Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Либеральный и консервативный "лагери" в рамках политического процесса в Иране

Работа №144726

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы73
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЙ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС», «ЛИБЕРАЛИЗМ», «КОНСЕРВАТИЗМ» 11
1.1 Политический процесс и модернизация: теоретические основы 11
1.2 Теоретическое содержание понятий: либерализм и консерватизм 13
1.3 Либерализм и консерватизм в иранском контексте 24
ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ИРАНЕ. ОТ ШАХА ПЕХЛЕВИ К ИСЛАМСККОЙ РЕВОЛЮЦИИ 32
2.1 Особенности политического режима в период шахской модернизации. 32
2.2 От «Белой революции» к «исламской революции». 40
2.3 Аятолла Хомейни и его политические оппоненты. 44
ГЛАВА 3 ЭВОЛЮЦИЯ И СПЕКТР СИЛ «ЛИБЕРАЛЬНОГО ЛАГЕРЯ» В ИРИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 50
3.1 Идеологические предпосылки формирования либеральных движений и организаций в Иране. 50
3.2 Либеральный «лагерь» в контексте «Исламской революции» и учения «Велаят-е Факих». 53
3.3 Либеральный «лагерь» в рамках современного политического процесса в ИРИ (организации, представители, электоральная база). 60
ГЛАВА 4 КОНСЕРВАТИВНЫЙ «ЛАГЕРЬ» В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТЧИЕСКОГО ПРОЦЕССА В ИРИ 67
4.1 Консервативное движение в рамках политического истеблишмента в ИРИ. 67
4.2 Идеология и политические взгляды консервативных сил. 72
4.3 Деятельность и представительства консервативных сил в ИРИ и их роль в политическом процессе. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88

Исламская Республика Иран (далее ИРИ) – теократическое государство, в котором религия (шиитский ислам) обеспечивает специфику политического режима и как следствие оказывает всеобъемлющее влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны.
Иран со времени исламской революции привлекает к себе пристальное внимание, поскольку последовательно ведет независимую внешнюю политику на международной арене. Это подтверждается противодействием со стороны ИРИ санкциям, нацеленными на борьбу с иранской ядерной программой. Пик санкционного давления пришелся на 2000-е гг., когда в Иране были найдены неучтенные МАГАТЭ центрифуги для обогащения урана . Шиитская иранская идентичность и не полное отрицание капитализма, создают особые условия развития государственности.
Помимо ограничений, введённых США, Совет Безопасности ООН четыре раза вводил санкции в отношении Ирана из-за его ядерной программы .
Сближение Ирана с Россией, которая после 2022 г. опередила Иран по количеству введённых санкций , подчёркивает важность изучения внутренней политики Исламской Республики. Это может быть полезно для изучения опыта успешного существования государства в условиях многочисленных санкций.
Для выстраивания дружественных отношений в важном геополитическом регионе необходимо всесторонне исследовать своих новых потенциальных союзников. Вступление Ирана в ШОС и БРИКС задает новый вектор межгосударственных отношений и сотрудничества.
События последних лет показывают, что Иран играет важную роль в регионе и активно отстаивает свои интересы в противостоянии со странами Запада. Для стороннего наблюдателя его теократическая система может показаться монолитной и неизменной, а политические элиты — едиными.
При значительной фокусировке на внешнюю политику Ирана, обходится вниманием внутриполитический процесс, информация о котором малодоступна для широкой аудитории. В частности, это касается расстановки политических сил, которые составляют условно два полюса, называемые в литературе по европейской аналогии – «консервативный» и «либеральный» лагеря.
Европоцентричный взгляд на мир и регион Ближнего Востока упрощает, но в то же время создает путаницу в терминологии. Из-за призмы такого взгляда возникают искаженные представления о политическом процессе в Иране. Так, например, в отечественной и зарубежной литературе принято использовать по отношению к проводимым внутриполитическим преобразованием во время правления династии Пехлеви (1925-1979) термины «вестернизация» и «секуляризация». При более детальном рассмотрении выясняется, что классическое понимание этих определений лишь поверхностно отражает происходившие изменения в Иране ХХ века...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование показало, что в Иране существует сложная политическая система, в которой важную роль играют либеральный и консервативный лагеря. Их взаимодействие и противостояние влияют на политические процессы в стране.
Формирование нынешней политической системы Ирана происходило под влиянием различных факторов: исторических, религиозных и международных. Переход от монархии при шахе Пехлеви к теократической республике после Исламской революции 1979 г. стал ключевым моментом в новейшей истории страны. Этот сдвиг привёл к кардинальным изменениям в политическом ландшафте, создав уникальную систему управления, основанную на сочетании современного государства с шиитским исламом и принципом «Велаят-е факих» (опека исламского юриста).
Возникновение этих лагерей было обусловлено различными предпосылками. Сама революция стала катализатором поляризации политических сил, так как у разных фракций было разное видение будущего Ирана. Влиятельная роль духовенства в постреволюционном государстве создала прочную основу для консервативного лагеря, а стремление к большему социальному и экономическому прогрессу способствовало подъёму либерального лагеря.
Термин «лагерь» в контексте работы означает идеологически схожие группы, которые имеют общие интересы и политические цели. Лагеря не являются статичными, внутри них фракции и коалиции динамично формируются и изменяются в зависимости от внешних и внутренних факторов. Например, рахбар может поддержать либералов из-за недовольства деятельностью консерваторов, как было в случае с реакционером Ахмадинежадом и пришедшим ему на смену реформистом Рухани.
Либеральный и консервативный лагеря сформировались после революции. Либералы, также известные как реформисты, стремятся модернизировать страну и провести ограниченные либеральные реформы в социальной и экономической сферах, при этом сохраняя фундаментальные принципы исламской идеологии.
В ходе исследования была изучена динамика влияния этих лагерей на политический процесс в Иране. Либералы, хотя и отошли от классического западного понимания либерализма, сыграли важную роль в попытках модернизировать страну и интегрировать её в мировое сообщество. Их попытки налаживания отношений с Западом по-разному оцениваются населением Ирана и истеблишментом. Успехи, достигнутые в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе открыли возможности для нового диалога между ИРИ и западными странами. Однако, президент США Д. Трамп объявил о выходе из этого соглашения в 2018 г., что сильно ударило по позициям либерального лагеря в Иране.
Консерваторы в Иране отличаются решительной поддержкой традиционалистских и теократических основ иранского государства, которое было создано в результате Исламской революции 1979 г. Этот лагерь стремится сохранить существующий порядок вещей и обычно пользуется поддержкой наиболее влиятельных религиозных лидеров, включая Верховного лидера страны. Последний обладает значительной властью в решении всех государственных вопросов.
Они строго следуют принципам «Велаят-е факих» и выступают против любых реформ, которые могут ослабить исламские основы власти. Консерваторы подчёркивают необходимость строгого соблюдения законов шариата и традиционных исламских ценностей как в общественной, так и политической жизни. Среди них распространено мнение, что западные страны, особенно Соединённые Штаты, стремятся подорвать исламские ценности и целостность иранского государства через культурное и политическое проникновение. Поэтому они выступают против любых форм вестернизации или либерализации, которые рассматриваются как угроза их религиозной и культурной идентичности.
19 мая 2024 г. в результате крушения вертолёта в Восточном Азербайджане погиб президент Ибрагим Раиси. В краткосрочной перспективе произошла временная потеря контроля над исполнительной властью. Иран уже сталкивался с подобной ситуацией в 1981 г., когда террористами были совершены два нападения на правительства с интервалом в три недели. Тогда системе удалось решить эту проблему. Али Хаменеи был избран новым президентом и пробыл на этом посту два срока, прежде чем стать верховным лидером в 1989 г. Таким образом, иранские властные структуры имеют определённый опыт в решении подобных проблем.
В долгосрочной перспективе смерть Раиси означает потерю потенциального преемника Али Хаменеи. Раиси рассматривался в такой роли когда участвовал в президентских выборах 2021 г. Конкуренция была сильно ограничена в его пользу, что исключило не только потенциально опасных реформистских и умеренных кандидатов, но и менее лояльных консерваторов.
Хотя Хаменеи мог бы уже давно назначить своего сына Моджтабу своим преемником, однако этот шаг является рискованным, поскольку вызывает вопросы о целях свержения монархии. Другим важным вопросом является время. По закону, вице-президент Мохаммад Мохбер стал исполняющим обязанности президента, а президентские выборы должны состояться в течение 50 дней. За этот период каждый из лагерей должен эффективно выдвинуть своих кандидатов и провести кампанию в их поддержку. Это сложная задача, дополняемая сжатыми сроками.
В целом, иранская система должна быть в состоянии преодолеть этот кризис. Президент в Иране является главой не государства, а исполнительной власти, поэтому влияние на систему не будет серьёзным. Основным долгосрочным последствием является потеря Хаменеи потенциального преемника.
Важно изучить условия, при которых либеральные силы могут набирать силу и усилить влияние на политический процесс. Также необходимо проанализировать потенциальные пути урегулирования конфликта между лагерями для достижения стабильности и дальнейшего развития.
Изучение политической динамики Ирана подчёркивает сложность его внутренних конфликтов и значительную роль идеологических разногласий в формировании его политического будущего. Поэтому это исследование имеет решающее значение для всестороннего понимания политического процесса в стране и прогнозирования её траектории в более широком геополитическом контексте.



1. Алиев С.М. История Ирана. XX век. М.: ИВ РАН, 2004.
2. Арендт, Х. О революции / Х. Арендт; пер. с англ. - М.: Европа, 2011.
3. Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2001. – Т. 4, №1. – С. 171-184
4. Ачкасов В.А. Трансформация традиций и политическая модернизация: феномен российского традиционализма // Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности)., Выпуск 1 / Сборник статей. Под ред. Ю.Н. Солонина Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2004. – C.173-191.
5. Богачёва А.С. Иранская модель развития: концепция государства и общества, кризисы и проблемы // Мировая экономика и международные отношения. – 2024. – Т. 68, № 2. – С. 39-50.
6. Бочаров В.В. Традиционализм в востоковедческом измерении / В.В. Бочаров // Вестник СПбГУ. Востоковедение. Африканистика. – 2023. – №1. – С 4-21.
7. Боев Э.Б. Представления о роли и месте монархии в Иране в работах последнего иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви / Э.Б. Боев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – №2-1. – С. 257-261.
8. Воробьев В.Н. Мифотворческая функция государственных идеологических доктрин в Иране 60–80-х гг. XX века / В.Н. Воробьев // Массовая литература в странах Азии и Африки. – М., 1985.
9. Гончаров И.А. Либерализм как международная стратегия и последний проект модерна // Вестник РХГА. 2018. №4. – С. 236-244.
10. Генон Р. Кризис современного мира / Пер. с фр. Н. В. Мелентьевой. 2-е изд. — М.: Академический проект, 2019.
11. Гуторов В.А. К вопросу о теоретических трансформациях современного консерватизма // ПОЛИТЭКС. – 2014. – №1. С. 144-177.
12. Дорошенко Е.А. Эволюция исламских концепций в официальной идеологии Ирана (1963–1983) // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. – М., 1986. — С 173-193.
13. Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен: о понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии // Полис. – 1993. Иран – №2. – С. 57-68.
14. Иран: ислам и власть / Отв. ред. Н.М. Мамедова и Мехди Санаи. М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2001.
15. Каменева М.С. Национальные традиции и языковая политика в Иране (20-е – нач. 80-х гг. XX в.) / М.С. Каменева // Зарубежный Восток: Религиозные традиции и современность. – М., 1983. – С. 140-145...62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ