Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения глаголов звучания в русском языке 8
1.1. Глаголы звучания как лексико-семантическая группа 8
1.1.1. Понятие лексико-семантической группы 8
1.1.2. Состав лексико-семантической группы глаголов звучания..11
1.1.3. Взаимосвязь и соотношение глаголов звучания и глаголов
речи 16
1.2. Классификации глаголов звучания 19
1.3. Методология семантико-функционального анализа глаголов в
современной лингвистике 23
1.3.1. Семантическая структура слова и компонентный анализ 23
1.3.2. Принципы функционального анализа глагольной лексики.. 28
Выводы 32
Глава 2. Семантика и функции глаголов звучания, характеризующих
деятельность человека, в современном русском языке 34
2.1. Семантическая характеристика глаголов звучания,
характеризующих деятельность для человека 34
2.2. Функции глаголов звучания (на материале художественной
литературы второй половины XX - начала XXI вв.) 52
Выводы 65
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение 1 77
Звук - это важная составляющая объективной реальности. Известно, что основную информацию об окружающем мире человек узнает, благодаря внешним органам чувств, одним из которых является слух. Для описания ощущений, полученных посредством слуха, в русском языке (как и в других языках) используются лексические единицы, относящиеся к лексикосемантической группе «звук». При этом одно из главных мест в данной группе занимают глаголы со значением звука.
Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что на сегодняшний день глаголы звучания являются мало исследованными в лингвистическом аспекте. Так, можно выделить лишь небольшое количество исследований последних лет, направленных на изучение русских глаголов, связанных со звуком (В.И. Казариной, И.В. Ивлиевой, Н.А. Кондрашовой, Л.В. Филипповой, С.А. Ганичевой, О.А. Хабибуллиной). Следовательно, существует потребность в комплексном и основательном изучении глаголов данной лексико-семантической группы.
Актуальность исследования также определяется тем, что глаголы звучания часто образуются на основе метафорических переносов и имеют семантику звука только в переносном значении. В результате возникает двоякое понимание таких глаголов, что пока еще не получило должного исследования в области лингвистики. Такие глаголы имеют особое значение с яркой внутренней формой слова и фонетической мотивированностью образования слова. Более того, они очень разнообразны по своим значениям, в связи с чем они вызывают большой интерес в сфере лексикологии.
Несмотря на то, что глаголы звучания в русском языке исследуются учёными, в современной лингвистике до сих пор существуют нерешенные проблемы в этой области, такие как терминологический аппарат (ученые используют разные термины для называния глаголов звучания), отсутствие единой типологии глаголов звучания, что подтверждает актуальность данной 3
темы исследования.
Итак, актуальность данной работы обусловлена следующими факторами:
• отсутствием достаточного количества исследований в области русских глаголов звучания;
• наличием ряда нерешенных вопросов в области терминологии, классификации и функционирования указанных глаголов в русском языке;
• потребностью в проведении комплексного и всестороннего анализа глаголов звучания русского языка, который включает в себя семантический и функциональный анализ.
Объектом исследования является лексико-семантическая группа глаголов звучания, характеризующих деятельность человека.
Предметом исследования являются семантические и функциональные особенности глаголов звучания, характеризующих деятельность человека, в русском языке.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данной исследовательской работе впервые проводится комплексный анализ лексикосемантической группы глаголов звучания, характеризующих деятельность человека для человека, в семантическом и функциональном аспектах, а также выявляются доминирующие и менее частотные семантические группы таких глаголов.
Цель работы заключается в том, чтобы выявить и описать особенности семантики и функционирования глаголов звучания, характеризующих деятельность человека, в современном русском языке.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Описать теоретическую базу исследования глаголов звучания.
2. Рассмотреть и описать глаголы звучания как лексико-семантическую группу.
3. Осуществить выборку глаголов звучания, характеризующих деятельность человека, из словаря Л.Г. Бабенко «Словарь синонимов
русского языка» (1999) и Т.В. Матвеевой «Лексико-семантические группы русских глаголов» (1988).
4. Изучить классификации глаголов звучания.
5. Дать семантическую характеристику глаголов звучания, характеризующих деятельность человека (на основе толковых словарей современного русского языка).
6. Определить функции глаголов звучания, характеризующих деятельность человека, в художественной литературе второй половины XX - начала XXI вв.
...
В результате исследования достигнута его цель, а именно выявлены и описаны особенности семантики и функционирования глаголов звучания, характеризующих деятельность человека в современном русском языке. Достижение цели стало возможным благодаря решению ряда задач.
В ходе решения первой задачи в данной работе описана теоретическая база исследования глаголов звучания. Сделан вывод, что все единицы группы глаголов звучания связаны с процессом порождения речи и в связи с этим входят в состав более общей лексико-семантической группы глаголов речи. Остальные глаголы звучания могут образовывать новые лексикосемантические группы. Объединяющим семантическим признаком данных глаголов является «звучать, быть слышным». Глаголы звучания, проанализированные в работе, отличаются переносным и метафорическим значением, большой фонетической мотивированностью и отнесенностью к звукоподражательным глаголам.
Второй задачей исследования было рассмотреть и описать глаголы звучания как лексико-семантическую группу. Под лексико-семантической группой понимается группа слов одной части речи, в которой присутствуют общая грамматическая сема и минимум одна общая категориальнолексическая сема, составляющая семантическую основу группы. Главными характеристиками состава лексико-семантической группы глаголов звучания, характеризующих деятельность человека, являются признак звука в семантике глаголов, выражение отношений подобия и противоположения, наличие эквиполентных и чаще привативных оппозиций.
Третья задача исследования заключалась в осуществлении выборки глаголов звучания, характеризующих деятельность человека, из словарей Л.Г. Бабенко и Т.В. Матвеевой. Общее количество в выборке составило 71 глагол. Каждый глагол в выборке обладает переносным значением говорения.
В ходе решения четвертой задачи нами изучены классификации
67
глаголов звучания. Наибольше значение для данного исследования имели классификация по основанию для образования глагола звучания (глаголы с образами криков животных, звуков природы и окружающего мира, звуков явлений природы, звуков, производимых человеком). Также глаголы звучания подразделяются по акустическому признаку и интенсивности проявления звука на слова, выражающие степень громкости, отчетливости и особенности произношения.
Пятая задача исследования заключалась в семантической характеристике глаголов звучания, характеризующих деятельность человека (на основе толковых словарей современного русского языка). Прежде всего, нами составлена классификация групп глаголов звучания по основанию их образования. Здесь выделена доминирующая группа глаголов звучания с образом криков животных (52,1%) и менее частотные группы глаголов, отражающих звуки окружающего мира, действий человека и явлений природы. В акустическом аспекте большинство глаголов звучания отражают особенности произношения человека (57,7%), и значительно реже наблюдаются глаголы, реализующие семантику степени громкости и отчетливости произношения.
В ходе решения шестой задачи нами определены функции глаголов звучания, характеризующих деятельность человека, в художественной литературе второй половины XX - начала XXI вв. Сделан вывод, что в художественном контексте проявляются функции глаголов звучания и актуализируются компоненты семантической структуры, заданные только в определенной ситуации общения и в определенном контексте. В художественных контекстах стало возможным выделить глаголы звучания в переносном, контекстуальном, окказиональном значении, с обыгрыванием переносного и прямого значений, создания новых глаголов звучания. Также выделена многофункциональность глаголов звучания, характеризующих деятельность человека, в художественной литературе. Среди функций глаголов звучания в художественной литературе выделены функция 68
характеристики голоса персонажа, эмоциональная функция, функция иллюстрации взаимоотношений персонажей, функция создания образности и экспрессии, функция создания юмористического эффекта, функция подтверждения сюжета, функция создания двусмысленности, функция иллюстрации акцента.
В результате проведенного исследования подтверждена его гипотеза и сделан вывод, что выявление и описание семантико-функциональных особенностей глаголов звучания, характеризующих деятельность человека, в современном русском языке возможно в том случае, если анализировать глаголы звучания комплексно: с одной стороны, с точки зрения их семантики вне контекста, с другой стороны - с точки зрения их функционирования в контексте.
1. Абрамов, В. П. Структурный и функциональный подходы к анализу семантического поля / В. П. Абрамов, Г. А. Абрамова // Русистика. - 2017.-Т. 15.-№1.-С. 9-25.
2. Алефиренко, Н. Ф. Современные проблемы науки о языке / Н. Ф. Алефиренко. - Москва: Флинта: Наука, 2009. - 416 с.
3. Алефиренко, Н. Ф. Спорные проблемы семантики: Монография/ Н. Ф. Алефиренко. - Москва: Гнозис, 2005. - 326 с.
4. Антонова, С. М. Глаголы говорения - динамическая модель языковой картины мира: опыт когнитивной интерпретации: Монография / С. М. Антонова. - Гродно: ГрГУ, 2003. - 519 с.
5. Арзамасцева, О. О. Метафора как когнитивный механизм
проявления языковой личности в рамках концепта «говорение» (на материале русских и английских метафорических глаголов) / О. О. Арзамасцева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 34
(215).-С. 6-9.
6. Баласанян, М. А. Вопрос о связи глаголов звучания с глаголами других лексико-семантических групп / М. А. Баласанян // Бюллетень науки и практики. - 2019. - Т. 5. - №4. - С. 510-517.
7. Бацевич, Ф. С. Очерки по функциональной лексикологии / Ф. С. Бацевич, Т. А. Космеда. - Львов: Св1т, 1997. - 392 с.
8. Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика / Н. Н. Болдырев. - Тамбов: Тамбовский государственный университет, 2002. - 124 с.
9. Буйленко, И. В. Лексико-семантические объединения слов / И. В. Буйленко // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2012. - № 5 (19). - С. 89-92.
10. Васильев, Л. М. Семантика глаголов звучания в современном русском языке / Л. М. Васильев // Системные отношения в лексике и методология их изучения. - Уфа, 1978. - 143 с.
11. Виноградова, М. В. Лексико-семантическая группа глаголов речи, характеризуемой по звучанию и произнесению, в лингвометодическом и линвокультурологическом аспектах / М. В. Виноградова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3. - С. 77-80.
12. Ганичева, С. А. Русские глаголы-орнитофоны в контексте диалектной языковой картины мира / С. А. Ганичева // Русский язык в современном мире: Материалы III международной научной конференции. - Москва: Изд. Высшая школа перевода МГУ, 2013. - С. 645-650.
13. Гафарова, А. С. Периферия функционально-семантического поля глаголов говорения / А. С. Гафарова // Вестник ТвГУ. Серия Филология. - 2019.-№2(61).-С. 31-36.
14. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 484 с.
15. Голубева, Е. В. Сравнительно-сопоставительный анализ глаголов звучания / Е. В. Голубева // Актуальные вопросы филологических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015.-С. 39-44.
... всего 60 источников