Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерактивные методы формирования устно-речевых умений учащихся 5-х классов на уроках английского языка

Работа №144687

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования интерактивных методов в обучении устно-речевому общению на уроках английского языка 6
1.1 Цели и содержание формирования устно-речевых умений на уроках английского языка в 5-м классе 6
1.2 Особенности коммуникативного развития младшего подросткового возраста 13
1.3 Интерактивные методы организации деятельности как способ формирования устно-речевых умений учащихся 5-х классов 17
Выводы по главе I 29
Глава 2. Разработка содержания упражнений для формирования устно-речевых умений учащихся 5-х классов с использованием интерактивных форм организации деятельности 30
2.1 Анализ методической действительности 30
2.2 Содержание упражнений по формированию устно-речевых умений к УМК «EnjoyEnglish»
Биболетова М. 3 36
Выводы по главе II 48
Заключение 50
Библиографический список 55
Приложения 60
Терминологический словарь 70

XXI век характеризуется большими переменами во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Достижения науки и развитие технологий с каждым годом приобретают более совершенные формы, появляются новые возможности и средства для обучения иностранным языкам. Учителя школ во всем мире стараются не отставать от технического и технологического прогресса, но для того чтобы подготовить учащихся к жизни в XXI веке необходимо взглянуть по- новому на методы преподавания. Для оптимизации и достижения максимальной эффективности процесса образования необходимо четко представлять истинные потребности учащихся XXI века, а именно: эффективно доносить до других людей информацию, мысли и чувства; подходить творчески к решению возникающих проблем и вопросов; активно взаимодействовать с другими людьми; критически думать, сопоставлять и анализировать. Современным учащимся необходимы такие методы и приемы преподавания, которые могли бы оптимизировать результативность всего процесса образования. Сегодня процесс обучения больше не ограничен традиционной доской для записи фактов, дат, примеров, формул и лекцией преподавателя, которые воспринимаются как что- то скучное, устаревшее и неинтересное.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 года ставит основной целью обучения иностранному языку формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, то есть овладение иностранным языком как средством общения. В соответствии со стандартом становится также необходимым формирование и совершенствование личности ребенка, способной не только к дальнейшему самостоятельному изучению иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.
Таким образом, реализуя основную цель обучения иностранному языку учитель должен включать обучающихся в реальную языковую коммуникацию, моделируя на уроках процесс вхождения в реальную иноязычную среду.
В современной практике преподавания иностранных языков интерактивные методы обучения являются особой формой организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, ориентированной на воспитание социально мобильной личности со способностями к самообразованию, эффективной коммуникации, выбору, принятию и осуществлению решений, освоению новых типов деятельности.
Таким образом, можно сказать, что тема «Интерактивные методы формирования устно-речевых умений учащихся 5-х классов на уроках английского языка» является актуальной.
Разработку интерактивных методов можно найти в трудах В.А.Сухомлинского. 70-80-е годы 20 века отмечены творческими поисками в этой области Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина и др.
Такие методисты как Н. Д. Гальскова, И.Л. Бим, Е.И. Пассов и другие занимались разработкой коммуникативного подхода к обучению ИЯ, выделяя интерактивные методы в качестве одного из перспективных инструментов обучения.
Противоречие заключается между требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранному языку в части развития коммуникативной компетенции и недостаточной сформированностью иноязычных устно-речевых умений учащихся 5 классов, т.е. неумением учащихся реализовать себя в языковой среде.
Проблема заключается в том, как сформировать устно-речевые умения учащихся 5 классов с использованием интерактивных методов обучения.
Объект: процесс формирования устно-речевых умений на уроках иностранного языка
Предмет: интерактивные методы обучения как средство формирования устно-речевых умений на уроках английского языка в 5-м классе
Цель: теоретически обосновать и разработать содержание учебно-методического сопровождения к УМК «EnjoyEnglish» Биболетова М.З. для формирования устно-речевых умений учащихся 5 классов с использованием интерактивных методов обучения.
Задачи:
1) выявить специфику формирования устно-речевых умений,
2) определить психолого-возрастные особенности коммуникативного развития младшего подростка,
3) раскрыть особенности использования интерактивных методов организации деятельности учащихся 5-х классов для формирования устно-речевых умений,
4) проанализировать методическую действительность,
5) разработать комплекс упражнений по формированию устно-речевых умений к УМК «EnjoyEnglish» Биболетова М. З.,
6) проанализировать и обобщить результаты.
Методы: анализ теоретической литературы по данной проблеме, изучение нормативно-правовых документов, отбор, систематизация и анализ первоисточников, качественно-количественный анализ состояния практики, наблюдение, моделирование, проектирование, опытная проверка.
Структура работы включает в себя введение, две главы основного содержания, заключение, список использованных источников и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе анализа научной литературы по теме нами была определена специфика формирования иноязычных устно-речевых умений.
Коммуникация в устной форме является одной из основных задач обучения иностранному языку в школе в практических целях. Овладение ею осуществляется с помощью аудирования и говорения, при этом говорящий, передавая информацию другим, осуществляет действие говорения, а в это время все слушающие его осуществляют аудирование.
Устная коммуникация осуществляется при диалогической и монологической формах речи. Обучение говорению должно проходить в условиях ситуативности и коммуникации.
Формирование устно-речевых умений происходит в процессе использования упражнений, которые позволяют добиться таких качеств речи, как автоматизированность, гибкость, устойчивость, «сознательность», относительная сложность и др.
В ходе анализа литературы определены психолого-возрастные особенности коммуникативного развития младшего подростка.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности, причем с использованием множества приемов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности.
В результате исследования раскрыты особенности использования интерактивных методов организации деятельности учащихся 5-х классов для формирования.
Процесс обучения иноязычной культуре, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможность предмета в решении этой задачи. Коммуникативное обучение ориентированно на личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а учитываются при организации общения на уроке. Обучение строится не на прохождении учебных тем, изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем. При этом ученики получают возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, страны, обосновывать и отстаивать собственное мнение.
При коммуникативном обучении дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнерами. При коммуникативном обучении развитие мышления осуществляется не столько путем сравнения с родным языком, сколько за счет решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач разного уровня проблемности, отражающих содержание процесса общения. Тем самым развивается познавательная и коммуникативная функция общения.
Коммуникативный метод впервые выдвинул положение о том, что общению следует обучать только через общение. Однако значение общения как вида человеческой деятельности не ограничивается указанной функцией. Тем более когда основной целью обучения является овладение иностранным языком как средством формирования личности учащегося. В этом случае общение может быть использовано также в качестве канала воспитания, познания и развития.
Одним из важнейших направлений совершенствования современных приемов и способов преподавания является внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение представляет собой особый метод организации познавательной деятельности с конкретными и прогнозируемыми целями, основанную на способности к обратной связи и взаимодействию между учителем, преподавателем или средством обучения (например, компьютер) и учащимися.
В сущности, обучение с использованием интерактивных методов сводится к тому, чтобы организовать учебный процесс таким образом, что преподаватель и все учащиеся будут вовлечены в процесс познания. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как предполагают использование коллективного обучения и обучения в сотрудничестве, то есть каждый, включая преподавателя, вносит свой особый индивидуальный вклад во время совместной деятельности.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной, способной меняться в меняющимся мире.
Проведен анализ методической действительности на примере учебно-методического комплекта (УМК) «Enjoy - English-5».
Учебно-методический комплект (УМК) «Enjoy - English-5» предназначен для обучения детей 14-15 лет английскому языку в общеобразовательной школе. В УМК входит книга для учащихся, книга для учителя, рабочая тетрадь и одна или две аудиокассеты. Также прилагаются видеокассеты, которые содержат видеосюжеты, связанные с содержанием книг для учащихся, а также книги для чтения, включающие аутентичные детские повести и задания для проверки понимания прочитанного и для развития речи в связи с прочитанным.
Интерактивные методы обучения в УМК «Enjoy English-5» представлены в трех компонентах урока: упражнениях речеподготовительного и речевого характера; предтекстовых заданиях; ситуациях, проблемах, темах для устной коммуникации.
Это свидетельствует о том, что в УМК интерактивные методы обучения представлены в недостаточном объеме, несмотря на наличие интерактивных предложений. Выполнение заданий и упражнений интерактивного характера занимает порядка 15 % времени обучения. Соответственно, на сегодняшний день УМК «Enjoy English-5» недостаточно удовлетворяет потребности учащихся интерактивных методах обучения.
Разработан комплекс упражнений по формированию устно-речевых умений к УМК «EnjoyEnglish» Биболетова М. З.
Цель учебно-методического сопровождения: способствовать формированию иноязычной диалогической речи учащихся 5-го класса в процессе использования интерактивных методов обучения.
Задачи учебно-методического сопровождения:
- обеспечение приоритета характеристик, запросов, особенностей обучающихся в разработке и организации процесса контроля качества образования;
- обеспечение сотрудничества учащихся и преподавателя-организатора интерактивного обучения в планировании и реализации всех этапов процесса обучения (от определения учебных целей до оценки степени их достижения);
- обеспечение активного, творческого, инициативного участия обучаемых в процессе получения необходимого им результата учения.
Практическое применение данного сборника проводилось в МБОУ СОШ № 168 города с 16 января по 11 февраля 2018 года в 5 классе с целью проверки результативности интерактивных упражнений на развитие навыков речевой деятельности, а именно говорения.
В ходе наблюдений было выявлено, что в процессе обучения иностранному языку учителями в недостаточном количестве применялись традиционные методы обучения, способствующие речевому взаимодействию учащихся данной возрастной категории на уроках иностранного языка. Следовательно, на уроках иностранного языка нами применялись современные интерактивные технологии в обучении иностранного языка. Данный метод в обучении иностранному языку имеет такие преимущества, как повышение мотивации учащихся в ходе урока иностранного языка, групповая работа.
Следовательно, можно сделать вывод что систематическое использование интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка способствует формированию умений говорения. Применение разработанных упражнений показало, что продуктивный лексический навык развился в области говорения. При выполнении упражнений, цель которых заключается во взаимодействии друг с другом, сформировалась иноязычная диалогическая речь, речь учащихся была быстрее и грамматически правильной, так же у них была развита активность. Так же были сформированы умения монологической речи.



1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 31 декабря 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 28 февраля 2011. - №9.
3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - 811 с.
4. Алмазова, Н.И., Рубцова, А.В. Учебно-познавательная компетенция как методологическая основа продуктивной иноязычной учебно- познавательной деятельности / Н.И. Алмазова, А.В. Рубцова // Научнотехнические ведомости СПб ГПУ, 2010. - Вып. 2. - С. 117-121.
5. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 2009. - 896 с.
6. Асмолов, А.Г., Якиманская, И.С. Методология личностноориентированного образования / А.Г. Асмолов, И.С. Якиманская // Построение модели личностно-ориентированной школы: сб. трудов / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: КСП, 2001. - С. 13-18.
7. Барбар, М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка / М.П. Барбар. - М.: Просвещение, 2005. - 12 с.
8. Башев, В.В. Проблемы компетентности и результатов образования: панельная дискуссия по теме конференции / В.В. Башев // Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах: материалы конф. / Под ред. Б.И. Хасана. - Красноярск: КрасГУ, 2004. - С. 5-29.
9. Бердашкевич, А.П., Тихомирова, Н.В. Образовательные стандарты и непрерывное образование / А.П. Бердашкевич, Н.В. Тихомирова // Народное образование, 2011. - № 2. - С. 16-19.
10. БиболетоваМ.З. Enjoy English 5-6. Учебник английского языка для 5-6 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Издание второе - Обнинск: Титул, 2009. - 221 с.
11. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2004. - 304 с
12. Ваторопина, Е.В. Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку // Современная система языкового образования в России и инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: требования стандартов нового поколения / Е.В. Ваторопина // Материалы V всероссийского семинара: 29 ноября 2010 г., Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2011. - С. 21-26.
13. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 203-207.
14. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. [Текст] / Н. И. Гез. - М.: Высшая школа, 1982. - С. 156-159.
15. Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Основы педагогики индивидуальности / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград: Калинингр. ун-т., 2000. - 572 с.
16. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996 - 112 с.
17. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций/ Н.Н. Двуличанская - М.: Наука и образование, 2011. - 182 с.
18. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
19. Егорова, Ю.А. Педагогическое целеполагание / Ю.А. Егорова // Теория и практика общественного развития, 2013. - № 7. - С. 80-85.
20. Елизарова, Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: Дисс... д-ра педагог. наук / Г.В. Елизарова. - СПб., 2001. - 371 с.
21. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. // ИЯШ, 1995, №2, 4 с.
22. Желянина Л.С. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках/ Под ред. Л. С. Желяниной, М. Л. Вайсбурд, С. В. Калининой. - М.: Изд. Академии Пед. Наук. - 2006. - С. 245-247.
23. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Университетская книга; Логос, 2008. - 384 с.
24. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 248 с.
25. Каюкова, О.А. К вопросу о переводе иноязычных реалий (на материале английского языка) / О.А. Каюкова // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (11-13 октября 2005 года). - Тольятти: ТГУ, 2005. - С. 255-258
26. Ковалева Т.А. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования в дистанционной форме обучения иностранному языку // Иностранные языки дистанционном обучении: Материалы III Международной науч.-практ. конф., 23-25 апреля 2009 г./Пермь. Том 2. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - С. 48-55.
27. Коротаева Е.В. Некоторые вопросы интерактивного обучения/Е.В. Коротаева// Педагогика. - 2012. - №5. - С.100-111.
28. Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие для студентов лингвистических факультетов высших учебных заведений / Н.Ф. Коряковцева. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 192 с.
29. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М. : Ин-т практ. психологии, Воронеж, 1998. - С. 186- 195.
30. Липский, И.А., Сикорская, Л.Е. Социальная педагогика / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 280 с.
31. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 2013. - 392 с.
32.Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении [Текст] / В. Олифер, Н. Олифер. - М, 2000. - С. 32-35.
33. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, 2е издание [Текст] / Е. И, Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - С. 6-32, 142-199.
34. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - С. 60-71.
35. Панов Е.М. Основы методики обучения иностранным языкам. [Текст] / Е. М. Панов. - М., 1997. - С. 134-139
36. Пестрецова, О.Ю. Использование технологии «веб-квеста» на уроках иностранного языка / О.Ю. Пестрецова // Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (24 марта 2011 г). - Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2011. - С.284-287
37. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст]. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
38. Потапова Н.В. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся. Методическое пособие для преподавателей иностранного языка/Н.В. Потапова - Кемерово, 2009. - 16с.
39. Рабинович, Ф.М. Ролевая игра - эффективный прием обучения говорению / Ф.М. Рабинович // Иностранные языки в школе, 1983. - №6. - С. 78.
40. Рогова, Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 2000. - 185 с.
41. Скалкин В. Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка) : пособие для учителей [Текст] / В. Л. Скалкин. - К.: радянська школа, 1989. - С. 6¬70, 73-89.
42. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с
43. Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам [Текст] / Н.А. Спичко // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 5. - с. 44-49.
44. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. [Текст] / Н. Суворова. - М.: Просвещение, 2005. - 268 с.
45. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых
информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно¬
методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П.В.Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. - 182 с.
46. Титова С.В. Мобильное обучение иностранным языкам: Учебное пособие / С.В. Титова, А.П. Авраменко. — М.: Издательство Икар, 2013. — 224 с.
47. Тихобаев А.Г. Интерактивные компьютерные технологии обучения. Статья. Вестник ТПГУ №8/А.Г.Тихобаев - Горно-Алтайск, 2012. - 4 с.
48. Фурманов М.А. Некоторые аспекты применения цифровых технологий в процессе обучения иностранным языкам // Сб. «Когнитивная деятельность при обучении и овладении иностранным языком (в разных типах учебных заведений)». - Н.Новгород: НГЛУ, 2003. - С. 217-223
49. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2006. - 478 с.
50. Языкова, Н.В. Практикум по методике обучения иностранным языкам / Н.В. Языкова. - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ