Введение 2
Глава 1. ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАКТИКИ ИГРОВОГО СТРИМИНГА 8
1.1 Что такое игровой стриминг 9
1.2 Экономико-трудовые аспекты практики игрового стриминга 19
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СТРИМИНГА В ПЕРСПЕКТИВЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ 27
2.1 Деятельность стримера как прекарный труд 27
2.2 Концепция персоналиата и понимание деятельности стримера 37
ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СТРИМЕРОВ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 50
3.1 Процедура эмпирического исследования профессионализации стримеров 50
3.2 Стриминг как профессия: специфика трудового процесса 58
3.3 Теневые стороны стриминга: проблемы и риски 73
Заключение 84
Список использованной литературы 86
Приложение 1 92
Приложение 2 96
Быстрый темп технологического прогресса, создание новых сетей обмена медиа-контентом и платформ значительно изменили способы производства, обмена и потребления информации. Стриминг в современном его понимании это не только технический термин, означающий потоковую трансляцию видео, но и значимое социально-культурное явление, имеющее политические, экономические, этические и другие важные аспекты.
В современных условиях эволюция цифровой занятости открыла уникальные возможности для многих творческих профессий, в том числе – для стриминга. Стримеры, транслируя свою деятельность в режиме реального времени, привлекают огромную аудиторию, создавая зрелищный материал и цифровые сообщества вокруг него. Распространение их деятельности привело к профессионализации развлекательного, просветительского и другого потокового вещания, что вызывает интерес в сообществах пользователей.
Актуальность данной работы связана с взрывным ростом цифровой занятости, с существенными сдвигами на рынке труда. Стриминговая деятельность пришла к тому, что от звания простого хобби получила статус индустрии, став профессиональной сферой. Стримеры смогли получить ключевую роль в индустрии цифрового досуга. Благодаря появлению новых технологий стримеры способны предлагать все больше интерактивных взаимодействий и возможностей для коммуникации, а новейшие платформы позволяют монетизировать творчество, общаться с аудиторией и строить собственный бренд вокруг своей личности, что является неотъемлемой частью стримерской деятельности, если не ключевой. Twitch – это одна из самых популярных в мире стриминговых платформ, которая привлекает миллионы зрителей и стримеров. Официальное определение – это “платформа, куда миллионы людей ежедневно приходят общаться, взаимодействовать друг с другом и совместно создавать развлекательный контент в прямом эфире” . Twitch предоставляет пользователям технические возможности для трансляции широкого спектра мероприятий, но наиболее она известна он как место для просмотра видеоигр . Twitch популяризировал стриминг видеоигр и создал зрительскую аудиторию, введя этот вид деятельности в сферу популярной культуры. По мере роста популярности стримерской деятельности, прямые трансляции бросили вызов традиционным различиям между реальным и виртуальным пространством, “стирая границы между игровым пространством, социальными сетями и личным общением”...
Данное исследование, посвященное профессионализации стримеров в условиях развития новых видов цифровой занятости, проливает свет на этот быстро развивающийся феномен. Работа, опираясь на теоретические концепции прекариата, персоналиата и профессиональной идентичности, а также на эмпирические данные, полученные в ходе интервью с русскоязычными стримерами Twitch, позволяет сделать ряд выводов.
Стриминг на Twitch, с одной стороны, демонстрирует признаки прекарного труда: нестабильные доходы, отсутствие социальных гарантий, размытые границы между работой и личной жизнью, постоянное давление необходимости быть "на связи".
С другой стороны, стриминг является ярким примером "персоналиата": стримеры строят личный бренд, борются за внимание аудитории, используя свой образ и талант как капитал. Они активно взаимодействуют с "имперсоналиатом" - своей аудиторией, формируя вокруг себя сообщества и влияя на общественное мнение.
Концепция профессиональной идентичности позволяет глубже понять, как стримеры воспринимают свою деятельность: от хобби до серьезной профессии, требующей разнообразных навыков (hard skills и soft skills). Формирование профессиональной идентичности стримера - это динамичный процесс, взаимодействие между самовосприятием и общественным восприятием, определяемое социальными нормами, ожиданиями аудитории и конкурентной средой.
Стримерское сообщество, выступая платформой для обмена опытом и взаимной поддержки, оказывает значительное влияние на формирование профессиональной идентичности стримеров. Однако стремительное развитие стриминга создает ряд проблем: нестабильность доходов, отсутствие социальных гарантий, токсичность аудитории и негативное восприятие профессии в обществе.
В целом, профессионализация стримеров - это сложный и противоречивый процесс, определяемый как факторами прекарности, так и тенденциями персоналиата. Важно отметить, что стриминг не только формирует новую профессию и цифровую индустрию, но и оказывает значительное влияние на различные сферы общественной жизни, преобразуя формы досуга, коммуникации и медиа-ландшафта в целом.
Результаты исследования открывают перспективы для дальнейших социологических исследований в этой области. Необходимо более глубокое изучение социальных последствий развития стриминга, его влияния на традиционные медиа, рынок труда и социальные отношения. Актуальным направлением исследований является анализ этических и правовых аспектов стриминга, формирование ответственного отношения к контенту и защита прав стримеров.
Изучение стриминга как нового социального феномена позволяет лучше понять трансформацию современного общества под влиянием цифровых технологий и формирование новых форм труда, досуга и коммуникации. Данное исследование – лишь первый шаг в этом направлении.
1. Абдыкапас Л.. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СТРИМИНГОВЫХ СЕРВИСОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // ВКР РУДН // Москва 2021. URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/60e9af9be4dde500016d2bc6.pdf (дата обращения: 23.05.2023)
2. Ангеловский А. А. Профессионализация личности. Социальные агенты первичной и вторичной профессионализации //Сибирский педагогический журнал. – 2011. – №. 7. – С. 70-80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizatsiya-lichnosti-sotsialnye-agenty-pervichnoy-i-vtorichnoy-professionalizatsii (дата обращения: 10.03.2024).
3. Вартанова Е. Л. и др. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. – 2017.
4. Гарматин А. А. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2004. – №. 2. – С. 121-133. (дата обращения: 21.05.2023)
5. Davydov, D. A. (2021). Посткапитализм и рождение персоналиата. Россия: RIPOL klassik.
6. Евич Л. Н., Минюк К. К. Проблемы развития стриминга в современной России //Актуальные проблемы науки и техники. 2017. – 2017. – С. 135-136. (дата обращения: 22.05.2023)
7. Киреев П. С. Новые медиа в современном информационно-коммуникационном пространстве. – 2010
8. Павелкина Л. С. Влияние СМИ и рекламы на формирование гендерных моделей поведения //Коммуникативные исследования. – 2014. – №. 2. – С. 159-165. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-smi-i-reklamy-na-formirovanie-gendernyh-modeley-povedeniya (дата обращения: 14.02.2024).
9. Практики анализа качественных данных в социальных науках [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. Е. В. Полухина ; Нац. исслед. ун-т«Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономи-ки, 2023. — 383, [1] с. — 600 экз. — ISBN 978-5-7598-2542-5 (в обл.). —ISBN 978-5-7598-2497-8 (e-book (дата обращения: 07.05.2024).
10. Проблемы философии культуры. Вып. 2 [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред. С.А. Никольский. – М. : ИФРАН, 2014. – 207 с. ; 20 см. – Библиогр. в примеч. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0275-1.
11. Руднева Е. Н. Професиональная идентичность-основа становления профессионала //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2007. – №. 2. – С. 72-79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profesionalnaya-identichnost-osnova-stanovleniya-professionala (дата обращения: 16.03.2024).
12. Семенов, Н. С. Стриминг и информационные отношения / Н. С. Семенов, С. Р. Семенов // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2021. – Т. 21, № 11. – С. 76-82. – EDN HTXWMD. (дата обращения: 19.05.2023)
13. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. – Ad Marginem, 2014.
14. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : дис. – М. : спец. 19.00. 13 «Психология развития, акмеология»/ЛБ Шнейдер, 2001. (дата обращения: 14.02.2024).
15. Якоба И. А. Гендер в интернет-коммуникации: динамика развития // iPolytech Journal. – 2013. – №. 1 (72). – С. 303-309. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gender-v-internet-kommunikatsii-dinamika-razvitiya (дата обращения: 14.02.2024)...47