ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СПО 9
1.1. Цели обучения иностранному языку в СПО 9
1.2. Содержание обучения иностранному языку в системе СПО 12
1.3. Обучение говорению с помощью коммуникативной ситуации 17
1.4. Формирование коммуникативной компетенции с использованием
дискуссии 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
УСТНОЙ РЕЧИ У УЧЕНИКОВ В СИСТЕМЕ СПО 33
2.1. Требования рабочей учебной программы учебной дисциплины оуд.03«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» по программе подготовки специалистов среднего звена
у обучающихся «ЕПТТ им. В. М. Курочкина» 33
2.2. Методика организации и проведения учебной дискуссии на занятии иностранному языку 36
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
В последнее время изучение иностранного языка стало обязательным компонентом для получения полного профессионального образования. В век победивших технологий налаживание международных контактов, получение из первых рук свежей информации и культурный обмен стали необходимы для работника любой сферы деятельности, что привело к увеличению потребности в изучении иностранных языков.
Речевая деятельность и развитие навыков устного общения являются частью владения языком, без них обучение иностранному языку как правило превращается в заучивание правил и грамматических конструкций, которые ученик не может применить при общении с носителем. Степень сформированности данного вида речевой деятельности определяется исходя из того, насколько легко для человека дается построение устных высказываний, обеспечивая тем самым собственную потребность в общении.
Дискуссия как метод обучения иностранному языку рассматривается как один из самых эффективных из-за ориентированности на личность. Во время образовательного процесса обучающиеся могут озвучивать свою точку зрения, отстаивать собственное мировоззрение, учатся высказывать свое отношение к происходящему. Этот метод обучения способствует вовлечению обучающихся в образовательный процесс и наглядно демонстрирует применение полученных знаний на уроках иностранного языка в ситуациях, приближенных к реальным.
Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью овладения иностранным языком на коммуникативном уровне для коммуникации с представителями других стран и культур. Дискуссионная форма организации занятий и активная речемыслительная деятельность обучающихся делают процесс обучения похожим на реальное общение, способствуют овладению определенной суммой знаний, умений и навыков и применению их для построения высказываний при различных ситуациях, что крайне важно при реальной коммуникации на иностранном языке в наши дни.
Новизна данной темы заключается в использовании нетрадиционных подходов к развитию речемыслительной деятельности обучающихся на занятиях по английскому языку и во внедрении их в контекст системы СПО.
Объект исследования - обучение говорению на английском языке в системе СПО.
Предмет исследования - дискуссия как метод формирования умений устной речи.
Цель исследования - обоснование и разработка методики формирования умений устной речи обучающихся системы СПО.
Задачи:
описать существующие методы обучения говорению;
раскрыть сущность понятия «дискуссия»;
обосновать требования к структуре и содержанию комплекса заданий для обучения дискуссии;
разработать задания для обучения дискуссии.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе содержания обучения иностранному языку в системе СПО; в формулировании понятия «дискуссии»; в обобщении методик формирования коммуникативной компетенции.
Практическая ценность данного исследования заключается в разработке комплекса упражнений для обучения дискуссии на занятиях по английскому языку для системы СПО. Разработанная методика может быть использована при обучении иноязычному говорению в колледже, техникуме или другом учреждении данной системы.
Методы исследования: изучение и анализ лингвистической, психолингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ учебно-методических материалов по обучению устной речи.
Теоретико-методологической базой исследования послужили положения, разработанные в трудах отечественных и зарубежных учёных, которые раскрывали иностранный язык как учебный предмет в системе профессионального образования с различных позиций: проблемы формирования коммуникативных умений средствами иностранного языка (А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов), коммуникативный подход в обучении иностранному языку (А.Н. Леонтьев, Е.И. Пассов). Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др.
Структура исследовательской работы: настоящая выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, раскрывающих теоретическую и практическую составляющие, заключение, библиографию.
Владение, умение и знание иностранного языка сегодня является одним из важных факторов профессиональной подготовки в современном учреждении системы СПО. Для дальнейшего профессионального и личностного роста специалиста курс иностранного языка является необходимостью.
При проведении исследования автором проделана следующая работа:
1) изучено содержание и цели обучения иностранному языку в заведениях системы СПО;
2) понятие «дискуссии» рассмотрено как метод формирования коммуникативной компетенции, раскрыта его суть;
3) подробно описана методика проведения и организации учебной дискуссии на занятии по иностранному языку;
4) разработан комплекс из 16 упражнений, направленный на формирование навыков ведения дискуссии.
Завершая данную работу хотелось бы выделить дискуссию как гибкое и практичное средство обучения межличностному общению на иностранном языке.
Она воспитывает речевую культуру, побуждает обучающихся к поиску самостоятельного решения проблем, помогая формировать творческое мышление.
Применяя дискуссию на занятии по иностранному языку обучающийся подготавливается к дальнейшей межкультурной коммуникации, что поможет в подготовке специалиста, готового искать общий язык и строить диалог с представителями других культур.
1. Академик [Электронный ресурс] // Internet http://
methodological terms.academic.ru/257/ВОСНИТ'АТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧ ЕНИЯ. html. 2016.
2. Алеева Д. И., Славута С. А. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ [Электронный ресурс] // Internet http:// scienceforum.ru/2018/article/2018007225.html. 2018.
3. Базарова А. А. Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — 306-308 с.
4. Берштейн В. Л. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи [Текст] / В. Л. Берштейн // Иностранные языки в школе. - М., 2004. - №7. - 25 с.
5. Бессараб Т. П. Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании) // Молодой ученый. — 2013. — №5. — 665-669 с.
6. Венецева Н. А. Дискуссия как дидактическая категория [Электронный
ресурс] // Internet http:// cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-kak-
didakticheskaya-kategoriya.html. 2007.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: «Просвещение», 1999. - 536 с.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку[Текст] : пособие для учителя. - М: АРКТИ - Глосса, 2000. - 165 с.
9. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам [Текст] /Н. Д. Гальскова., Гез Н. И. // Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2004.
- 275 с.
10. Гончарова Н. Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5 /
11. Грибовская А. А. Альтернант-2016 [Электронный ресурс] // Internet http:// conf.grsu.by/alternant2016/index-72. html. 2016
12. Гусевская Н. Ю., Еремина В. М. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в высшей школе: в поисках решения проблемы // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки - 2018 - 2 том 13. - 79-84 с.
13. Дамбуева А. Б., Скокова Л. В. Роль учебных дискуссий в формировании компетенций. [Электронный ресурс] // Internet http:// cyberleninka.ru/article/n/rol-uchebnyh-diskussiy-v-formirovanii-kompetentsiy- 1.html.2015.
14. Деккушева А. Ю. Межкультурная коммуникативная компетентность как
основа изучения иностранных языков [Электронный ресурс] // Internet http: // cyberleninka. ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikativnaya-
kompetentnost-kak-osnova-izucheniya-inostrannyh-yazykov. html. 2014.
15. Дерябина Н.П. Дискуссия как метод обучения, способствующий развитию
критического мышления, сознательности и ответственности [Электронный ресурс] // Internet http:// fb.ru/article/4355/diskussiya-kak- metod- -sposob stvuyuschiy-razvitiyu-kriticheskogo-myishleniya-
soznatelnosti-i-otvetstvennosti.html. 2011.
16. Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции [Текст] / Н. В. Елухина. - 2002.
- №3. - 9-13 с.
17. Ешимбетова З. Б. Современные технологии обучения иносранному языку [Электронный ресурс] // Internet http://articlekz.com/article/19662.html.2015.
18. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя.- М., 2001. - 144 с.
19. Каскевич И. Т. Дискуссия как способ формирования коммуникативных компетенций учещихся на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Internet http:// conf.grsu.by/alternant/index-57.html.2012.
20. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1986. - 103 с.
21. Ковальчук М. А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению / М. А. Ковальчук. - М. : Высш. шк., 2008. - 144 с.
22. Ковальчук М. А. Интенсивное обучение иностранным языкам в контексте проблемы гуманитаризации образования / М. А. Ковальчук // Интенсивное обучение иностранным языкам сегодня / под ред. Г. А. Китайгородской. - М., 1997. - Ч. 1. - 29-99 с.
23. Крившенко Л. П. [и др.] Педагогика [Текст]: учеб./; под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. - 309 с.
24. Кузнецова Е. П., Девятова С. А. Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции [Текст] - Самара: АСГАРД, 2017. - 53-55 с.
25. Кузнецова О.В. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов технического вуза по иностранному языку// Вестник Казан.технол. ун-та. -2011. -№10 - 282 с.
26. Леонтьев А.А. Психология общения[Текст] / А. А. Леонтьев.- М.: Смысл, 2007. - 456 с.
27. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Ч. 1 / А. А. Миролюбов. - Обнинск : Титул, 2010. - 213 с.
28. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology [Текст]: учебное пособие для вузов/ Р.П.Мильруд. - М.: Дрофа, 2005. - 157 с.
29. Муртазина Э. М. Коммуникативная направленность в обучении английскому произношению // Вестник казанского технологического университета - 2010. - № 3. - с. 443 - 449.
30. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) Азимов Э. Г., Щукин А. Н - издательство ИКАР, 2009 - 448 с.
31. Осипова А. А. Общая психо-коррекция [Текст]: учебное пособие. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.
32. Образцов П.И. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения [Текст] / П.И. Образцов, А.И. Ахулкова, О.Ф. Черниченко. - Орел, 2005. - 61 с.
33. Павлова, Л. Г. Спор, дискуссия, полемика: кн. для учащ. старш. классов сред. школы [Текст] / Л. Г. Павлова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
34. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению[Текст]/ Е. И. Пассов.- 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 175-183 с.
35. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-527 с.
36. Сакаева Л. Р, Баранова А. Р. Методика обучения иностранным языкам [Текст]: учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». - Казань, КФУ, 2016. - 189 с.
37. Саланович Н. А. Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку в старших классах средней школы (на материале французского языка): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995
38. Сафонова В. В. Программы по английскому языку [Текст] /В. В. Сафонова.- М.: Просвещение, 2000 - 136 с.
39. Сенькова Т. А. Методика формирования речевых навыков и основные принципы обучения говорению на иностранном языке // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия - 2014 - № 5 196-198 с.
40. Сидорова Е. С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар.науч.конф.(г.Уфа,)—2012.
41. Смирнова С. А. Формирование способности к устной коммуникации как первостепенная задача обучения иностранному языку в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — №11 (42) Часть 4. — 96—98 с.
42. Тарасова Н. М. Социокультурный компонент в преподавании
иностранного языка [Электронный ресурс] // Internet http://
cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-komponent-v-prepodavanii- inostrannogo-yazyka-1. html. 2014.
43. Таубалдиева Ж. Средства, методы и приемы обучения речевому этикету // Молодой ученый. — 2013. — №1. — 371-374 с.
44. Фролова И.Е. Развитие навыка публичной речи на уроке английского языка /Вестн.Междунар. ун-та (в Москве). Сер: Яз. Культура. Образование. - М., 2000. - Вып.1. - 183-192 с.
45. Хужаниязова Г. Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф.— Уфа: Лето, 2013. — 15-18 с.
46. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. 288 с.
47. Щеглова Н. В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам [Электронный ресурс] // Internet http:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-v- protsesse-obucheniya-inostrannym-yazykam. html. 2011.
48. Щукин А.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / А. Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.
49. Canale M., Swain M., Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing. Applied Linguistics. 1980. Vol. 1. P. 1-47.
50. Edmund C. Short. Lanham etc. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in education Settings / University Press of America, Vol. VI -1984.