Введение 3
Глоссарий 7
Глава 1 Проблема обучения письменной речи в старшей школе 9
1.1 Иностранный язык как предмет обучения в старшей школе 9
1.2 Содержание обучения письменной речи как виду речевой деятельности в
старшей школе 12
Выводы по первой главе 18
Глава 2 ЕГЭ как средство оценивания результатов обучения 19
2.1 Цели и структура ЕГЭ по английскому языку 19
2.2 Анализ раздела "Письмо" Единого Государственного Экзамена 23
2.4 Причины и способы устранения типичных ошибок учащихся раздела "Письмо" 27
Выводы по второй главе 31
Глава 3 Методика подготовки к сдаче ЕГЭ 33
3.1 Анализ УМК "Spotlight 11" с позиции наличия в нем тренировочных
заданий к разделу "Письмо" в формате ЕГЭ 33
3.2 Разработка комплекса упражнений, направленного на совершенствование
навыка письма в формате ЕГЭ 38
3.3 Цели, задачи и условия проведения опытно-экспериментальной работы . 45
Выводы по третьей главе 50
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение 1 59
Приложение 2 60
Приложение 3 62
Приложение 4 63
Приложение 5 64
Приложение 6 75
Вследствие глобальных изменений в обществе, как в России, так и во всем мире, изменилась роль иностранного языка в системе образования, и из обычного учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.
Это отражено в действующем Федеральном законе «Об образовании», который требует «обеспечение адекватной мировому уровню общей и профессиональной культуры общества и интеграцию личности в национальную и мировую культуру». В условиях введения ФГОС С(П)ОО главная цель обучения иностранному языку - это формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся, т.е. способности к адекватному взаимодействию с носителем языка в ситуациях межкультурного общения [ФГОС 2012].
Единый Государственный Экзамен - одно из важных событий в жизни человека, так как именно данный тип итоговой аттестации является выпускным школьным экзаменом, и он же выполняет роль вступительного экзамена в высшее учебное заведение. Экзаминация по английскому языку пока носит добровольный характер, но ведутся разговоры о том, что в 2022 году этот предмет перейдет в обязательные для сдачи.
Неотъемлемой частью межкультурного общения является владение письменной речью. В связи с этим раздел «Письмо» стал обязательной частью ЕГЭ.
Анализ результатов ЕГЭ по английскому языку прошлых лет показал, что одной из трудностей данных видов контроля знаний является то, что обучающиеся не в полной мере владеют таким видом речевой деятельности как «Письменная речь» и не могут правильно ее оформлять.
Несмотря на потребности общества в профессионалах, владеющих письменной речью на иностранном языке, большинство выпускников школ не готовы к письменному межкультурному общению. Несмотря на то, что раздел «Письмо» введён в Единый Государственный Экзамен, методика обучения письму не разработана на таком уровне, чтобы сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию у учащихся.
Противоречие между социальным заказом государства и недостаточной практической и методической разработанностью проблемы обучения иноязычному письму в школе привело к формулировке проблемы, суть которой заключается в том, как и каким образом должно быть организовано обучение иноязычному письму учащихся в средней и старшей школе, чтобы сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию.
В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза - использование комплекса упражнений по обучению письменной речи на уроках английского языка в формате ЕГЭ способствует повышению уровня подготовки учащихся к экзамену по английскому языку.
Актуальность и недостаточная разработанность обозначенной выше проблемы обусловили выбор темы исследования: «Пути совершенствования умения письма в старшей школе для успешной сдачи ЕГЭ».
Объектом нашего исследования является процесс подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку.
Предметом нашего исследования являются стратегические и тактические особенности выполнения заданий раздела «Письмо» ЕГЭ.
Целью нашего исследования является выявление особенностей заданий по письму ЕГЭ и выявление эффективных способов подготовки выпускников к сдаче экзамена на основе разработанных методических рекомендаций.
Исходя из поставленной цели, выделились следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
2. Раскрыть структуру ЕГЭ и изучить требования, предъявляемые к разделу «Письмо» ЕГЭ.
3. Проанализировать УМК, используемый в ОУ, на наличие системы упражнений для подготовки к сдаче раздела «Письмо» ЕГЭ.
4. Разработать комплекс упражнений для совершенствования умений письма в формате ЕГЭ.
В процессе решения этих задач использовались следующие методы исследования:
1) аналитический - анализ методической литературы по теме исследования;
2) описательный - изложение специфики письменной речи в теоретической части работы;
3) экспериментально-теоретический - педагогический эксперимент.
В процессе исследования мы опирались на работы следующих методистов: Солововой Е.Н., Гальсковой Н.Д., Зимней И.А., Азимова Э.Г., Щукина А.Н. и др.
Теоретическая значимость представлена в новой разработке методических аспектов обучения письменной речи.
Практическая значимость заключается в создании комплекса упражнений, направленного на совершенствование умения письма в старших классах при изучении английского языка.
Новизну исследования составляют выявленные особенности заданий раздела «Письмо» ЕГЭ и выработанная автором методика подготовки к их выполнению.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, глоссария, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе мы рассмотрели проблему обучения письменной речи в старшей школе, изучили содержание обучения письменной речи как виду речевой деятельности. Вторую главу мы посвятили ЕГЭ, который позволяет установить уровень освоения участниками федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования в области иноязычной коммуникативной компетенции, рассмотрели его цели и структуру, проанализировав подробным образом раздел «Письмо», разобрали типичные ошибки, допускаемые выпускниками, и рассмотрели возможные пути решения данных ошибок. В третьей главе мы проанализировали УМК «Spotlight» и описали разработку и апробацию комплекса упражнений в формате ЕГЭ, направленного на совершенствование умения письма.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс МБОУ СОШ № 19 г. Верхняя Тура (имеется акт о внедрении).
В данной работе были рассмотрены особенности обучения письму и письменной речи на занятиях по английскому языку в старшей школе.
Целям исследования соответствуют определения Паррота М., Роговой Г.И. и Леонтьева А.Н.: «Письмо - это написание сообщения, которое вызывает отклик у читателя, и отклик этот должен соответствовать замыслу автора». «Письменная речь - умение сочетать слова в письменной форме для выражения своих мыслей в соответствии с потребностями общения».
Все психические процессы выполняют важную роль при обучении письму и письменной речи и имеют свои особенности: восприятие, мышление, память, внимание.
Целью обучения иностранной письменной речи является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, которая включает знание письменных знаков, правописания слов, лексики и грамматики, композиции письменных текстов, умение создавать различные типы письменных сообщений, владение содержанием и формой письменного произведения речи, способами выражать мысли в письменном виде.
Конечным результатом обучения письменной речи является выполнение письменной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. Задачей экзаменационного теста в разделе «Письмо» является проверка уровня сформированности умений использовать письменную речь для решения коммуникативно - ориентированных задач.
Основными дидактическими методами обучения иноязычному письму и письменной речи являются упражнения и задания.
Обучение письменному выражению мыслей в старшей школе осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений и заданий.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ №19 и осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий. В эксперименте принимали участие ученики 11 класса в возрасте 16-17 лет.
Целью опытно-экспериментальной работы являлось доказательство выдвинутой гипотезы о том, что, если будет организовано систематическое применение комплекса упражнений и заданий по обучению письму и письменной речи на уроках иностранного языка, это повысит эффективность обучения и будет способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
На основе цели опытно - экспериментальной работы, был поставлен ряд задач:
- определение этапов опытно-экспериментальной работы;
-выявление уровня сформированности письменной коммуникативной иноязычной компетенции у учащихся основной школы;
-выявление основных параметров проверки результатов опытно - экспериментальной работы;
- проверка достоверности предположения о разработанном комплексе заданий и упражнений, который должен способствовать формированию письменной коммуникативной иноязычной компетенции.
Одной из главных задач констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было определение у учащихся уровня сформированности письменной коммуникативной иноязычной компетенции.
Для этого учащимся было предложено два задания в формате ЕГЭ, аналогичные заданиям 39 и 40 ЕГЭ раздел «Письмо».
Задания оценивались по критериям оценивания Задания письмо на ЕГЭ, представленным в приложении.
В ходе опытно - экспериментальной работы был построен комплекс упражнений и заданий, который проходил в три этапа:
После введения комплекса упражнений и заданий в обеих группах был осуществлен итоговый контроль с помощью заданий, аналогичных заданиям на констатирующем этапе эксперимента.
Результат показал, что средний балл увеличился.
Можно сделать вывод, что апробированный комплекс упражнений и заданий способствовал повышению уровня владения письмом и письменной речью у учащихся и способствовал формированию письменной иноязычной коммуникативной компетенции. Поставленная цель работы достигнута, задачи осуществлены, выдвинутая гипотеза подтверждена с помощью эксперимента
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. — 448 с.
2. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1969. - 279с.
3. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. и др. Английский язык. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Express Publishing: Просвещение, 2011 - 244 с. : ил. - (Английский в фокусе).
4. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В., Оби Б., Эванс В. Английский язык. Рабочая тетрадь. 11 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений - М.: Express Publishing: Просвещение, 2011 - 72 с.: ил. - (Английский в фокусе).
5. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В., Эванс В. Английский язык. Контрольные задания. 11 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений - М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 - 64 с.: ил. - (Английский в фокусе).
6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1986.- 608с.
7. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М., Издательство Российского университета дружбы народов, 2006. - 185 с.
8. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // ИЯШ . - 2002. - №2. - С. 38-43.
9. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам и проблемы школьного учебника. - М., 1977.- 288с.
10. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, М.; Просвещение, 1966. - 308с.
11. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по иностранному языку. // Педагогические измерения-2017 г.- № 3. С. 95-119;
12. Верещагина И.Н. Рогова Г.В. Языкова Н.В. Методика обучения английскому языку. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.
— М.: Просвещение,2008.- 224с.
13. Выготский Н.В. Психологические особенности обучения письму детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1998.
14. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 2003.- 192с.
15. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студента лингв. ун - тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2009.
— 336с.
16. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айрис- пресс, 2004.- 240с. 85
17. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М: Высшая школа, 1982.- 373с.
18. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку : в 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ Н.А.Горлова. — М.: Издательский центр «Академия»,2013. — 272 с.
19. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Мельник С.В. Основы общей методики обучения иностранным языкам: Теоретический курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - Киев.: Вища школа, 1984. - 256с.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2004.
— 384 с.
21. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М: Просвещение, 1991. - 222с.
22. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А.А. Леонтьев. - М.:Русский язык, 1991. - 338 с.
23. Мильруд И.П. Статья из журнала: Иностранные языки в школе. — 1997. — № 2 . — С. 5-11.
24. Паррот М., Задания для учителей иностранного языка; CUP, 1993
25. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязячному общению. - М: Русский язык, 1989.- 276с.
26. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М., 1997.- 39с.
27. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - 2-е издание. - М: Просвещение 1988. - 223с.
28. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М: Извещение, 1991.- 287с.
29. Романова Л.И. ЕГЭ. Английский язык. Письмо.- М: Айрис - пресс, 2014.- 144с.
30. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед.вузов и учителей. - М: Просвещение, 2002.- 239с.
31. Сосенко Э.Ю. Коммуникативные подготовительные упражнения. - М., 1979.- 140с.
32. ФГОС 2012. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413. «Об утверждении федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
33. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. - Ростов -на -Дону, изд-во «Феникс», 2004.- 416с.
34. Фридман Л.М. "Мотивация учения и её воспитание у школьников" // М.: Педагогика, 1983. - 64с.
35. Халтагарова О. Д.. Краткий психологический словарь: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006
36. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2007 88
37. Челпанова Е.В., Зырянова А.В., Калугина Е.В. Актуальные вопросы реализации Федерального стандарта второго поколения по иностранному языку: Челябинск: Изд-во ЦИЦЕРО, 2013.-218с.
38. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
39. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы теории: Учебное пособие для студентов филологических факультетов.3-е изд., испр. и дол. — М.: Высшая школа, 1974. — 112 с.
40. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. - М: Издательство Икар, 2011.- 454с.
41. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Педагогика и психология. - М., 1989г.
Электронные ресурсы
1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2008/content/php. - Заголовок с экрана.
2. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Русско- Балтийский информационный центр БЛИЦ: Cambridge University Press, 2001. — 224 с. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4224894/.
3. Копырулина О.И. Анализ УМК «Spotlight» с точки зрения подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» Единого государственного экзамена // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.- практ. конф. № 1(2).
RL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf
4. Культура речи. - Учебный материал Российской коллекции рефератов. - 1996 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://referats.net/pages/referats/rkr/page/phpid=28499. - Заголовок с титула.
5. Ломакина Г. Р., Скоробогатова А. С. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 491-493. — URL
https ://moluch.ru/archive/59/8413/
6. Психические процессы - Внимание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.azps.ru/articles/proc/indexvn.html. - Заголовок с экрана. 89
7. Северова Н. Ю. Электронные учебные пособия.- Английский язык. - 1 сентября //№4, 2006.
8. Соколова Ю. А. Особенности введения грамматического материала в
учебных материалах для старших классов общеобразовательных школ // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 944-948. — URL
https://moluch.ru/archive/132/36359/(дата обращения: 26.01.2019).
9. Таблица уровней сформированности письменной коммуникативной иноязычной компетенции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/417370. - Таблица.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (полного) образования, утвержден Приказом Минобра РФ от 17.05.2012 № 413 [электронный ресурс] —http://www.school.edu.ru/dok edu.asp