Система заданий к видеофрагментам на уроках иностранного языка как средство развития лингвосоциокультурной компетенции учащихся 7-8 классов
|
Введение 4
Глоссарий 8
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвосоциокультурной компетенции при обучении иностранным языкам 13
1.1. Понятие и определение компетенции. Типы и виды компетенций в
обучении иностранному языку 13
1.2. Сущность социокультурной компетенции 16
1.3. Лингвострановедческий аспект в преподавании иностранного языка 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Видеофильмы как техническое средство обучения иностранным языкам. 25
2.1. Понятие о средствах обучения их сущность и классификации 25
2.2. Понятие и виды технических средств обучения. Основы использования
технических средств обучения на уроках иностранного языка 27
2.3.Особенности работы с видеофильмом в процессе обучения английскому языку 31
Выводы по второй главе 36
Глава 3. Практическая часть 38
3.1. Технология проектирования системы заданий как средства развития
лингвосоциокультурной компетенции учащихся 7-8 класса 38
3.2. Педагогические условия реализации дипломного проекта «Система
заданий к видеофрагментам на уроках иностранного языка как средство развития лингвосоциокультурной компетенции учащихся 7-8 классов (на примере тем: «Путешествия по британии», «Праздники» (7 класс); «Мир природы», «Защита окружающей среды» (8 класс))» 43
Выводы по третьей главе 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 63
Глоссарий 8
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвосоциокультурной компетенции при обучении иностранным языкам 13
1.1. Понятие и определение компетенции. Типы и виды компетенций в
обучении иностранному языку 13
1.2. Сущность социокультурной компетенции 16
1.3. Лингвострановедческий аспект в преподавании иностранного языка 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Видеофильмы как техническое средство обучения иностранным языкам. 25
2.1. Понятие о средствах обучения их сущность и классификации 25
2.2. Понятие и виды технических средств обучения. Основы использования
технических средств обучения на уроках иностранного языка 27
2.3.Особенности работы с видеофильмом в процессе обучения английскому языку 31
Выводы по второй главе 36
Глава 3. Практическая часть 38
3.1. Технология проектирования системы заданий как средства развития
лингвосоциокультурной компетенции учащихся 7-8 класса 38
3.2. Педагогические условия реализации дипломного проекта «Система
заданий к видеофрагментам на уроках иностранного языка как средство развития лингвосоциокультурной компетенции учащихся 7-8 классов (на примере тем: «Путешествия по британии», «Праздники» (7 класс); «Мир природы», «Защита окружающей среды» (8 класс))» 43
Выводы по третьей главе 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 63
В последнее десятилетие наша страна все больше интегрируется в мировое экономическое и культурное пространство. С каждым годом все больше русских граждан в процессе совместной деятельности общаются с носителями другого языка и другой культуры. Поэтому для полноценного диалога и понимания собеседника становится необходимым узнать и понять культуру данного народа, культуру общения и поведения, а следовательно овладеть знанием иностранного языка на профессиональном уровне.
В настоящее время в нашей стране в качестве приоритетного направления современного образования рассматриваются иностранные языки[26; 157].
Иностранный язык сегодня превращается в ведущую дисциплину, стоящую в одном ряду со специальными предметами, так как в условиях активного развития международных контактов ценность подготовленного выпускника на рынке труда во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого специалиста. В результате этого современная система образования требует кардинальной модернизации. Поэтому всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в современной школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Безусловно, особое место среди новых информационных технологий и технических средств обучения занимают аудиовизуальные средства: кино, различные звуковые пособия, видеопрограммы и учебное телевидение.
О большом потенциале привлечения аутентичных видеоматериалов в качестве средства формирования социолингвистической компетенции, созданию и поддержания интереса к изучению иностранных языков, в частности, развитию лексических и грамматических умений, и умений говорения и аудирования, были написаны труды кандидатов педагогических наук и методистов: С. Г. Тер - Минасовой, В.В.Сафоновой, А. В. Конышевой, Р. П. Мильруд, Занкова Л.В, Е. И. Пассова, а так же работы таких лингвистов как: Н. Ф. Коряковцевой, В. Г. Костомарова, а так же доктора психологических наук Пидкасистого П.И., которые мы положили в основу нашей работы.
Однако, проанализировав существующие учебно-методические комплексы для иностранного языка основной школы таких авторов как Деревянко Н.Н., Жаворонкова С.В., Козятинская Л.В. («New Millennium»); Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Макбет К. («Английский язык»); Баранова К. М., Дули Д., Копылова В.В. («Starlight») и др Вербицкая М.В., («Forward»); Афанасьева, О.В., Михеева И.В. («Rainbow English»); Кузовлев В.П., («English»); Биболетова М.З. («Enjoy English»); Ваулина Ю. Е., Дули Д. и др. («Spotlite»).
1. Между достаточной представленностью различных видов текстов социокультурной тематики с заданиями в перечисленных выше УМК и практически полным отсутствием к этим текстам видеофрагментов, которые бы способствовали развитию у учащихся 7-8 классов представлений о культуре, экономике, политике, социальной сфере страны изучаемого языка;
2. В УМК, где авторами заложено использование видеофрагментов, направленных на формирование социолингвистических умений и навыков у учащихся 7-8 классов недостаточно разнообразно представлены задания к ним.
Возникает проблема необходимости включения в учебный процесс видеофрагментов с заданиями с целью оптимального развития представлений школьников о стране, политике, культуре, экономике, социальной сфере страны изучаемого языка, а так же языковой и речевой компетенции учащихся.
Так как данная проблема является актуальной в наше время, и взаимосвязана с нашей будущей профессией то нас заинтересовала как сама социокультурная компетенция, так и наиболее эффективные способы ее развития, одним из которых является видеофильм.
Главную цель обучения школьников составляет такое владение иностранным языком, которое позволяет использовать его для устного и письменного повседневного общения и для дальнейшего самообразования. Поэтому нами была выбрана тема дипломного проекта: «Система заданий к видеофрагментам на уроках иностранного языка как средство развития лингвосоциокультурной компетенции учащихся 7-8 классов».
Актуальность выбранной нами темы объясняется тем, что иностранный язык является существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи его другим. Он открывает учащимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает их уровень образования. Поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой в плане формирования личности и ее коммуникативной и социокультурной компетенции.....
В настоящее время в нашей стране в качестве приоритетного направления современного образования рассматриваются иностранные языки[26; 157].
Иностранный язык сегодня превращается в ведущую дисциплину, стоящую в одном ряду со специальными предметами, так как в условиях активного развития международных контактов ценность подготовленного выпускника на рынке труда во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого специалиста. В результате этого современная система образования требует кардинальной модернизации. Поэтому всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в современной школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Безусловно, особое место среди новых информационных технологий и технических средств обучения занимают аудиовизуальные средства: кино, различные звуковые пособия, видеопрограммы и учебное телевидение.
О большом потенциале привлечения аутентичных видеоматериалов в качестве средства формирования социолингвистической компетенции, созданию и поддержания интереса к изучению иностранных языков, в частности, развитию лексических и грамматических умений, и умений говорения и аудирования, были написаны труды кандидатов педагогических наук и методистов: С. Г. Тер - Минасовой, В.В.Сафоновой, А. В. Конышевой, Р. П. Мильруд, Занкова Л.В, Е. И. Пассова, а так же работы таких лингвистов как: Н. Ф. Коряковцевой, В. Г. Костомарова, а так же доктора психологических наук Пидкасистого П.И., которые мы положили в основу нашей работы.
Однако, проанализировав существующие учебно-методические комплексы для иностранного языка основной школы таких авторов как Деревянко Н.Н., Жаворонкова С.В., Козятинская Л.В. («New Millennium»); Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Макбет К. («Английский язык»); Баранова К. М., Дули Д., Копылова В.В. («Starlight») и др Вербицкая М.В., («Forward»); Афанасьева, О.В., Михеева И.В. («Rainbow English»); Кузовлев В.П., («English»); Биболетова М.З. («Enjoy English»); Ваулина Ю. Е., Дули Д. и др. («Spotlite»).
1. Между достаточной представленностью различных видов текстов социокультурной тематики с заданиями в перечисленных выше УМК и практически полным отсутствием к этим текстам видеофрагментов, которые бы способствовали развитию у учащихся 7-8 классов представлений о культуре, экономике, политике, социальной сфере страны изучаемого языка;
2. В УМК, где авторами заложено использование видеофрагментов, направленных на формирование социолингвистических умений и навыков у учащихся 7-8 классов недостаточно разнообразно представлены задания к ним.
Возникает проблема необходимости включения в учебный процесс видеофрагментов с заданиями с целью оптимального развития представлений школьников о стране, политике, культуре, экономике, социальной сфере страны изучаемого языка, а так же языковой и речевой компетенции учащихся.
Так как данная проблема является актуальной в наше время, и взаимосвязана с нашей будущей профессией то нас заинтересовала как сама социокультурная компетенция, так и наиболее эффективные способы ее развития, одним из которых является видеофильм.
Главную цель обучения школьников составляет такое владение иностранным языком, которое позволяет использовать его для устного и письменного повседневного общения и для дальнейшего самообразования. Поэтому нами была выбрана тема дипломного проекта: «Система заданий к видеофрагментам на уроках иностранного языка как средство развития лингвосоциокультурной компетенции учащихся 7-8 классов».
Актуальность выбранной нами темы объясняется тем, что иностранный язык является существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи его другим. Он открывает учащимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает их уровень образования. Поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой в плане формирования личности и ее коммуникативной и социокультурной компетенции.....
Современные средства видеоинформации позволяют подчеркивать, выделять наиболее важные места, создавая тем самым благоприятные условия для усвоения не только видеоряда, но и его структуры, особенно богатыми возможностями, располагает мультипликация, используемая в обучении для наглядно-образного раскрытия сущности трудных тем.
Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служить учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики “...нужно представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...” [18,54]
Более того, использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеоматериалов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда материал интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от видеоматериала именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.
Психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся (способность управлять вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой, речевой и социокультурной) компетенции школьников.
Таким образом, можно сделать вывод о значимости и необходимости применения такого технического средства обучения как видеофильм для наилучшего развития лингвосоциокультурной компетенции учащихся 7-8 классов на уроках иностранного языка и подчеркнуть его значимость в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. [48;7]
Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служить учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики “...нужно представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...” [18,54]
Более того, использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеоматериалов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда материал интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от видеоматериала именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.
Психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся (способность управлять вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой, речевой и социокультурной) компетенции школьников.
Таким образом, можно сделать вывод о значимости и необходимости применения такого технического средства обучения как видеофильм для наилучшего развития лингвосоциокультурной компетенции учащихся 7-8 классов на уроках иностранного языка и подчеркнуть его значимость в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. [48;7]





