Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Категория оценки в отечественной и зарубежной лингвистике 7
1.1.1. Трактовка категории оценки в отечественном языкознании 7
1.1.2. Подходы к изучению категории оценки в трудах зарубежных исследователей 15
1.2.1. Свойства искусствоведческого дискурса 22
1.2.2. Критический дискурс-анализ 29
Выводы по главе 1 34
Глава 2. АКСИОПРОСТРАНСТВО АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДИСКУРСА О ЛАНСЕЛОТЕ БРАУНЕ 36
2.1. Субъект оценки 36
2.2. Объект оценки 44
2.3. Положительная оценка 57
2.3.1. Положительная эстетическая оценка 57
2.3.2. Положительная утилитарная оценка 60
2.3.3. Положительная психологическая оценка 62
2.3.4. Положительная гедонистическая оценка 64
2.3.5. Положительная телеологическая оценка 67
2.3.6. Положительная нормативная оценка 69
2.4. Отрицательная оценка 72
2.4.1. Отрицательная психологическая оценка 72
2.4.2. Отрицательная утилитарная оценка 74
2.4.3. Отрицательная эстетическая оценка 76
2.5. Биполярная оценка 78
2.6. Оценка, выраженная внутренним экспертом 82
Выводы по главе 2 86
Заключение 88
Список литературы 90
Словари 96
Источники 97
Интернет ресурсы 98
Тема нашего исследования связана с изучением реализации экспертной оценки в англоязычном дискурсе о творчестве Ланселоте Брауна.В широком смысле актуальность работы обусловлена фундаментальным характером категории оценки, её связью с процессами познания свойств объектов и их ценности. Необходимым представляется изучение своеобразия реализации категории оценки в разных типах дискурса и жанрах текста. В более узком смысле, актуальность изучения англоязычного дискурса о деятельности именно Ланселота Брауна, определяется её масштабом и ролью в формировании традиций мирового садово-паркового искусства. Он был одним из самых влиятельных ландшафтных дизайнеров XVIII века и определил путь развития так называемого «пейзажного парка». Это направление в английской парковой эстетике, противопоставленное французскому барочному стилю «регулярного парка» Ленотра. По утверждению Национального фонда Великобритании Ланселот Браун является самым знаменитым ландшафтным дизайнером эпохи Просвещения. При этом в экспертной оценке его проектов существует диссонанс, исследование которого видится целесообразным для понимания британской культуры.
При обращении к данной теме нами была выдвинута гипотеза о том, что аксиопространство англоязычного дискурса о деятельности Ланселота Брауна включает широкий диапазон субъектов, объектов и видов оценки, а не ограничивается только положительной эстетической ее разновидностью, что может обусловливать многообразие языковых средств их репрезентации.
Объектом исследования является реализация категории оценки в англоязычном искусствоведческом дискурсе о деятельности Ланселота Брауна.
Предметом исследования выступают языковые средства репрезентации экспертной оценки в данном виде дискурса.
Цель исследования заключается в изучении средств языковой репрезентации экспертной оценки в англоязычном искусствоведческом дискурсе о Ланселоте Брауне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Сформировать теоретические и методологические основы исследования.
2. Составить базу данных, включающую оценочные контексты.
3. Проанализировать семантику и функции языковых оценочных единиц.
4. Охарактеризовать субъект оценки в обозначенном дискурсе.
5. Определить в нём аксиологический фокус.
6. Выявить представленные в обозначенном дискурсе виды оценки.
Материалом исследования послужила коллективная монография «Capability Brown, Royal Gardener: The Business of Place-Making in Northern Europe», написанная одиннадцатью авторами под редакцией Джонатана Финча и Жана Вудстры (Jonathan Finch & Jan Woudstra).Она издана в 2020 году в рамках программы «The European Union Horizon» и получила признание специалистов в области мирового культурного наследия.
Анализ материала проводился с когнитивно-прагматических позиций и осуществлялся посредством комплекса методов. Помимо общенаучных он включал следующие полифункциональные частнонаучные методы: лексико-семантический, дефиниционный, лингвоконтекстуальный, стилистический, прагма-коммуникативный, лингвоаксиологический.
Теоретической основой нашей работы являются исследования, выполненные с коммуникативно-прагматических (Н. Д. Арутюнова, Е. М. Вольф, А. А. Ивин, В. Н. Телия, Дж. Томпсон и Л. Алба-Уэс, Дж. Р. Мартин, П. Р. Р. Уайт) и когнитивно-дискурсивных позиций (Н. Н. Болдырев, Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Т. И. Петухова, Е. Г. Хомякова, Н. В. Шутёмова, Т. А. ван Дейк).
Научная новизна исследования определяется его объектом и материалом, который впервые рассматривается с когнитивно-прагматических позиций с целью выявления языковых средств репрезентации экспертной оценки деятельности Ланселота Брауна, сыгравшего ключевую роль в формировании понятия «английский пейзажный парк».
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что оно способствует углублению представления о функционировании категории оценки в разных типах дискурса, в частности искусствоведческом, в данном случае имеющем отношение к садово-парковой эстетике. Исследование показывает наличие в англоязычном дискурсе богатой палитры объектов и видов экспертной оценки, связанной с именем Ланселота Брауна. Выявлен широкий диапазон языковых средств, используемых специалистами для выражения своего мнения касательно знакового феномена в британской культуре.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать его результаты в образовательном процессе для разработки курсов в области лингвоаксиологии, когнитивной лингвистики, дискурсологии, прагмалингвистики, лингвокультурологии.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической, практической), заключения, списков литературы, словарей, источников материала и интернет ресурсов. В первой главе рассматривается теоретический подход к анализу дискурса, оценочности как явления, а также выявляются основные категории, по которым осуществление анализа представляется целесообразным. Во второй главе анализируются примеры, отобранные из общего числа оценочных суждений, встречающихся в представленном материале.
Анализ материала исследования показал, что оценка экспертов направлена не только на похвалу но и на глубокое осмысление ‘веса’ инноваций Ланселота Брауна в садово-парковом искусстве. Это подтверждается тем, что специалисты считают необходимым дальнейшее исследование данной темы. Специфика аксиологического фокуса в изученном материале заключается в том, что эксперты оценивают не только аспекты дизайна и организации ландшафтных работ, но также социальный статус заказчиков, происхождение и обучение именитых садовников, их систему представлений, влияние на мнение публики, и судьбы людей из их окружения.
Основная цель данной научной работы состояла в выявлении и описании языковых средств репрезентации оценочных суждений в работах экспертов садово-паркового искусствоведческого дискурса о Ланселоте Брауне, 300 лет со дня рождения которого, а также 250 лет со времени основания Королевских ботанических садов Кью были отмечены недавно.
В широком плане тема связана с исследованием языковой репрезентации аксиологического пространства англоязычных искусствоведческих текстов с целью изучения англоязычной лингвокультуры. Аксиологичность искусствоведческого дискурса обусловлена сопряжением познания и оценки. Формат дискурса позволяет учесть различные аспекты человеческой интеллектуальной деятельности и свести воедино исторический, социальный, культурный и утилитарный аспекты деятельности общества. В ходе анализа подтвердилась гипотеза о том, что объективность экспертной оценки будет обеспечена использованием рационалистических оценочных суждений, а также рассмотрением всех точек зрения о Ланселоте Брауне, включая не самые популярные.
Дискурс о Ланселоте Брауне освещаетмногочисленные аспекты жизни общества Англии и Северной ЕвропыXVIII века, ярким подтверждением чего является многогранность объекта оценки и широта диапазона его видов. Нами были выявлены следующие виды оценки: положительная гедонистическая, психологическая, эстетическая, утилитарная, нормативная, телеологическая; отрицательная гедонистическая, психологическая, эстетическая утилитарная; биполярная психологическая, эстетическая, этическая, нормативная. Кроме того нами были выявлены сочетание гедонистической оценки с утилитарной, эстетической оценки с утилитарной, телеологической оценки с утилитарной, противопоставления разных видов оценки и усиления одних оценочных утверждений путем использования других, нередко контрастирующих с ними оценочных суждений. В целом это свидетельствует о многогранности деятельности самого Ланселота Брауна и исследований его творческого наследия.
1. Антонова Е. Л., Туркина В. Г., Туркина Е. А. Сад как феномен европейской культуры. Белгородский гос. институт искусств и культуры. Наука. Искусство. Культура 2022 №2(34). С. 5–17 Адрес доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sad-kak-fenomen-evropeyskoy-kultury/pdf(дата обращения: 29 ноября 2023).
2. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 136–137.
3. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. 338 с.
4. Астахова Я. A. К вопросу о понимании коннотации в лингвокультурологии //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования №4.С. 182–186
5. Баженова Е. А. Категория оценки // Стилистический энциклопедический словарь. Под редакцией М. Н. Кожиной. М.: Флинта, 2003. С. 139–146.
6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 c.
7. Бельмесова М. О. Ключевые особенности искусствоведческого дискурса в рамках текстовой актуализации английского лингвокультурного концепта “painting” (на материале монографии Г. Рейнольдса “Turner. World of art”) / М.О. Бельмесова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика», 2016. Т. 13, No 1. С. 62–68. DOI: 10.14529/ling160111
8. Бранский В. П.Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / В. П. Бранский. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 703 с. - ISBN 5-7406-0192-4.
9. Булатова А. П. Лингво-когнитивный анализ искусствоведческого дискурса (тематические разновидности – музыка, архитектура): дис. ... канд. филол. наук. М., 1999.276 с.
10. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. Изд. 2-е, доп. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
11. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д:Феникс, 1998.480 с.
12. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 5-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2007. 148 с.
13. Гаспарян Г. Р., Чернявская В. Е. Текст как дискурсивное событие // Вопросы когнитивной лингвистики. 2014, №4. С. 44–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 3 апреля 2024).
14. Данилевская Н. В. Об особом статусе оценки в научном контексте // Вестник Пермского университета, 2013, №2(22). С. 37–43.URL: http://rfp.psu.ru/archive/ (дата обращения: 20 октября 2023).
15. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010.600 с.
...
71 источник