизации познавательной деятельности студентов // СНВ. - 2015. - № 1 (10).
29. Резник Н.А., Павлов Н.А. Играть, обучаясь или обучаться, играя с помощью электронных средств обучения? // Образовательные технологии и общество. - 2009. - Т. 12, № 3. - 430-443 с.
30. Родкин, К. А. Игровые упражнения / К. А. Родкин // ИЯШ. - 1965. - № 5. - 44-48 с.
31. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе обучения в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 1998.
32. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
33. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером // Народное образование. - 2003. - № 2.
34. Симонян К. В. Очевидное и невероятное в обучении иностранным языкам на базе компьютерных телекоммуникаций // Вестник МГЛУ. - 2011. - № 632. - 67-75 с.
35. Семенова Д. К. Особенности использования веб-сайтов в обучении иностранному языку // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2012. - № 148. - 68-71 с.
36. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М., «Педагогика», 1998. - 123 с.
37. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
38. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
39. Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе - №2,2008 - 53 с.
40. Сухова И.А., Иванова Т.В. Лекции по методике обучения иностранным языкам. - Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы, 2004г.
41. Тихомиров О.К., Лысенко Е.Е. Психология компютерной иг- ры/Новые методы и средства обучения.-М.:Знание, 1988. -Вып.1.
42. Хайдаров, Ж. С., Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии / В. М. Филатов, П. И. Пидкасистый - М., 1996. - 272 с.
43. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал - 1999. - том 20. - № 1 -86-102 с.
44. Шарова Н. А. Использование информационных ресурсов Интернет в подготовке преподавателей иностранного языка (обзор веб-сайтов, посвященных обучению английскому языку // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и международная коммуникация. - 2003. - № 2. - 92-95 с.
45. Chee Y.S., Tan K.C.D., Tan E.M., Jan M. Learning Chemistry Through Inquiry With the Game Legends of Alkhimia: An Evaluation of Learning Outcomes // Proceedings of the 5th European Conference on Games Based Learning. University of Athens, Greece, 20-21 October 2011. - 98-105 p.
46. Davies Gr.Using Computers in Language Learning: a Teacher's Guide.
-Lnd.:CILT,1985. - 164 p.
47. Higgins H.,Johns T. Computers in Language Learning.-Lnd: Collins Edicational,1984. - 192-195 p.
48. Henriksen T.D., Lainema T. Didactic Design for Business Games // Proceedings of the 4th European Conference on Games Based Learning. The danish School of Education Aarhus University, Copenhagen, Denmark, 21-22 October 2010. - 55-62 p.
49. Mysirlaki S., Paraskeva F. Massively Multiplayer Online Games as Activity Systems: The Relationship between Motivation, Performance and Community // Proceedings of the 5th European Conference on Games Based Learning. University of Athens, Greece, 20-21 October 2011, - 412-421 p.
50. Marc, P. Don’t Bother Me Mom - I’m Learning / Marc Prensky. - Paragon House, 2006. - 254 p.
51. Paul, G.J. What Video Games Have to Teach Us about Learning and Literacy / James Paul Gee. - St Martins Press, 2007. - 249 p.
52. Funbrain. 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. funbrain. com/games- (Дата обращения: 10.06.19).
53. Word Confusion. 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.funbrain.com/games/word-confusion- (Дата обращения: 10.06.19).
54. The plural girls. 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.funbrain.com/games/the-plural-girls- (Дата обращения: 10.06.19).
55. Grammar gorillas. 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.funbrain.com/games/grammar-gorillas- (Дата обращения: 10.06.19).
56. Grammar Bees. 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.funbrain.com/games/grammar-bees- (Дата обращения: 10.06.19).
57. Digital Dialects. 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. digitaldialects. com/Russian. htm- (Дата обращения: 10.06.19).
58. Colors. 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.digitaldialects.com/Russian/Colour.htm- (Дата обращения: 10.06.19).
59. LearnEnglish - British Council. 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://learnenglish.britishcouncil.org/games- (Дата обращения: 10.06.19).
60. Spelloween. 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://learnenglish.britishcouncil.org/games/spelloween- (Дата обращения: 10.06.19).