Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интегрированные уроки английского языка как средство развития метапредметных универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования

Работа №144689

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Интегрированные уроки в обучении иностранному языку 10
1.1. Понятие интегрированного урока 10
1.2. Цели и принципы интегрированного обучения 11
1.3. Виды и структура интегрированных уроков 12
1.4. Значение интегрированных уроков в образовательном процессе 14
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Развитие метапредметных УУД на уроках иностранного языка на ступени основного общего образования 16
2.1. Понятие и содержание метапредметных УУД 16
2.2. Метапредметные результаты обучения иностранному языку на ступени основного
общего образования по ФГОС 22
Выводы по главе 2 27
Глава 3. Практическое использование интегрированных уроков английского языка на ступени основного общего образования 29
3.1. Психофизиологические особенности развития подростков 29
3.2. Разработка комплекса фрагментов интегрированных уроков английского языка 34
3.3. Описание практической значимости комплекса фрагментов интегрированных уроков
на второй ступени обучения 75
Выводы по главе 3 76
Заключение 77
Список использованных источников 80
Приложения 85

На современном этапе развития общества знание иностранного языка является необходимым условием становления компетентного и успешного специалиста практически в любой сфере деятельности. Предмет «иностранный язык» является интегрированным по своей сути, так как охватывает различные научные и бытовые сферы. «Особенностью английского языка, как учебного предмета, является то, что он как бы «беспредметен». И.А. Зимняя
Но, не смотря на это, в восприятии обучающихся урок - это «изучение языка ради языка», где язык - это больше цель, чем средство.
На практике мы часто сталкиваемся с проблемой расхождения образовательных программ учебных предметов, что влечет за собой разрозненные и неполные знания обучающихся. Зачастую они не видят связи учебных предметов, не понимают практическую значимость получаемых знаний. Именно поэтому существует необходимость внедрения интегрированных уроков в учебный процесс, они помогают сформировать устойчивую систему знаний, показывают возможность практического применения иностранного языка для поиска новой информации, т.е. это уже не «язык ради языка», язык становится средством получения новых знаний, расширения кругозора и решения учебных задач.
Важность процесса интеграции учебных предметов рассматривалась в трудах Я. А. Коменского, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского.
Психофизиологические процессы, обуславливающие результативность интеграции разных областей знаний описывают в своих книгах и зарубежные ученые, такие как Брюс Уэкслер, «Мозг и культура», Норман Дойдж, «Мозг, исцеляющий себя», где они подчеркивают необходимость развития пластичности мышления и приспособления к изменяющимся условиям работы.
Актуальность исследования заключается использование интегрированных уроков в учебном процессе помогает формировать устойчивую систему знаний, учит видеть связи между различными научными областями и более комплексно развивать метапредметные универсальные учебные действия. К сожалению, в современной школе использование интегрированных уроков не очень популярно, это требует дополнительных временных и интеллектуальных ресурсов педагогов, коллективной работы, изменений в структуре образовательных программ, более глубокого изучения темы самим учителями. Следовательно, для более полного раскрытия потенциала обучающихся и их мотивации к изучению иностранного языка нами был создан комплекс фрагментов интегрированных уроков, основной целью которого является развитие метапредметных УУД.
В связи с этим возникает проблема: какова роль использования интегрированных уроков иностранного языка в развитии метапредметных универсальных учебных действий?
Таким образом, объектом исследования данной работы является развитие метапредметных универсальных учебных действий обучающихся в основной школе.
Предметом исследования являются интегрированные уроки английского языка как средство развития метапредметных УУД в основной школе.
Цель работы - обосновать актуальность темы и разработать комплекс фрагментов интегрированных уроков английского языка на ступени основного общего образования.
Гипотеза исследования - формирование метапредметных универсальных учебных действий окажется более эффективным, если систематически проводить интегрированные уроки английского языка и других изучаемых предметов.
Поставленная цель настоящей работы определяет решение ряда задач:
■ изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме;
■ определить понятие интегрированного урока;
■ определить цели, принципы и структуру интегрированных уроков;
■ определить планируемые результаты и значение интегрированных уроков;
■ определить понятие и содержание метапредметных УУД;
■ рассмотреть предполагаемые метапредметные результаты обучения иностранному языку на ступени ООО.
■ выяснить психофизиологические особенности развития обучающихся подросткового возраста;
■ разработать комплекс фрагментов интегрированных уроков английского языка, способствующую эффективному формированию метапредметных УУД.
Методической базой для нашего исследования послужили работы таких авторов как Т. Г. Браже, Н. Д. Гальскова, Е. А. Глинская, Д. Я. Данилюк, Ю. И. Дик, И. Д. Зверев, Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова, А. В. Усорва, Л. В. Щерба, А. Н. Щукин и др.
В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:
■ Теоретический: анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков;
■ Экспериментально-теоретический: педагогический эксперимент;
■ Эмпирические: наблюдение.
Практическая значимость заключается в создании комплекса фрагментов интегрированных уроков по английскому языку, способствующих эффективному формированию метапредметных УУД на ступени ООО в общеобразовательных школах, которые могут помочь учителям основных общеобразовательных школ и студентам педагогических колледжей и университетов в планировании и проведении уроков метапредметной направленности.
Новизной данного исследования является разработанный нами комплекс фрагментов интегрированных уроков, который охватывает все классы основной школы с пятого по девятый, содержит по два фрагмента для каждого класса и включает большинство учебных дисциплин, изучаемых на второй ступени обучения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе мы раскрываем понятие интегрированного урока, рассматриваем его цели и принципы, определяем структуру, а также предполагаемые результаты и значение использования интегрированных уроков в учебном процессе.
Во второй главе мы даем определение понятию «метапредметные УУД», рассматриваем их содержание и планируемые метапредметные результаты обучения иностранному языку на ступени ООО по ФГОС.
В третьей главе мы определяем психофизиологические особенности развития обучающихся подросткового возраста, представляем разработку комплекса фрагментов интегрированных уроков и описываем его практическую значимость.
Фрагменты уроков внедрены в учебный процесс муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей №5» г. Камышлова (имеется акт о внедрении).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Интегрированные уроки способствуют всестороннему формированию и развитию личности. Универсальные учебные действия рассчитаны на становление общеучебных компетенций, которые пригодятся специалисту в любой области научного знания.
В советском и постсоветском пространстве человек, который в течение двадцати лет проработал в одной сфере, считался авторитетным и компетентным специалистом. В современных реалиях человек, который более пяти лет находится на одной должности или даже в одной сфере деятельности считается негибким и неспособным приспосабливаться к изменяющимся условиям. Мы живем в век информационных технологий, когда научный прогресс развивается со стремительной силой. В наши дни главное не владеть информацией, а уметь быстро найти нужную информацию, обработать ее и предоставить в максимально лаконичном виде.
Именно эти навыки и подразумевают под собой универсальные учебные действия, развитию которых служит внедрение интегрированных уроков в учебный процесс.
В связи с этим мы можем считать актуальность и новизну нашей работы обусловленной современными тенденциями обучения и профессионального роста и развития специалистов в любых областях научного знания.
Плюсом ко всему вышесказанному является овладение обучающимися иноязычной языковой компетенцией, которая так востребована в условиях развивающегося общества. Ведь иноязычные информационные ресурсы содержат массу актуальной и полезной информации, еще не переведенной на русский язык. [10] К тому же специалист, владеющий английским языком, имеет больше шансов занять высокую и оплачиваемую должность, чем специалист, хорошо знающий свою область, но не обладающий достаточным знанием языка.
Концепция нашего комплекса предполагает учет основных психофизиологических особенностей обучающихся подросткового возраста и помогает им реализовать важнейшие потребности в общении и самоутверждении.
Из всего этого вытекает подтверждение актуальности и новизны нашего исследования. Во-первых, интегрированные уроки сейчас находятся в зачаточном состоянии. Они проводятся «вспышечно» и несистематично в образовательных учреждениях. Мы предлагаем вводить их в учебный процесс постепенно, но закономерно, вырабатывая у обучающихся способность видеть межпредметные связи и предметную значимость одной или нескольких конкретных дисциплин при изучении других, развивать образное, гибкое, объемное мышление.
Именно такое мышление позволяет выдающимся умам нашего времени создавать новые изобретения и находить новые подходы к организации и управлению.
Именно эти функции интегрированного урока позволяют решить обозначенную нами проблему: интегрированные уроки играют ключевую роль в развитии универсальных учебных действий и достижении метапредметных результатов, которые в свою очередь способствуют мобильности и способности использовать знания в одной области при изучении другой, что является одной из главных характеристик самостоятельной, успешной, всесторонне и гармонично развитой личности.
Цель нашей работы достигнута: мы обосновали необходимость систематического внедрения интегрированных уроков в образовательный процесс и разработали комплекс фрагментов уроков, которые помогут учителям основной общеобразовательной школы, а также студентам педагогических колледжей и ВУЗов в совершенствовании педагогического мастерства и развитии своих учеников. Это, в свою очередь, является практической значимостью нашей работы.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтверждается: целенаправленное и систематическое проведение интегрированных уроков способствует эффективному формированию универсальных учебных действий, достижению метапредметных результатов обучения и развитию личности гражданина, в котором нуждается современное общество.
Нами были выполнены все задачи, поставленные во введении: мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме; определили понятие интегрированного урока, определили цели, принципы и структуру интегрированных уроков; планируемые результаты и их значение; определить понятие и содержание метапредметных УУД; рассмотрели предполагаемые метапредметные результаты обучения иностранному языку на ступени ООО; выяснили психофизиологические особенности развития обучающихся подросткового возраста; разработать комплекс фрагментов интегрированных уроков английского языка, способствующий эффективному формированию метапредметных УУД.



1. Антюфеева Ю. Н., Родионова И.В. Слагаемые профессионализма учителя иностранного языка // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики: материалы ежегодной международной конференции. Екатеринбург, 5 февраля 2016 г. / Урал. гос. пед. ин-т. - Екатеринбург, 2016. - Ч.П. - С. 61-68.
2. Аркусова И. В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения). - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2014. - 128 с.
3. Борисова, Н. В. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание / Н. В.Борисова, В. П. Бугрин. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.-364 с.
4. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка. // Англ. яз в шк. - 2008. - № 3. - С. 73-75.
5. Беликова Л. Г. Современный кабинет иностранного языка. - М.: Дрофа, 2014. - 224 с.
6. Браже, Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. — 2004. — № 5. — С. 150-154.
5. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. - М.: Попурри, 2008. - 208 с.
6. Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.-147с.
7. Вулах В. В. Мастер-класс по теме: «Использование современных образовательных технологий для развития мотивации в изучении английского языка» // Учитель в шк. - 2011. - № 4. - С. 74-77.
8. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.: Аркти, 2003. - 192 с.
9. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. - 3-е изд. - Тула: Инфо, 2007. — 44 с.
10. Горячев, А. В. Мы формируем информационно грамотную личность / А. В. Горячев // Информатика и образование. - 2002. — №6. - С. 46 — 51.
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010 - 223 с.
12. Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 24-28.
13. Деркач А.А. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранными языками. - М.: 1991. - 227 с.
14. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. — 2008. — № 9. — С. 42-47
15. Зверев, И. Д. Интеграция и «интегрированный предмет» / И.Д. Зверев // Биология в школе. - 2004. - №50 - С. 46-49
16. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. 2-е изд. — М.: Педагогика. - 2006. — 195 с.
17. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - М.: Дрофа, 2014. - 432 с.
18. Копылова. В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. - М.: Дрофа, 2009. - 48 с.
19. Косарев И. С. Концепция интегрированного обучения [Электронный ресурс] / И.С. Косарев // School4-perm.narod.ru: Городской портал. — Пермь, 2009. — Режим доступа: http: // www. school4- perm.narod.ru/ kis. htm. -24.03.2009.
20. Кукушин В. С. Иностранные языки. Сценарии творческих уроков. - М.: МарТ, 2014. - 128 c.
21. Курбеева И. А. Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий в обучении английскому языку младших школьников // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2011. - Т. 17, № 1. - С. 180-186.
22. Мазниченко, М.А. Мифы современного образования/ М.А. Мазниченко // Педагогика.-2007.-№2.- С. 37-44.
23. Мелентьева, Т. И. Обучение иностранным языкам в свете функциональной асимметрии полушарий мозга. - М.: Красанд, 2015. - 176 с.
24. Немов, Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 1.Общие основы психологии -2-е издание. - М.: Просвещение, 2005. - С. 167-173.
25. Никуличева Д. Б. Как найти свой путь к иностранным языкам. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов. - М.: Флинта, Наука, 2014. - 304 с.
26. Осин, А.В Создание учебных материалов нового поколения/А.В. Осин// Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» — М.: Просвещение. - 2003. - №2.- С15-25.
27. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 2015. - 216 с.
28. Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Феникс, Глосса-Пресс, 2014. - 640 с.
29. Петренко М. А. Инновационные методы обучения иностранному языку / М.А. Петренко, Г.М. Чопсиева // Мир науки и инноваций. -2015. -Т. 6. -Ыо2(2).-С. 55-61.
30. Попов Р. Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку // Начальная шк. - 2006. - № 4. - С. 59-62.
31. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей.-М.: Просвещение, 2002.- С. 321
32. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. — Ростов-на-Дону: РПИ, 2007. - С. 165-173.
33. Титова О.А., Головина И.В. Школьное образование: стандарты и инновации // Роль университетов и музеев в проведении гуманитарных научных исследований: материалы VI Международной научно-практической конференции. Отв. ред. О.Г. Вронский. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. - С. 225-227.
34. Усова, А. В. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей при формировании естественнонаучных понятий у учащихся 6 — 7 классов / А.В. Усова, Н.Н. Кузьмин. - 4-е изд. — Челябинск: ЧГПИ, 2007. — 17с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010 - 42 с
36. Филиппов, В. Н. Интеграция: дань моде или реальная потребность? / В.Н. Филиппов //Учительская газета. — 2006. — № 3. — С. 6-7.
37. Чиркова, Е. И. Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку. - М.: Каро, 2014. - 272 с.
38. Шубин Э. П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. - Л.: Просвещение, 2014. - 352 с.
39. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики. - М.: Филологический факультет СПбГУ, Академия, 2015. - 160 с.
40. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М.: Филоматис, 2013. - 480 с.
41. Campbell K., Dr. Wahl K. H. If you can’t manage them, you can’t teach them. - Incentive Publications, 2012 - 280 стр.
42. Doidge N. The brain that changes itself. - Viking Press, 2007 - 427 с.
43. Thomas D., Brown J. S. A new culture of learning. - Lexington, Create Space, 2011 - 140 с.
44. Wexler B. E. Brain and culture: neurobiology, ideology and social change. - Cambridge, MIT Press, 2006 - 319 с.
45. Metodichka.Net: информационный портал. - М., 2009. - Режим доступа:www.metodichka.net/integr.php?catid=40&blogid= 15.- 15.04.2009.
46. RusEdu.Ru: образовательный портал. - М., 2009. - Режим доступа:www.rusedu.info.- 5.04.2009.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ