ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И ЕЕ РОЛЬ В ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКЕ 11
1.1 Политическая автономия Центрально Банка РФ и институты ее обеспечения 12
1.2 Место Центрального Банка РФ в обеспечении общегосударственной антисанкционной политики 20
ГЛАВА 2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ И АНТИСАНКЦИОННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА 28
2.1. Санкционное давление в сфере финансов и его влияние на экономику России 28
2.2 Направления и инструменты Центрального Банка РФ в антисанкционной финансовой политике 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Начиная с 2014 года Россия находится под международным санкционным давлением. Изначально санкционные меры были применены в связи с присоединением Крыма к России. Однако в 2022 году, после начала Специальной Военной Операции России на Украине, санкционное давление значительно усилилось. Санкции оказали влияние на широкий спектр секторов в российской экономике, включая финансовый, оборонный и энергетический. Они ограничивают экспорт и импорт определенных товаров, доступ российских банков и предприятий к глобальным финансовым рынкам и налагают персональные ограничения на высокопоставленных чиновников и бизнесменов с целью изменения политического курса страны. В условиях экономических санкций монетарная политика Центрального банка становится инструментом защиты национальной экономики. Регулирование денежного обращения и кредитных ставок позволяет Банку России эффективно реагировать на внешние шоки, стабилизируя экономическую среду и создавая условия для устойчивого развития.
В данной работе Центральный Банк будет рассмотрен как неотъемлемая часть организационной структуры государства, которая сложилась с целью противостоять санкционному давлению и не допустить серьезных негативных последствий для России. Изучение взаимодействия внутри данной системы позволит понять, каков уровень самостоятельности регулятора и как это отражается на его эффективности действий в условиях антисанкционной политики.
Вопрос политической автономии и правового статуса является темой для дискуссий. Несмотря на наличие многочисленных законодательных актов, регулирующих деятельность Центрального Банка Российской Федерации, дебаты и разнообразие мнений продолжают существовать в академических и экспертных сообществах относительно правового статуса этого финансового института, а также его контроля со стороны государства. Эти вопросы поднимаются в работах Аржановской Д.М., Касевич Е.В., Шеремета С.В., Павлодского Е.А., Булакова О. Н., Богуна Я. А., Галузо В.Н. и других, однако в них исследователи больше уделяют внимание правовому статусу регулятора, а не политической самостоятельности. Буйтер В. в своей статье затрагивает вопрос политического влияния государства на центральные банки Европы и эволюцию полномочий в период с 19 века по настоящее время, однако вопрос положения Центрального Банка России не затрагивается. Также вопрос политической автономии центральных банков затрагивается в работе Вахтеля П. Автор анализирует эволюцию и вызовы независимости центральных банков (CBI). В последние 30 лет CBI стала важной концепцией, обеспечивая проведение денежно-кредитной политики без политического вмешательства. Однако, кризис 2007-2009 годов выявил недостатки CBI, показав, что центральные банки не были готовы к финансовой нестабильности. Это вызвало критику и сомнения в необходимости полной независимости центральных банков, особенно из-за распределительных последствий кризисных мер...
Исходя из анализа, проведенного в рамках данного исследования, можно подтвердить гипотезу о том, что политическая автономия Центрального Банка России положительно влияет на устойчивость и сбалансированность антисанкционной политики.
В первой главе было выявлено, что политическая независимость Центрального банка, подкрепленная надежными институциональными механизмами, позволяет ему эффективно реагировать на вызовы, не поддаваясь мгновенным политическим интересам. С помощью подробного институционального анализа удалось выяснить степень значимости регулятора в качестве важнейшего инструмента государственного управления в этот период экономических трудностей, который сосредоточился на поддержании экономической стабильности страны и разработке устойчивых стратегий. Результаты исследования подчеркивают эффективность денежно-кредитной политики Центробанка в адаптации к внешним потрясениям и давлению, демонстрируя высокую степень реагирования и стратегической автономии, несмотря на трудности, вызванные санкциями. Данное исследование показывает структурирующую роль государства между регулятором и органами, которые были созданы для совместного проведения антисанкционной политики в период геополитической и экономической напряженности. Тесное сотрудничество между властями и Центральным банком в условиях санкционного режима не только сохранило, но и повысило эффективность денежно-кредитной политики Банка. Совместная разработка льготных программ, например, для малого и среднего бизнеса, дискуссии по поводу ослабления или ужесточения монетарной политики, разработка национальной платежной системы, создание рабочих групп для обсуждения вопросов антисанкционных мер свидетельствуют об устойчивости и адаптируемости системы денежно-кредитной политики в России в период ужесточения международных санкций
Это обеспечивает не только стабильность национальной валюты и финансовой системы в целом, но и способствует проведению последовательной экономической политики.
Вторая глава показала, как Центральный банк РФ использовал различные финансовые инструменты для минимизации негативного воздействия санкционного давления на экономику страны. Особое внимание было уделено мерам, направленным на поддержание ликвидности и стабильности в финансовой системе, что является ключевым аспектом устойчивости в условиях геополитических вызовов. В исследовании показано, что, несмотря на значительные трудности, связанные с международными санкциями, Центральный Банк сохранил высокую степень операционной автономии и эффективности. Детальный институциональный анализ выявил, что регулятор успешно адаптировал свою денежно-кредитную политику для противодействия внешним шокам и стабилизации экономической среды. Это было достигнуто благодаря таким стратегическим мерам, как введение регуляторных послаблений, ужесточение монетарной политики и контроль процентных ставок, что помогло смягчить последствия санкций.
Таким образом, исследование демонстрирует, что политическая самостоятельность Центрального банка является критически важной для эффективности антисанкционной политики. Эта самостоятельность позволяет Центральному банку РФ действовать в интересах долгосрочного экономического развития, несмотря на внешние шоки и давление. В конечном счете, подтверждение данной гипотезы подчеркивает значимость сохранения и укрепления институциональной независимости Центрального банка как фундаментального принципа современной экономической политики России.
Однако выявлены и разногласия между регулятором и государственными органами. Например, недавнее Распоряжение Правительства РФ на основании Указа Президента о продлении репатриации валютной выручки вызывает опасение у Центрального Банка по поводу эффективности данной меры в долгосрочной перспективе. Председатель Центрального Банка считает, что такое решение должно быть исключительно временным. Для того, чтобы определить, кто окажется прав, необходимо в будущем отслеживать динамику экономических показателей, на которые влияет данное распоряжение.
1. Конституция Российской Федерации [электронный ресурс] URL: https://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-3/st-75-krf (дата обращения: 22.04.2024).
2. Федеральный Закон о Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) Официальное опубликование правовых актов. [электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102077052 (дата обращения: 24.04.2024).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2024 года №544 о продлении требования по обязательной продаже валютной выручки [электронный ресурс] Сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/docs/51483/# (дата обращения: 28.04.2024).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2023 № 1681 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 октября 2023 г. № 771" [электронный ресурс] Сайт Правительства РФ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310190051 (дата обращения: 28.04.2024)
5. Устав ООН. Глава VII: Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии [электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-7 (дата обращения: 28.04.2024).
6. Countering America's Adversaries Through Sanctions Act-Related Sanctions [электронный ресурс] URL: https://ofac.treasury.gov/sanctions-programs-and-country-information/countering-americas-adversaries-through-sanctions-act-related-sanctions (дата обращения: 28.04.2024).
7. Федеральный закон от 10.01.2007 №281 от «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» Официальное опубликование правовых актов. [электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102434182&backlink=1&&nd=102111154 (дата обращения: 01.05.2024).
8. Федеральный закон от 04.06.2018 № 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств". Официальное опубликование правовых актов. [электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201806040032 (дата обращения: 01.05.2024).
9. Постановление Правительства РФ от 01.11.2018 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 г. № 592». Сайт Правительства РФ. [электронный ресурс] URL: http://government.ru/docs/34529/ (дата обращения: 01.05.2024).
10. Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Сайт Президента РФ. [электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38809 (дата обращения: 01.05.2024).
11. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2022 г. № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций». Сайт Президента РФ. [электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47577 (дата обращения: 01.05.2024).
12. Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 г. № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации». Сайт Президента РФ. [электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47594 (дата обращения: 01.05.2024).
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.08.2021 № 3052-р. Официальное опубликование правовых актов. [электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
14. Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов». Сайт Президента РФ [электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45990 (дата обращения: 01.05.2024).
15. Абрамов А. Мировой финансовый кризис. [электронный ресурс] URL: https://25.hse.ru/2008/abramov (дата обращения: 22.04.2024)...57