«В середине октября он начертал на одной из карточек заглавие “Эксперимент” и начал записывать свои сны, чтобы проверить утверждение Дж. У. Данна, сделанное в “Эксперименте со временем”: время движется не только вперед, но и назад, и сны кажутся пророческими потому, что время в них зачастую течет в ином направлении – будущее предшествует настоящему» . Так Брайан Бойд описывал сновидческий эксперимент В. В. Набокова, результаты которого писатель фиксировал в дневнике в 1964 году.
Опыт подразумевает, что человек может видеть вещие сны, то есть материалом для них становится событие, которое еще не произошло в реальной жизни. И в медицинских, и в культурологических исследованиях принято считать, что процесс сна схож с ситуацией смерти. Этот подход обусловливает проблему возникновения сновидений, природа которых до сих пор не поддается законченному научному описанию. Появление образов в процессе сна нередко объясняется попыткой нашего сознания защититься от возможной угрозы – смерти. Но что именно является материалом, на основе которого формируются образы сновидения, точно установить невозможно. В нашей работе будет рассмотрено несколько гипотез, которые выдвигаются в современной сомнологии и затрагивают вопрос о появлении образов во время сна.
Спустя почти полвека литературовед Геннадий Барабтарло собрал записанные Набоковым карточки и опубликовал их в книге «Insomniac Dreams» , русский перевод которой появился в 2021 году под названием «Я/сновидения Набокова» . Барабтарло приводит сновидения, которые были записаны во время эксперимента, а также комментарии Набокова о событиях, произошедших во сне и затем своеобразно повторившихся в реальной жизни.
Проводя параллели между реальными сновидениями и событиями, взятыми из биографии писателя, литературовед анализирует категорию времени в интерпретации Набокова. По мнению Барабтарло, писателю действительно могли сниться вещие сновидения и этот опыт ложился в основу его восприятия жизни и смерти. Сознательное, физическое время, в котором проживает человек, заканчивается с его смертью, однако существует сознание вне времени, которое причудливым образом обнаруживает себя именно во снах. Вспоминается известная метафора Набокова о времени как ковре, узоры которого накладываются друг на друга. Она дает возможность говорить о том, что прошлое, настоящее и будущее существуют в реальности как бы одновременно.
Эксперимент со снами, который проводил Набоков, давал возможность обнаружить этот «сквозняк времен». Барабтарло стремится описать философскую концепцию Набокова, приводя примеры сновидений, «граничащих с ясновидением» писателя (С. 210). Вместе с тем автор несколько раз подчеркивает, что записи «почти всегда носят следы намерения приготовить выборку снов для публикации: исправления снов, позднейшие вставки <…> а главное факты, известные ему (Набокову – П. Ш.), но не его читателям» (С. 111).
Как нам кажется, публикация Барабтарло актуализировала проблему соотношения сна реального и художественного. Сновидения набоковских героев неоднократно становились объектом филологических исследований, в то время как реальные сны пока остаются малоизученными. Однако в этих текстах можно усмотреть элементы художественной организации, поэтому записи реальных сновидений Набокова представляют перспективное направление для литературоведческого анализа, что обусловливает актуальность предложенного исследования...
Владимир Набоков начинает вести дневник сновидений в 1964 году. Писатель, чьи тексты нередко рассматривают сквозь призму шахматной игры, оставляет 64 записи, что равно количеству клеток на шахматной доске. Представляется, что само стечение этих фактов (или, может быть, подготовленное для публикации совпадение) подготавливает определенное художественное восприятие сновидческого дневника. В нашем исследовании мы постарались выявить особенности художественного дискурса в дневнике реальных сновидений В. В. Набокова.
На основе изучения теоретических трудов С. В. Авакумова, А. Ревонсуо, П. А. Килроу, а также К. С. Холла и Дж. Ал. Хобсона мы обобщили современные подходы к изучению реальных снов и пришли к выводу, что сновидение можно рассматривать как репрезентацию бессознательных процессов. Установить причину возникновения того или иного образа во сне достаточно сложно, поскольку материалом для него может послужить любая информация, когда-либо полученная человеком. Одним из важных вопросов в области сомнологии была проблема прекогнитивных, или вещих, сновидений. Сегодня предсказательные сны считаются способностью нашего сознания моделировать определенные ситуации, находить решения проблем, которые так или иначе волнуют нас во время бодрствования.
Определенные трудности, связанные с трактованием сновидений, вызваны также способом их пересказывания или записывания. Большой объем образов, странная и порой нелогичная смена событий, «декораций», героев, предвзятость нашей памяти, сознательная интерпретация – все это затрудняет возможность хотя бы приблизительно представить сновидение в том виде, в котором оно появляется в спящем сознании. Поэтому, когда мы бодрствуем, мы пересказываем сновидения в соответствии с определенной модели, по которым привыкли выстраивать текст (экспозиция – развитие – кульминация – развязка).
Подобной схеме подчиняются и литературные сновидения. Обращаясь к работам исследователей творчества Набокова (например, Г. Барабтарло, Б. Бойд, Дж. В. Коннолли, О. В. Федунина и др.) мы видим, что нередко описывается двойственная оппозиция сна и яви и, более того, подчеркивается конфликт этих двух «пространств». Однако, исходя из предложенных И. Н. Сухих категорий, благодаря которым художественный сон определяется в тексте, мы проанализировали особенности развития сновидения как литературного приема в русскоязычных романах Набокова и пришли к выводу, что конфликт реальности и ирреальности не разворачивается в этих текстах. Сон, скорее, является пограничным пространством между жизнью и смертью, настоящим и трансцендентным. Таким образом, утверждается принцип троемирия.
В соответствии с полученным материалом мы изучили художественные особенности дневника сновидений писателя. Во-первых, мы выявили несколько структурных особенностей дневника сновидений Владимира Набокова: возможный отбор записей, сделанных в ходе эксперимента, конкретизация событий, известных писателю, но не будущему читателю дневника, типологизация сновидений.
Во-вторых, мы попытались объяснить феномен предсказательных сновидений. Проводя сюжетные параллели между снами и рассказом «Посещение музея», мы установили, что Набоков при записи сновидений в ходе эксперимента использует разработанные ранее в художественных текстах литературные приемы.
В-третьих, в записях «зловещих пророческих» сновидений актуализируется ассоциативный принцип. Благодаря тому, что в этих снах появляется определенный узор как знак смерти или предзнаменование ужасного, мы можем соотносить эти сновидения с художественными образами Набокова. Функция узоров, сквозь которые как будто проглядывает потусторонний мир, остается одинаковой. Наконец, стилистические особенности дневника сновидений также совпадают с особенностями литературных снов.
Таким образом, эксперимент, который проводил Набоков, не доказал теорию об обратимости времени или способности нашего сознания предвосхищать во сне будущие события. Однако дневник, получившийся в результате опыта, дает возможность еще раз обратиться к философской концепции Набокова и взглянуть на феномен сновидения немного под другим углом.
1. Набоков В. В. Я/сновидения Набокова / Сост., публ. и коммент. Геннадия Барабтарло. – СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2021. – 232 с. : с ил.
2. Набоков В. В. Собрание сочинений русского периода в пяти томах. СПб. : Симпозиум, 2006.
3. Nabokov V. V. Insomniac Dreams : Experiments with Time by Vladimir Nabokov / Compiled by Gennady Barabtarlo. – NJ. : Princeton University Press, 2017. – 224 p.
4. Авакумов С. В. Психология сновидения // Ученые записки. 2008. № 5 (39). – С. 3 – 7.
5. Авакумов С. В. Теоретико-методологические аспекты построения модели сновидения в норме и патологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 226 – 234.
6. Александров В. Е. Набоков и потусторонность / Пер. с англ. Н. А. Анастасьева. СПб. : Алетейя, 1999. 321 с.
7. Арьев А. Ю. И сны, и явь : (О смысле литературно-философской позиции В.В. Набокова) // Звезда. 1999. № 4. С. 204 – 214.
8. Белова Т. Н. Сквозные образы-символы в романном творчестве. B. Набокова // Набоковский вестник. № 6 : Набоков и Серебряный век. 2001. С. 92 – 98.
9. Белова Т. Н. Художественное и документальное в мемуарных романах В. Набокова «Другие берега» и «Память, говори» // Филология и культура. 2012. № 4 (30). – С. 77 – 81.
10. Бойд Б. Владимир Набоков: американские годы: Биография / Пер. с англ. М. Бирдвуд-Хеджер, А. Глебовской, Т. Изотовой, С. Ильина. СПб. : Симпозиум, 2010. – 950 с.
11. Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы: Биография / Пер. с англ. Г. Лапиной - СПб. : Симпозиум, 2010. – 696 с.
12. Брюсов В. Я. Собрание сочинений в семи томах. Т. 1. М., 1973-1975.
13. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы : Очерки по русской литературе XX века. – М. : Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 304 с.
14. Грачева А. М. Творчество как сновидение // Текст и традиция : альманах. – СПб. : Росток, 2016. Т 4. С. 130 – 144.
15. Давыдов С. «Гносеологическая гнусность» Владимира Набокова : метафизика и поэтика в романе «Приглашение на казнь» // В.В. Набоков: В 2 т. СПб. : Из-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 1997. Т. 1. С. 476 – 490...50