Введение 3
Глава 1. Теоретические и практические аспекты спортивного сотрудничества. 10
1.1 Международное сотрудничество в области спорта в политическом дискурсе. 10
1.2 Виды международных спортивных мероприятий 17
1.3 Международное спортивное сотрудничество современных политических объединений. 25
Глава 2. Двустороннее сотрудничество России со странами БРИКС сквозь призму спортивной дипломатии. 31
2.1 Двусторонние спортивные связи России со странами БРИКС. 31
2.2 Спортивное взаимодействие Китая с Россией 41
Глава 3. Многостороннее взаимодействие стран БРИКС в спортивной сфере. 52
3.1 Формирование нормативно-правовых основ многостороннего спортивного сотрудничества стран БРИКС. 52
3.2 Институционализация спортивного сотрудничества стран БРИКС 71
3.3 Игры БРИКС и спортивные соревнования стран-участников организации. 81
Заключение 95
Список использованных источников и литературы 100
В объединение БРИКС в настоящее время входят страны с самой эффективной и растущей экономикой. Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР имеют преимущественно диалоговый формат отношений на международной арене.Каждая страна-участница поддерживает развитие последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного сотрудничества, которое служит общим интересам всех стран.Осуществляется взаимодействие по таким направлениям как: политическая, экономическая, финансовая сферы, а также присутствует стремление развивать сотрудничество в гуманитарной области. Важную часть культурно-гуманитарного сотрудничества занимает спортивное взаимодействие, которое способствует решению многих социальных, гуманитарных проблем, популяризирует здоровый образ жизни среди всех слоев населения, вносит вклад в воспитание подрастающего поколения и активизируют межкультурный диалог на международной арене. Спорт также объединяет страны БРИКС, все члены союза стремятся создать прочные отношения добрососедства между государствами, принадлежащими к разным цивилизациям и являющимися носителями разных культурных традиций.
Актуальность исследования. В сфере спортивного сотрудничества все страны БРИКС ставят перед собой амбициозные цели. Одна из главных – это внести значительный вклад в развитие гуманитарного и спортивного сотрудничества. Для этого было принят целый ряд документов в области спорта. Например, «Меморандум о сотрудничестве в области физической культуры и спорта между профильными Министерствами стран БРИКС» .Каждая страна ведет максимально открытую политику в области спорта, поскольку считает важным делиться опытом с другими странами и продвигать взаимодействие не только по спортивной линии, но и в области научных исследований и борьбы с допингом. Все страны БРИКС высоко заинтересованы в данной области, поскольку совместные усилия станут прочной основной партнёрского сотрудничества во имя спорта и здорового образа жизни.
Российский спорт из-запоследних глобальных политических событий оказался в изоляции. Поэтому Правительство нашей страны активно ищет новые пути развития спортивного взаимодействия, чтобы обеспечить российским спортсменам все условия для эффективного тренировочного процесса и дать возможность участвовать в международных соревнованиях со странами, которые активно продвигают принципы открытости, инклюзивности и равноправное сотрудничество, основанное на взаимоуважении.Создание новых спортивных форматов и институтов в спортивной сфере стран БРИКС является приоритетом каждой страны-участницы в объединении. На протяжении нескольких лет взаимодействия в сфере физической культуры претерпевали множество изменений. Так, во времена пандемии проводились «Игры БРИКС» в онлайн формате, создавались фестивали университетского спорта с участием команд из стран БРИКС, также организовывались спортивные игры в различных городах стран объединения. Именно поиск новых возможностей по организации соревнований и обменом опыта, является следствием расширения прямых контактов между национальными спортивными федерациями.
...
В настоящей работе мы рассматривали спортивное сотрудничество стран БРИКС, их механизмы взаимодействия на современном этапе. Спорт является движущей силой не только в международных отношениях всех стран объединения, но и влияет на все сферы деятельности внутри государства. Продвижение спортивных мероприятий способствует сплочению населения, активизации патриотических чувств граждан, росту экономики и бизнеса, привлечению инвестиций, формированию спортивной инфраструктуры страны, привлечению потока туристов. Также качество организации спортивных мероприятий формирует имидж страны за рубежом, чем выше уровень и масштабность проведения спортивного мероприятия, тем больше страна привлекает к себе внимание на международной арене.
В работе мы проследили, роль и место спорта в сотрудничестве стран БРИКС, а также его положительное и отрицательное влияние на государства, кратко рассмотрев характеристики спорта как инструмента «мягкой силы». Также мы отметили, что каждое государство координирует спортивное сотрудничество исходя их своих законодательных актов в области физической культуры и спорта. В основополагающих документах в сфере спорта – Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 года и Спортивная хартия Европы 1992 года , мы охарактеризовали общие принципы и основы, регулирующие спортивное сотрудничество. Стоит отметить, что законодательная база в области спорта играет важную роль в развитии международных контактов и нуждается в постоянной актуализации.
Важно помнить, что международное спортивное сотрудничество стран БРИКС стало развиваться сравнительно недавно. Поэтому все виды и формы данной деятельности еще не структурированы. Отметим, что спортивное сотрудничество БРИКС имеет сложную и многоаспектную структуру, которая заметно влияет на укрепление дипломатических и культурных связей между участвующими государствами. Таким образом, были представлены общие виды и формы многостороннего и двустороннего спортивного сотрудничества в рамках БРИКС.
Сравнительный анализ международных спортивных соревнований в современных политических объединениях и Игр БРИКС, позволил рассмотреть перспективные направления в спортивном сотрудничестве стран пятерки, а также определить основные цели проведения международных мероприятий.
Исследование институтов в рамках спортивного сотрудничества стран БРИКС дало глубже понять их структуру и функции, включая такие органы, как Национальный центр спортивного арбитража и Международный спортивный комитет БРИКС. Эти организации способствуют координации многостороннего сотрудничества в спортивной сфере, что включает в себя разработку совместных программ, обмен опытом и технологиями, а также организацию международных спортивных мероприятий. Сложностей при исследовании добавляет тот факт, что институциональная база не отличается своим разнообразием и находится только на стадии разработки, но имеются перспективные направления в этой сфере.
Проанализировав двусторонние и многосторонние спортивные отношения между Россией и другими странами-членами БРИКС, можно отметить, что такое сотрудничество активно развивается на фоне общих политических и экономических интересов. Примеры сотрудничества включают обмен спортивными делегациями, создание новых институтов, заключение и актуализация новых соглашений в области спорта, совместную подготовку атлетов, а также реализацию образовательных проектов в области физической культуры и спорта.
...
1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между российской федерацией и китайской народной республикой от 28 февраля 2002 года [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901792686
2. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 2001 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418
3. Йоханнесбургская декларация II. БРИКС и Африка: партнерство в интересах совместного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности, Сэндтон, Гаутенг, ЮАР, от 23 августа 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1901504/
4. Йоханнесбургская декларация XX саммита БРИКС от 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5323
5. Концепция внешней политики Российской Федерации от 31 марта 2023 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_443540/
6. Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 года. [Электронный ресурс]. URL:https://docs.cntd.ru/document/1900833 (дата обращения 20.05.2024)
7. Международная хартия физического воспитания и спорта от 21 ноября 1978 года. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900833
8. Меморандум о взаимопонимании междуМинистерством спорта Российской Федерации иГлавным государственным управлением по физической культуре и спорту Китайской Народной Республики о создании рабочей группы по координации подготовки и проведения международного ралли «Шелковый путь». [Электронный ресурс]. URL: https://storage.minsport.gov.ru/cms-uploads/cms/Memorandym_minsport_RF_Kitaem_126de5680c.pdf
9. Меморандум о взаимопонимании междуМинистерством спорта Российской Федерации и Главным государственным управлением по физической культуре и спортуКитайской Народной Республики о сотрудничестве в рамках подготовки к Олимпийским зимним играм 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://storage.minsport.gov.ru/cms-uploads/cms/kitaj_2_05616c93f5.pdf
10. Меморандум о взаимопонимании междуМинистерством спорта Российской Федерации и Главным государственным управлением по физической культуре и спортуКитайской Народной Республики о сотрудничестве в рамках подготовки к Олимпийским зимним играм 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://storage.minsport.gov.ru/cms-uploads/cms/kitaj_2_05616c93f5.pdf
11. Меморандум о сотрудничестве в области физической культуры и спорта от 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://brics-russia2020.ru/images/53/21/532190.pdf
12. Меморандум о сотрудничестве в области физической культуры и спорта от 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://brics-russia2020.ru/images/53/21/532190.pdf
13. Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между правительством российской федерации и правительством федеративной республики бразилии в области методов управления и наследия олимпийских и паралимпийских игр и чемпионатов Мира по футболу ФИФА. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499014974
14. Московская декларация XII саммита БРИКС от 17 Ноября 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5581
15. Московская декларация XII саммита БРИКС от 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5581
...
112 источников