Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПОДХОДА
К ФИЗКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Физкультурное образование школьников 10
1.2. Основные подходы к организации физкультурного образования
школьников 27
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ 31
2.1. Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного
возраста 31
2.2. Роль волейбола в системе школьного
образования 43
2.3. Методические рекомендации для учителей по проведению
тренировочных занятий по волейболу на уроках физической культуры в старших классах 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
В начале 1990 года в одной из статей журнала “Физическая культура в школе” была поднята актуальная тема о преобразовании школьной программы по физической культуре. В ходе дискуссии были выявлены разнообразные мнения на изменение школьного физического воспитания. Отмечается, что тема была поднята не по приказу правительства, а была инициативой журналистов, заинтересованных в поиске эффективного преобразования процесса физкультурного образования школьников. Но в скором времени случился распад СССР, что помешал введению изменений в процесс организации процесса изучения материала по физической культуре в школе.
И только в 1992 году была разработана и согласована новая, значительно выделяющаяся школьная программа “Физическое воспитание учащихся 1 — 11-х классов с направленным развитием двигательных способностей”. Рекомендовано данное новшество было Министерством образования Российской Федерации.
Принципиальным отличиями от предыдущих единых программ являются:
1. Содержание материала и контрольных тестов школьной программы не согласовывается с комплексом ГТО, так как ГТО больше не является программной и нормативной базой системы физического воспитания.
2. Программный материал уроков содержит в себе основные части — базовая и вариативная (дифференцированной) [22].
Вариативная часть программы строится в соответствии с территориальными и климатическими. Состав вариативной части зависит от выбора учителя или учащихся. В такой ситуации планирование организации процесса физкультурного образования школьников учитель выбирает сам, при этом согласовав решение с директором школы. Материал вариативной части должен соответствовать национальным видам физических упражнений, единоборств, игр, упражнениям, имеющим большее прикладное значение, или же упражнениям, обладающим более эффективным воздействием при развитии физических качеств [14].
Базовая часть составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика [13].
При написании программы было рекомендовано такое соотношение времени, уделяемого базовой и вариативной частям программы: для 1—4-х классов — 75:25 %, 5-9-х классов - 70:30 %, 10-11-х классов - 60:40 % соответственно.
Начиная с 1996 г. растет число применяемых в школах учебных программ. Но основным подход на протяжении 15 лет являлся комплексный подход. В его программу входили физкультурно-оздоровительные мероприятия в течении учебного дня и, собственно, уроки физической культуры. Но использование данного подхода в течении длительного периода времени показало, что из-за малого объема часов произошло несовпадение цели и средства ее достижения, а именно: при двух уроках в неделю, ученики не успевают тщательно изучить учебный материал программы по физической культуре, соответственно, учитель не способен решать поставленные государством задачи физического развития обучающихся.
Так, в 2011-2012 учебном году в школах был введён третий урок физической культуры.
С введением дополнительного часа все проблемы должны были решиться. Ведь у учителей появилась возможность творчески подходить к процессу организации физкультурного образования школьников, а также появилась возможность использовать различные подходы на уроках физкультуры. Кто-то третий час использует в оздоровительных целях, проводя ученикам фитнес, оздоровительную гимнастику. Но большинство формирует содержание третьего урока путем механического расширения материала существующих программ по физическому воспитанию [11].
Стоит отметить, если при 2-х часах физической культуры в неделю ученикам приходилось поверхностно изучать программный материал, то, при введении третьего часа, количество уроков пропорционально возросло, соответственно учителя могут дать детям более глубокие знания по предмету «физическая культура»....
В работе была изучена школьная программа на базе ФГОС по предмету «физическая культура», так же были рассмотрены особенности перспективного и текущего планирования. На основе изученного материала можно сделать вывод, что требования к учителям физической культуры, при организации физкультурного образования школьников, позволяют маневрировать среди множества подходов по проведению уроков по физической культуре с целью выбора подходящего.
Основные подходы к организации физкультурного образования школьников так же были рассмотрены в работе. Тренировочный подход очень гармонично вписывается в школьную программу. Он сохраняет базовую часть программы нетронутой, а касается только вариативной. Следовательно, у учеников сохраняется та основа, которой они должны располагать по окончании обучения в школе.
В работе уже говорилось, что вариативная часть выбирается по компетенциям учителя и интересам детей. И у школьников действительно к 10 классу можно увидеть желание играть в какую-то конкретную спортивную игру. А ведь в 10-11 классах ученики должны совершенствовать свои навыки, а на деле, они просто после сдачи нормативов играют в спортивные игры. Но этого очень мало, чтобы поддержать у обучающихся интерес к спорту. Ведь, оставаясь на одном месте, не развиваясь, ученики быстро потеряют интерес и к своей любимой игре. В таком случае, на помощь учителю приходят различные подходы. А тренировочный среди других выделяется тем, что позволяет ученикам более глубоко изучать технику и тактику различных видов спорта.
В работе были изучены особенности организации тренировочного занятия на уроке по волейболу в старших классах. Для этого, в первую очередь, были рассмотрены особенности физического развития детей старшего школьного возраста. Это возраст окончания полового созревания, когда развиваются не только мышцы, но и точность и координация движений, двигательные реакции, разгорается ощущение пространственных и мышечных ощущений. Возраст, когда у юношей выходит понижение жировых отложений, а у девушек — их нарастание. Поэтому, можно сделать вывод, что организм учеников в данный период взросления расположен к физическим нагрузкам. Не стоит забывать, что на основе примера, в работе рассматривался тренировочный подход на занятиях по волейболу. Это командный вид спорта, а ученикам старших классов свойственны повышенные требования к своему внешнему виду и способностям. Поэтому миссия учителя заключается так же в том, чтобы посодействовать к моменту окончания школы проявлению у учеников коммуникабельных способностей, стремления к самоконтролю, уравновешенности.
Как утверждали Титов Г.М. и Степанов Г.В. в 2006 году: «школьники мало заинтересованы в занятиях физической культурой и спортом. Изменить ситуацию можно, предоставив учащимся самостоятельно выбирать вид спорта, на основе чего в школе будут решаться задачи развития физической жизни в целом. Одна из самых доступных для всех учащихся в этом плане дисциплин - волейбол».
Волейбол есть в программах по физической культуре для учреждений общего образования, начального среднего и высшего профессионального образования. Это потому, что данный вид спорта благоприятно способствует проявлению выносливости, ловкости, силы, быстроты, гибкости, смекалки, взаимопомощи, волевых и других личностных качеств.
Для того, чтобы была качественная оптимальная подготовка, занятия следует ориентировать на специфические особенности игры.
Период подготовки в школе длится 8-10 лет и состоит из нескольких последовательных этапов, направленных на выполнение поставленной цели. Период обучения в старших классах выпадает на специальная базовая подготовка (15—18 лет), когда педагогом ставится цель в повышении уровня общей подготовки. Ведь, если учесть, что в соответствии со школьной программой школьники с пятого класса начинают изучать технико-тактические действия в различных видах спорта, то к завершению обучения в средней школе, ученики уже должны овладеть основными техническими элементами в спортивных играх (в данном случае в волейболе)....
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков»: Монография/ Аверин
B. А. С-Пб: 1994.
2. Ахмеров Э. К. Волейбол в школе/ Ахмеров Э. К., Канзас Э.Г. - Мн.: Нар. света, 1981.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК/ Ашмарин Б.А. - Москва: Физкультура и спорт, 1978.
4. Беркина Е.Н. Энциклопедия спорта / Беркина Е.Н. - Москва: Рипол классик, 2002.
5. Волейбол: Пер. с нем/ Под общ. Ред. Фидлер М. - Москва: Физкультура и спорт, 1972
6. Волейбол - игра для всех/ Правдин В.А. [и др.]. - Москва : Физкультура и спорт, 1966.
7. Гальперин С.И Анатомия и физиология человека/ Гальперин
C. И. Москва: Высшая школа, 1974.
8. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. - Москва, "Гардарики", 2004
9. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу/ Железняк Ю.Д. - Москва: Физкультура и спорт, 1965.
10. Железняк Ю. Д. Волейбол в школе: Пособие для учителя/ Железняк Ю. Д., Слупский Л. Н. - Москва: Просвещение, 1989.
11. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании»//Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 150
12. Клещёв Ю.Н. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. Культ./ Под ред. Клещёва Ю.Н., Айриянца А.Г. - 3-е изд., испр., доп. - Москва: Физкультура и спорт.
13. Кудрявцев М.Д. Содержание третьего урока физической культуры оздоровительной направленностью/ Кудрявцев М.Д., Копылов Ю.А.- Красноярск,2005.
14. Кузнецов В.С. Физкультурно- оздоровительная работа в школе: Методическое пособие/ Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.,- Москва: Издательство НЦ ЭНАС, 2003
15. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов/ В.И. Лях, А.А. Зданевич. - Издательство: Москва, «Просвещение», 2008....30