Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты внедрения новых услуг аэропортового обслуживания 6
1.1 Понятие и особенности аэропортовых услуг 6
1.2 Этапы и процессы внедрения услуг на рынок 12
1.3 Ценообразование новых услуг 18
Глава 2 Проблемы и перспективы расширения спектра аэропортовых услуг на примере ООО «Международный аэропорт Белгород» 23
2.1 История и характеристика деятельности предприятия 23
2.2 Анализ состояния аэропортовых услуг на предприятии. 33
2.3 Внедрение новых инновационных услуг на предприятии 43
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение 67
Актуальность темы исследования состоит в том, что расширение спектра аэропортовых услуг в таком быстро развивающемся регионе как Белгородская область является неотъемлемой частью этапов развития региона в целом. Текущее состояние рынка аэропортовых услуг в России оставляет желать лучшего. Сфера авиатранспорта сталкивается с рядом вызовов, среди которых особенно выделяются: необходимость повышения доступности авиатранспорта, развитие маршрутных сетей, модернизация и рост конкурентоспособности на рынке международных транзитных перевозок. Для решения этих задач необходимо создание новых и совершенствование действующих услуг, которые были бы направлены на удовлетворение и повышение спроса потребителя. С помощью внедрения новых услуг можно увеличить популярность авиаперевозок в регионе, поднять их на новый уровень, что приведет к доступности данного вида транспорта. В наше время авиаперевозки являются самым надежным, быстрым, видом транспорта. Но при этом также является одним из самых труднодоступных и дорогостоящих в некоторых регионах Российской Федерации.
В качестве основных целей, по расширению спектра аэропортовых услуг необходимо выделить:
• Увеличение количества направлений перевозок, как во внутренней, так и в международной сети.
• Увеличение пассажиропотока.
• Обеспечение безопасности пассажиров на территории Аэровокзала, а также на борту воздушного судна.
• Обеспечение комфортного ожидания пассажиров перед вылетом.
• Качественный уровень коммуникации между пассажирами и персоналом Аэропорта.
грузовых перевозок, и другие задачи присущие авиаперевозкам.
Объект исследования - ООО «Международный аэропорт Белгород»
Предметом исследования деятельность международного аэропорта г. Белгорода.
Цель исследования - разработать рекомендации по расширению спектра аэропортовых услуг ООО «Международный аэропорт Белгород».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть процесс внедрения новых услуг на предприятии;
- рассмотреть этапы необходимые для внедрения новых услуг;
- проанализировать и выявить проблемы для осуществления новых видов услуг;
- разработать и обосновать предложения по расширению спектра аэропортовых услуг.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы ученых, объясняющие процессы внедрения новых услуг в том числе, аэропортовых услуг на территории Российской Федерации.
В работах Тупикиной Е.Н. освящены этапы продвижения новой услуги на рынок. Также в работе имеются разработки требований к продвижению новой услуги от Уильяма С. Лэйзиера , преподавателя Стемпфордской школы бизнеса. Большое внимание изучению данного вопроса уделили отечественные исследователи, среди которых Попов С.А. , Карташева А.Ю. , Мотовилова О. В. , Осипова Е.И.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные идеи по расширению спектра аэропортовых услуг могут быть применены в ООО «Международный аэропорт Белгород».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает содержание, введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Несмотря на то что в силу макроэкономической обстановки в стране развитие гражданской авиации не занимает у государства ведущие позиции, необходимо улучшать отношения между самим государством и бизнес сообществом авиации. Для того чтобы развивать эти отношения, следует расширять спектр авиационных услуг, внедрять инновационные идеи и технологии, повышать качество предоставляемого сервиса и следить за современными тенденциями рынка. Для развития услуг необходимо привлекать к сотрудничеству маркетинговые компании и рекламные агентства, при этом, не забывая учитывать основную технологию ведения аэропортовых услуг. Для успешной реализации услуг необходимо придать особое значение их ценообразованию, это поможет наладить обратную связь при создании того или иного вида услуг.
Если говорить об ООО «Международный аэропорт Белгород» следует заметить, что данный аэропорт имеет завидное для многих крупных аэропортов количество услуг, которые пользуются популярностью у пассажиров, на предприятии постоянно ведется работу по совершенствованию уже имеющихся услуг и по созданию идей новых услуг.
Аэропорт имеет славную историю и отличную репутацию, и славится по всей территории Российской Федерации как один из немногих аэропортов, которые никогда не закрывали в связи с погодными условиями. Конечно, такое звание необходимо заслужить и в дальнейшем удерживать. За последние годы предприятие внедрило несколько услуг, которые прижились и по-прежнему пользуются популярностью у пассажиров, это говорит о правильной работе маркетологов и службы контроля качества. Тем не менее, при создании новых услуг ООО «МАБ» так или иначе, будет сталкиваться с определенными проблемами из-за следующих факторов: небольшое население областного центра и области в целом;
• монополизация рынка более крупными аэропортами;
• политическая ситуация в стране;
• непопулярность данного региона среди авиаперевозчиков;
• отсутствие своего авиапарка.
Наличие такой проблемы как отсутствие собственного авиапарка приводит к тому, что предприятие должно создать для сторонней авиакомпании необходимые условия, которые будут для них привлекательны, и начинать надо с улучшения инфраструктуры, среди которых закупка нового оборудования, техники для обслуживания воздушного судна.
Автором разработаны следующие рекомендации:
• расширение направлений;
• сотрудничество с большим количеством авиакомпаний;
• дополнительные услуги.
Расширяя количество направлений, ООО «МАБ» необходимо обратить внимания на южные, а так же северные регионы страны. На такие города как Ростов-на-дону, Волгоград, Краснодар, Сочи, Норильск, Нижний Новгород, Пермь, Якутск, Воркута. Среди населения Белгородской области множество граждан прибывших из вышеперечисленных регионов и городов. Добавление этих рейсов приведет к увеличению роста спроса на данный вид перевозок.
Необходимо сотрудничать с крупнейшими Российскими авиакомпаниями, такими как «Аэрофлот», «S7», и «Россия». Привлечение этих авиакомпаний улучшит качество перевозок. А такие программы как «лоукост» помогут пользоваться данным видом перевозок более большему количеству граждан.
Также необходимо не забывать о предоставляемых услугах на территории ООО «МАБ», помимо совершенствования имеющегося сервиса,
Расширение спектра аэропортовых услуг в данный момент может привести Белгородскую область не только к одному из ведущих регионов использования авиатранспорта, но также увеличить популярность самого региона для туристов. Процесс внедрения инновационных услуг является довольно сложным процессом, который требует от предприятия и команды, выполняющие анализ рынка, и создание идей и услуг предельной внимательности, а также терпения и упорства.
1. О транспортной безопасности [Текст] : приказ Министерства транспорта от 9 февраля 2007г. №4- ФЗ // Министерство транспорта РФ. - 2007. - №16, ч.1. - Ст. 837.
2. О воздушном кодексе Российской Федерации [Текст] : федеральный закон от 19 марта 1997г. №60- ФЗ // Воздушный кодекс РФ. - 2016. - №60, ч.1. - Ст. 84.
3. Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров [Текст] : приказ Министерства транспорта от 25 июля 2007 г. №104-ФЗ// Министерство транспорта РФ. -2007. - №104, ч.1. - Ст.40.
4. Абчук, В. А. Менеджмент [Текст] : учебное пособие / В.А. Абчук. 2-е издание - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. - 463 с.
5. Аникин, Б.А. Высший менеджмент для руководителей [Текст] : учебное пособие / Б.А. Аникин. - Москва : ИНФРА-М, 2007. - 326 с.
6. Барроу, П. Бизнес-план, который работает [Текст] : учебное пособие / П. Барроу. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2010. - 245 с.
7. Борисова, Ю.Н. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания [Текст] : учебное пособие / Ю.Н. Борисова. - Москва : Дело, 2010. - 423 с.
8. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и инноваций [Текст] : учебное пособие/ С.В. Валдайцев. - Москва : Информационно-издательский дом «Филинъ», 2007. - 576 с.
9. Ван Хорн, Дж.К. Основы управления финансами [Текст] : учебное пособие /Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. - Москва : Финансы и статистика, 2005. - 800 с.
10. Виноградова, С.Н. Организация и технологии торговли [Текст] : учебное пособие / С.Н. Виноградова. - Москва : Высшая школа, 2005. - 423 с.
11. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст] : Учебник / О.С. Виханский,
А.И. Наумов - 4-е изд.- Москва : Экономистъ, 2005. - 670 с.
12. Ефимова, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учебное пособие / О.В. Ефимова. - Москва: Дело и Сервис, 2006. - 351 с.
13. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент [Текст] : учебное пособие / С.Д. Ильенкова, Л.М. Голхберг, С.Ю. Ягудин. - Москва : Банки и биржи ЮНИТИ, 2012. - 327 с.
14. Карташева, А.Ю. Вопросы использование менеджмента качества разработке и внедрении новых услуг [Электронный ресурс] / А.Ю. Карташева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина: электрон. науч. журн. - 2010. - № 1. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-ispolzovaniya-menedzhmenta-
kachestva-v-razrabotke-i-vnedrenii-novyh-turistskih-uslug.
15. Кочкин, А.Т. Практика менеджмента и современные условия хозяйствования [Текст] : практическое пособие / А.Т. Кочкин. - Ижевск : УдГУ, 2011. - 521 с.
16. Краюхин, Г.А. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования [Текст] : сущность и содержание / Г.А. Краюхин, A. Ф. Шайбакова. - СПб : ГИЭА, 2009.- 292 с.
17. Ланкин, В.Е. Подготовка к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера [Текст]: учебное пособие / B. Е. Ланкин. - Таганрог : ТРТУ, 2006. - 474 с.
18. Лейзер, С.У. Процесс разработки новой услуги [Электронный ресурс] /Уильям С Лейзер// Элитариум: Центр дистанционного образования; - СПБ, 2013. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/.
19. Мазур, И.И. Управление проектами [Текст]: учебник для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдероне. - Москва : Омега-Л, 2006. - 579 с.
20. Максимцова, М.М. Менеджмент [Текст] : учебник для вузов / М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. - Москва : Банки и биржи ЮНИТИ, 2003. - 437 с.
21. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] : учебное пособие / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - Москва : Дело, 2005. - 394 с.
22. Мильнер Б.З. Теория организации [Текст] : учебник для вузов / Б.З. Мильнер. - Москва : ЮНИТИ, 2005. - 583 с.
23. Мотовилов, О.В. Финансово - кредитное обеспечение инновационной деятельности [Текст] : учебное пособие / О.В. Мотвилов. - Москва - Берлин: «Директ-Медиа», 2015. - 350 с.
24. Новаторов, Э. А. Международные модели маркетинга услуг [Текст] : учебное пособие / Э.А. Новаторов. Москва: ЮНИТИ - 2010. - 497 с.
25. Ноздрева, Р. Б Маркетинг: как побеждать на рынке [Текст] : учебное пособие / Цегичко Л.И. - Москва : Финансы и статистика, 2011. - 340 с.
26. Нортон, А. Продажи как увлекательный бизнес [Текст] : учебник / А. Нортон - Москва : Бератор-пресс, 2009. - 351 с.
27. Осипова, Е.И. Маркетинг [Текст] : учебное пособие / Е.И. Осипова. - Москва : Проспект, 2015. - 552 с.
28. Песоцкая, Е. В. Маркетинг услуг [Текст] : учебное пособие / Е.В. Песоцкая. - Спб : Питер, 2010. - 260 с.
29. Пешкова, Е. П. Маркетинговый анализ деятельности фирмы [Текст] : учебное пособие / Е.П. Пешкова. - Москва : Ось, 2011. - 283 с.
30. Половцева, Ф. Коммерческая деятельность [Текст] : учебник / Ф. Половцева. - Москва : Инфра, 2012. - 248 с.
31. Половцева, Ф. Маркетинговая деятельность в торговле [Текст] : методология, формирование, эффективность: учебник / Ф. Половцева. - Москва: Маркетинг, 2010. - 347 с.
32. Попов, С.А. Модульная программа для менеджеров [Текст] : учебник /
С.А. Попов. -Москва : ИНФРА-М, 2011. - 535 с.
33. Рекхем, Нил. Стратегия работы с клиентами в больших продажах [Текст] : учебник /Н. Рекхем. - Москва : НГРРО, 2012. - 314 с.
34. Репьев, А.П. Маркетинговое мышление, или Клиентомания [Текст] : учебник / А.П. Репьев. - Москва: Эксмо, 2012. - 384 с.
35. Рыбченко, С.А., Методы стимулирования сбыта [Текст] : учебное пособие / С.А. Рыбченко. - Ульяновск : Новая линия, 2010.- 408 с.
36. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учебник / Г.В.Савицкая. - Москва: ИНФРА-М, 2012 г. - 336 с.
37. Семенов, И. Маркетинг и стратегия организации [Текст] : учебное пособие / И. Семенов. - Москва: Мир, 2014, - 360 с.
38. Сергеев, A.M. Поведение потребителей [Текст] : учебник / А.М. Сергеев. - Москва: Эксмо, 2013. - 320 с.
39. Терехин, К. И. Книга коммерческого директора [Текст] : учебник / К.И. Терехин. - СПБ : Питер, 2012. - 392 с.
40. Терехин, В.И. Финансовое управление фирмой [Текст] : учебное пособие /В. И. Терехин. - Москва: Экономика, 2010 г. - 260 с.
41. Тупикина, Е.Н. Маркетинг в финансово-кредитных учреждениях [Текст] : практ. курс маркетинга: рекомендации / Е.Н. Тупикина - Москва: Экзамен, 2013. - 501 с.
42. Федько, Н.Г. Маркетинговые коммуникации [Текст] : учебное пособие / Н.Г. Федько. - Ростов: Феникс,2012. - 383 с.
43. Фридлянд, А.А. Гражданская авиация [Текст] : учебное пособие /А.А. Фридлянд. - Москва: Проспект, 2015 - 364 с.
44. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследования рынка [Текст] : учебное пособие / В.Е. Хруцкий. - Москва: Финансы и статистика, 2014. - 319 с.
45. Хоскинг, А. Курс предпринимательства [Текст] : учебник / А. Хоскинг. - Москва: «Международные отношения», 2013.- 684 с.
46. Черкасов, В.Е. Финансовый менеджмент [Текст] : учебное пособие / В.Е. Черкасов, - Тверь: Тверской институт экономики и менеджмента, 2006. - 512 с.
47. Хоскинг, А. Курс предпринимательства [Текст] : учебник / А. Хоскинг. - Москва: «Международные отношения», 2013. - 384 с.
48. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент [Текст] : учебное пособие / О.М. Хотяшева. - Спб.: Питер, 2009. - 238 с.
49. Энджел, Джеймс Ф. Поведение потребителей [Текст]: учебник / Д.Ф. Энджел. - СПб.: Питер, 2009. - 759 с.
50. Официальный сайт ООО «МАБ» [Электронный ресурс] / - Белгород,
2012. - Режим доступа: http://belgorodavia.ru/passazhiram
51. Официальный сайт «РЖД» [Электронный ресурс] / - Белгород, 2016. - Режим доступа: http://www.rzd.ru/