Введение 3
Глава 1. Джеймс Ашер: биография в контексте эпохи 8
£ 1 Ранние годы 8
£ 2 Епископ Мита 22
£ 3 Архиепископ Армы 24
Глава 2. Основные направления литературной деятельности Дж. Ашера 36
£ 1 Ашер как проповедник 36
£2 Исторические сочинения 37
£ 3 Хронология 41
Глава 3 Древняя Ирландская Церковь в работах Дж. Ашера 43
£ 1 Сочинения Дж. Ашера по истории Британских островов 43
£ 2 Национальная проблематика 44
£ 3 Ранняя британская и ирландская церковь 45
£ 4 Королевская власть в «Трактате о религии...» и «Древностях
британских церквей» 49
Заключение 51
Список источников
XVII век является рубежом, переломом эпох для всей европейской истории. Меняются политические структуры, усложняется конфессиональная картина, исчезают старые и формируются новые идентичности.
Ирландия в этом смысле особенно интересна благодаря своей сложной этно-конфессиональной ситуации. Здесь сосуществуют три этнических элемента: местное гэльское население, англо-ирландцы - потомки англо¬нормандских переселенцев в области Пейл и новые переселенцы из Англии и Шотландии в Ольстере. Что же касается конфессий, то гэлы преимущественно остаются католиками, как и часть англо-ирландцев, другая же часть принимает протестантизм первоначально англиканского образца. Новые переселенцы были также протестантами, причем среди них было большое количество пуритан и пресвитериан. В начале XVII века происходит становление протестантской Церкви Ирландии как отдельной от Англиканской церкви структуры. В этот период в Ирландии формируется и выступает на передний план религиозная идентичность, сохраняющая свое значение по сей день
Джеймс Ашер был одним из тех, кто стоял у истоков формирования этно-религиозной идентичности ирландских протестантов и самой Церкви Ирландии как самостоятельной структуры, не являющейся колониальной ветвью Англиканской церкви. Равно как и ирландские протестанты, даже будучи недавними переселенцами, осознавали себя ирландцами, а не колонистами. Однако фигура Ашера имеет значение не только для Ирландии, но и для Британии. Необычно уже то, что он будучи ирландцем был признан в английских интеллектуальных кругах и более того при дворе. Ашер был своим и для оппозиционно настроенных парламентариев и для роялистов, что позволяло ему порой выступать посредником между ними. Его исторические исследования обеспечили ему авторитет в континентальной Европе. Он состоял в переписке со многими интеллектуалами того времени, его библейская хронология была широко распространена и по сей день остается в значительной мере актуальной.
Объектом исследования выступает литературное наследие Джеймса Ашера, предметом же являются его взгляды на устройство Церкви Ирландии и национальную и религиозную идентичность ирландских протестантов.
Цель работы - изучение концепции ирландской протестантской идентичности, созданной Джеймсом Ашером, в соответствии с которой ставятся следующие задачи:
1. Проследить основные вехи становления Дж. Ашера как клирика, полемиста и исследователя. Выявить особенности его деятельности как епископа Мита и архиепископа Армы, его религиозные и политические воззрения.
2. Описать основные направления его литературной деятельности.
3. Проанализировать сформированную им концепцию ранней церкви Ирландии и Британии на основе источников «Трактат о религии, в древности исповедуемой ирландцами и британцами» и Древности британских церквей».
В источниковую базу исследования входят сочинения Джеймса Ашера по истории ирландской церкви: «Трактат о религии, в древности исповедуемой ирландцами и британцами» и «Древности британских церквей» .
«Трактат о религии...» был впервые издан в 1622 году и переиздан и дополнен в 1631году. Это сочинение было призвано продемонстрировать преемственность между ранней ирландской церковью и протестантской Церковью Ирландии и доказать, что современный Ашеру ирландский католицизм напротив не имеет местных корней и был привнесен из Рима в XII веке.
«Древности британских церквей» - это объемный труд, впервые изданный в 1639 году и посвященный истории христианизации Британских островов и ранней британской и ирландской церкви. Из 17 глав первые 14 описывают историю христианства в Британии от первых миссионеров еще в I веке и до англо-саксонского вторжения. Последние 3 главы освещают христианизацию Ирландии, в них подробно рассматриваются жития ирландских святых, в особенности св. Патрика.
Историография посвященная деятельности Джеймса Ашера невелика. Наиболее подробным современным исследованием, затрагивающее так или иначе все стороны жизни Ашера стоит назвать книгу А. Форда "Джеймс Ашер: теология, история и политика в Ирландии и Англии раннего нового времени" . Автор охватывает всю биографию Ашера, и помещает ее в контекст религиозной политики и полемики. В ней подробно анализируются различные версии биографии Ашера, выявляются наиболее непротиворечивые сведения, а так же рассматривается значительная часть литературного наследия от писем и проповедей, до крупных произведений. Да пределами этого исследования остаются только "Анналы мира", поскольку основной акцент сделан на вопросы религиозной полемики от антикатолической в Ирландии начала века до дискуссии о епископальной церкви в 1640х годах, которая, так или иначе, влияла на все прочие произведения Ашера. Что же касается этно-религиозной проблематики сочинений, то здесь она рассмотрена наиболее подробно, несмотря на то, как уже говорилось, основная тематика книги полемика и религиозная политика.
Также стоит отметить исследование Б. Нокса «Джеймс Ашер, архиепископ Армы» , в котором автор показывает, что Ашер был не только историком, но и теологом и полемистом и что все эти стороны находились в теснейшей связи. Стоит отметить, что книга отностся к середине прошлого столетия и была, по видимому, первым исследованием, посвященным Ашеру как теологу и полемисту. Примерно половина исследования посвящена подробному анализу полемических работ Ашера.
Дж. Каннингем в монографии «Джеймс Ашер и Джон Брэмхолл: теология и политики двух ирландских клириков XVII века» рассматривает духовные и политические воззрения Ашера в сравнении с Джоном Брэмхоллом, сопоставимой по значимости фигурой, его преемником на посту архиепископа Армы и идеологическим противником во взглядах на устройство и доктрину Церкви Ирландии. Каннингем уделяет большое значение религиозным воззрениям обоих, указывая на их
противоположность. Но также и отмечает, что в кризисе 1640-х годов Ашер и Брэмхолл оказывались единомышленниками по ряду вопросов, например в вопросе отношений с королевской властью.
Религиозным воззрениям Ашера, его взглядам на природу и учение Церкви Ирландии посвящена работа Роберта Толлефсона «Учение церкви по мысли и в жизни архиепископа Джеймса Ашера». Автор рассматривает фигуру Ашера в контексте Церкви Ирландии, анализирует ее устройство управление и догматику. Ашер предстает здесь не как самоценная фигура. А как часть ирландской протестантской общности и пример ее религиозных воззрений.
Стоит отметить также ряд биографических сочинений XIX века посвященных Ашеру. Это небольшое сочинение Джона Эйкина «Жизнеописания Джона Селдена и архиепископа Ашера» , книга Дж. Карра «Жизнь и времена архиепископа Джеймса Ашера» и биография авторства Чарльза Элрингтона , предваряющая многотомное издание полного собрания сочинений Ашера, составленного самим Элрингтоном.
В конце жизни Ашеру довелось увидеть крушение, казалось бы, всех главных составляющих его жизни. Церковь Ирландии, чью самостоятельность так долго отстаивал архиепископ Армы, постепенно оказывалась все более зависимой от Англиканской. Более того, в 1641 году вспыхнуло католическое восстание в Ирландии и Ашер уже более не смог вернуться на родину. Однако если говорить об итогах его деятельности на посту архиепископа Армы, то Церковь Ирландии сохранила пусть не формальную, но идеологическую самостоятельность, Ирландские статьи 1615 года не были отменены официально, и Тринити-колледж оставался местом формирования кальвинистского, а не англиканского духовенства.
Его полемическая деятельность в разное время имела разную направленность. В начале XVII века остро стоял католический вопрос как угроза самому существованию еще небольшой протестантской общины в Дублине. После принятия в 1615 году Ирландского исповедания перед Церковью Ирландии и Ашером, как одним из ведущих ее полемистов стала проявляться задача защиты своего исповедания от попыток навязать Англиканское, как единственно верное, а так же от влияния доктрины арминианизма. В конце 1620х годов антикатолическая полемика в произведениях и проповедях Ашера сменяется антиарминианской. Написанные в Англии после 1640 работы отражают проблемы английской религиозной политикой, тесно связанной со светской. Последнее крупное произведение Ашера - «Анналы мира» посвящено прославившей его библейской хронологии, которая, в сущности никогда не была основным направлением его работы.
В двух своих сочинениях по истории ранней церкви Ирландии Ашер создает новую концепцию национально-религиозной идентичности. Согласно этой концепции частью ирландской общности является человек, живущий в Ирландии и верующий в то же учение, в которое, как считает Ашер, верили ирландцы до XII века, причем это учение в значительной степени близко к кальвинизму. Таким образом, протестантизм, воспринимавшийся ранее чуждым Ирландии даже самими протестантами, более таковым не является. Это положение, равно как и напряжение между двумя конфессиями сохраняется и по сей день. Ашер не обращается к мифологической традиции, имеющей корни в дохристианской Ирландии, и напротив пытается «очистить» истории ирландских святых от сказочных элементов и суеверий.
1. Ussher J. A Discourse on the religion anciently professed by the Irish and British. Dublin. 1815.
2. Brittanicarum Ecclesiarum Antiquitates; caput I-XIII (1639)// Elrington C.R. (Ed.) The Whole Works of the Most Rev. James Ussher, D.D., V. Dublin: Hodges and Smith, 1847.
3. Brittanicarum Ecclesiarum Antiquitates; caput XIV-XVII (1639)// Elrington C.R. (Ed.) The Whole Works of the Most Rev. James Ussher, D.D., VI. Dublin: Hodges and Smith, 1847.
4. A Sermon preached before the Commons House of Parliament, 18th February, 1620.// Elrington C.R. (Ed.) The Whole Works of the Most Rev. James Ussher, D.D., XIII. Dublin: Hodges and Smith, 1847. pp. 415-458.
5. A sermon preached before the king, at Greenwich, Sunday, June 25, 1627// Elrington C.R. (Ed.) The Whole Works of the Most Rev. James Ussher, D.D., XIII. Dublin: Hodges and Smith, 1847. pp. 335-352.
6. The power communicated by God to the prince, and the obedience required of the subject// Elrington C.R. (Ed.) The Whole Works of the Most Rev. James Ussher, D.D., XI. Dublin: Hodges and Smith, 1847. Pp. 223-418.
7. The judgement of Doctor Rainoldes touching the originall of episcopacy: more largely confirmed out of antiquity//Elrington C.R. (Ed.) The Whole Works of the Most Rev. James Ussher, D.D., VII. Dublin: Hodges and Smith, 1847.pp. 73-86.
Список литературы.
1. Bernard N. The life and death of the Most Reverend and Learned Father of our Church, Dr. James Usher, late Archbishop of Armagh and Primate of all Ireland : published in a sermon at his funeral at the Abby of Westminster, April 17, 1656, and now reviewed with some other enlargements. - London, 1656. pp. 150
2. Гардинер С.Р. Пуритане и Стюарты. 1603-1660 гг. Серия: В помощь студенту-историку - М.:Государственная публичная историческая библиотека России, 2008г. 192с.
3. Ревуненкова Н.В. Жан Кальвин: Теология и религиозно— общественная мысль XVI века. СПб.: Государственный музей истории религии. 2012. 264 с.
4. Серегина А.С. Политическая мысль английских католиков второй половины XVI - начала XVII вв. СПб.: Алетейя. 2006. 296 с
5. Фадеев И.А. Церковь Англии: проблема конфессиональной самоидентификации в исторической перспективе/ под общ.ред. И.П. Давыдова и О.В. Осиповой. - М.: ООО «ИПЦ “Маска”». 2015. 416с.
6. Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. Т. 1 / Пер. с англ. А. А. Васильева; под общ. ред. С. Е. Федорова. СПб.: Алетейя. 2001. 563 с.
7. Gilliam E. and Tighe W. J. To "Run with the Time" Archbishop Whitgift, the Lambeth Articles, and the Politics of Theological Ambiguity in Late Elizabethan — The Sixteenth Century Journal, Vol. 23, No. 2 (Summer, 1992), pp. 325—340
8. Bradshaw B., Roberts P. British Consciousness and Identity: The Making of Britain, 1533-1707. Cambridge, 1998. pp.368.
9. Ford A. James Ussher: Theology, History, and Politics in Early-Modern Ireland and England. Oxford, 2007. pp.315
10. McCafferty J. The Reconstruction of the Church of Ireland— Bishop Bramhall and the Laudian Reforms, 1633-1641. Cambridge. 2007. pp.273.
11. Connolly J. Contested Island— Ireland 1460-1630 (Oxford History of Early Modern Europe). Oxford. 2007. pp.426
12. Prior C. Defining the Jacobean Church. Cambridge. 2005. pp. 299.
13. Campbell I. Renaissance Humanism and Ethnicity Before Race: The Irish and the English in the seventeenth century. - Manchester, 2013. - pp. 238
14. Curtis E. A History of Ireland- From the Earliest Times to 1922. London and New York. 2002. pp. 397.
15.Snoddy R. The Soteriology of James Ussher: The Act and Object of Saving Faith. OUP USA. 2014. pp. 336
16. Knox R. B. James Ussher, Archbishop Of Armagh. Cardiff. 1967.
17. Cunningham J. James Ussher and John Bramhall: The Theology and Politics of Two Irish Ecclesiastics of the Seventeenth Century. Aldershot: Ashgate. 2007.
18. Tollefson R. J. A Study of the Church in the thought and life of Archbishop James Ussher. State University of Iowa. 1963.
19. Aikin J. The Lives of John Selden, Esq., and Archbishop Usher. London. 1812.
20. Carr J.A. The Life and Times of Archbishop James Ussher: An Intriguing Look at the Man Behind the Annals of the World. New Leaf Publishing Group. 2006.
21. Elrington C.R. The Life of James Ussher D.D., Archbishop of Armagh//Elrington C.R. (Ed.) The Whole Works of the Most Rev. James Ussher, D.D. I. Dublin: Hodges and Smith. 1847.
22. Murray-Wallace. C. V. Understanding 'Deep' Time — Advances since Archbishop Ussher?//Archaeology in Oceania, Vol. 31, No. 3, The Creation of Time. Ussher's 4004 BC and Beyond. University of Sydney. 1996. pp. 173-177