Введение 4
ГЛАВА 1. ХРИСТИАНСТВО В КИТАЕ 8
1.1. История возникновения христианства в Китае 8
1.1.1. Появление христианства в Китае 8
1.1.2. Проблема культурной адаптации в деятельности первых христианских миссий в Китае 11
1.1.3. Начало деятельности протестантских миссий в Китае 14
1.1.4. Протестантские миссионеры в Китае в конце XIX – начале XX века 16
1.1.5. Особенности миссионерской деятельности протестантов в Китае 20
1.2. Итоги распространения христианства в Китае 23
1.2.1. Духовное культурное наследие, оставленное христианскими миссионерами в Китае 23
1.2.2. Деятельность иностранных миссионеров в области образования в Китае 24
1.2.3. Гонения на христиан в императорском Китае и их причины 27
1.3. Влияние христианской веры на сознание китайского народа 31
1.4. Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ ХРИСТИАНСТВА В КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 38
2.1. Основные особенности китайской литературы 38
2.2. Роль христианства в развитии китайской духовной культуры в современном китайском обществе 44
2.3. Бэй Цунь 45
2.3.1. «У меня есть завет с Богом» 49
2.3.2. Влияние христианских идей в творчестве Бей Цуня 52
2.4. Се Бинсинь 55
2.4.1. «Небесный Младенец» 57
2.5. Хуан Лихай 61
2.5.1. Христианские идеи в творчестве Хуан Лихая 64
Заключение 70
Список литературы 76
Китай, с его богатой историей и культурой, является колыбелью многих религий и верований. Несмотря на то, что в этой стране преобладают буддизм, даосизм и конфуцианство, христианство также нашло свое место.
В Китае существует специальный термин «три великих направления христианства» 基督教三大流派, который используется для совокупного обозначения католичества, протестантизма и православия. Оценочное совокупное количество христиан в Китае, относящихся к этим трём ветвям, составляет около 70 миллионов человек, что составляет 5,1 % от всего населения. Это является значительным показателем и свидетельствует о влиянии христианства в стране.
Христианство в Китае имеет свои особенности и вызывает интерес у многих исследователей и наблюдателей. Влияние этой религии на культуру и общество Китая нельзя недооценивать. Оно привносит новые идеи, ценности и практики, которые взаимодействуют с традиционными китайскими верованиями.
Взаимоотношение между духовными культурами цивилизаций Запада и Востока привлекает внимание учёных-гуманитариев уже десятилетиями. Они стремятся изучить опыт культурного обмена различных стран и выработать идеальную схему для последующих контактов между цивилизациями.
Обращаясь к изучению особенностей духовной культуры Китая, учёные всё больше и больше размышляли о возможностях синтеза восточного интуитивного познания и западного логического анализа, конфуцианства с одной стороны и рационализма с другой.
Вопрос о взаимосвязи христианства и восточной традиции мало интересовал исследователей, и этому есть объяснение: всего только 3-4 десятилетия назад в Китае происходили события, которые ставили под сомнение дальнейшее существование традиционной культуры, вызывая пессимизм относительно надежды на выживание китайских христианских общин. С тех пор и христианство в Китае пережило разные периоды, невзирая на всяческие превратности, тем не менее смогло сохраниться в стране.
В западной научной литературе история проникновения и деятельности христианских миссий в Китае исследуется уже более полутораста лет. В числе значительных в свете культурной миссиологии изложений истории взаимовлияния христианства и китайских традиций необходимо отметить работы Р. Ковелла «Конфуций, Будда и Христос: история Евангелия в Китае» [Covell 1986], Р.Уайта «Незавершенная встреча: Китай и христианство» [Whyte 1988] и Ж. Шарбонье «История христиан Китая» [Charbonnier 1992].
В российских научных кругах мы также находим исследования христианских миссий в Китае. Подобные работы прежде всего принадлежат православным учёными еромонахам Николаю (Адоратскому), Алексею (Виноградову) и архимандриту Палладию (Кафарову).Также необходимо отметить, что внимание к этой проблеме было и в советское время, об этом свидетельствуют работы И.П. Гаранина, О.В. Шаталова и Н.Г. Пчелина. Но, к сожалению, их исследования так и не были опубликованы в виде обобщающих работ.
История распространения христианских верований в Китае может изучаться не только в контексте популяризации духовных идей Запада, но и как процесс взаимовлияния западной цивилизации и культуры китайского народа. Данный подход приобрёл популярность в современном китаеведении.
Одним из примеров этого метода являются книги «Христианство и китайская культура» А.В. Ломанова и «Китай и христианство» Жака Жерне [Gernet 1985]. В отечественной синологии выходили и статьи на эту тему, например, Т.В. Романенко «К вопросу об истории изучения христианства в Китае» и др.
...
Китай, с его удивительным наследием и многовековой культурой, служит колыбелью различных религий и убеждений. Несмотря на то, что буддизм, даосизм и конфуцианство преобладают в этой стране, христианство также нашло свое место среди верующих.
Христианство в Китае имеет свои особенности, которые привлекают внимание исследователей и наблюдателей. Влияние этой религии на китайскую культуру и общество нельзя недооценивать. Оно приносит новые идеи, ценности и практики, которые взаимодействуют с традиционными верованиями Китая.
Анализируя историю распространения христианства в Китае, исследователи выделяют четыре основных этапа. Первый этап связан с династией Тан, второй - с династией Юань, где начала свою деятельность римско-католическая церковь. Третий этап приходится на расцвет католических миссий в период конца династии Мин и начала цин, а четвертый этап включает первых протестантских миссионеров, действовавших в Китае в начале XIX века.
За всю историю существования христианства в Китае, множество миссионеров привнесли огромный вклад. Один из самых известных - иезуит Маттео Риччи. Он активно изучал китайский язык и конфуцианство. Его известным произведением стал катехизис "Подлинный смысл небесного Господа", опубликованный в 1603 году.
Одной из проблем, с которыми столкнулись первые христианские миссии в Китае, была культурная адаптация. Например, первые миссионеры пытались трансформировать христианскую веру в соответствии с буддистско-даосским образцом, чтобы привлечь простых граждан, исповедующих буддизм. Однако образованная элита, придерживающаяся конфуцианства, не принимала такие изменения и считала этих миссионеров носителями ложной религии. В результате, иезуиты решили изменить свое внешнее облачение на конфуцианское.
Китайские мыслители считали, что христианство, подобно другим религиям, может быть полезным, если способствует сохранению порядка во вселенной и обществе, укрепляет моральные принципы и обеспечивает надежность государственного устройства, гарантируя его защиту в потустороннем мире.
История протестантизма в Китае показывает, что его распространение в стране стало возможным после победы Англии в первой опиумной войне. Успех протестантского миссионерства в Китае обусловлен силой западных стран и культур, а также научными исследованиями и опытом, накопленными в первые десятилетия XIX века для работы в этой стране.
Протестантская миссионерская деятельность в Китае началась в 1807 году с прибытием миссионера Роберта Моррисона из Лондонского миссионерского общества. Он занимался научной работой и переводами религиозных текстов на китайский язык, включая Евангелие. На территории Китая также работали представители разных христианских течений: пресвитериане, методисты, лютеране, баптисты и другие. Известными проповедниками были Хадсон Тэйлор, Уильям Мильн, Паркер, Медхерст, Карл Гютцлафф, Эрнст Фабер, Дж. Фрайер и другие.
К 1877 году в Китае активно действовало около 500 протестантских миссионеров, состоящих в 25 разных евангелистских организациях. Количество принявших христианство китайцев достигало 14 тысяч человек. Однако среди проповедников существовали разногласия относительно совместимости и взаимовлияния традиционной китайской культуры и христианства.
Мы выделили некоторые ключевые особенности миссионерской деятельности протестантов. Принципы и методы благовестия протестантских миссионеров отличались от католических. Миссионеры-протестанты активно противостояли "язычеству" и старались объяснить теологические проблемы на более понятном языке.
...
1. Алексеев В. М. Труды по китайской литературе: в 2-х кн. М.: Восточная литература, 2003. Кн. 2. 512 с.
2. Афонина Л. А. Государственная политика Китайской Народной Республики в сфере религий в период реформ (1978-2015 гг.) : дис. канд. ист. наук. М., 2016. 218 с.
3. Афонина Л. А. Китайская специфика регулирования религиозной сферы // Общество и государство в Китае. 2015. С. 497 – 508.
4. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии, 1990. – 1372 с.
5. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература РАН, 2001. 488 с.
6. Воробьева А. Творчество Бин Синь // Путь Востока. Общество. Политика. Религия. Материалы XI и XII молодежной научной конференции по проблемам философии, религии и культуры Востока. СПб: Санкт- Петербургское философское общество, 2009. С. 277 – 283.
7. Дыцышэн В. Г. Христианство в Китае: история и современность. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. 240 с.
8. Захарова Н.В. Жизненный и творческий путь современной китайской писательницы Се Бинсинь: Автореф. дис.канд. филол. наук. М.: Изд- во МГУ, 1983. 16 с.
9. Иванов П. М. Из истории христианства в Китае / свящ. Петр Иванов; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения – М.: ИВ РАН, 2005. – 224 с.
10. Камедина Л. В. «Культурное христианство» – феномен современного Китая // Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокенского региона. Материалы Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во Бурятский государственный ун-т Д. Банзарова. 2015. С. 12-19.
11. Непомнин О. Е. История Китая XX век. М.: Институт Востоковедения РАН, Крафт, 2011. – 736 с.
12. Пелевина О. В. Феномен китаизации христианства в КНР // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Народы и культуры Северо-Восточного Китая. Доклады двух международных научно-практических конференций / Под редакцией А. П. Забияко, А. А. Забияко. Благовещенск : Изд-во АмГУ, 2020. С. 113-118.
13. Пелевина О. В. Христианство в КНР в контексте современных китайских религиоведческих исследований / О. В. Пелевина // Известия Иркутского государственного университета. 2017. Т. 19. Серия «Политология. Религиоведение». С. 142-148.
14. Cан Цзи. Религии Китая, 2004. 161 с.
15. Ухтомский Э. Э. К событиям в Китае: Об отношениях Запада и России к Востоку // Кн. Эспер Ухтомский. СПб. : Паровая скоропеч. «Восток», 1900. VIII. 87 с.
...
66 источников