Актуальность
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 13
1.1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: понятие,
сущность, классификация 13
1.2. Особенности правового регулирования образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях 24
2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 35
2.1. Исторические тенденции правового регулирования образования
детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях 35
2.2. Проблемы правового обеспечения образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в практической деятельности (на примере ГБПОУ СО «Серовский политехнический техникум» 41
2.3 Проблемные аспекты правового регулирования привлечения обучающихся с ограниченными возможностями к труду, непредусмотренному образовательной программой 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
1. Сравнительный анализ правового регулирования образования
детей с ОВЗ в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 82
2. Положение о привлечении обучающихся ГБПОУ СО «Серовский политехнический техникум» (включая структурное подразделение КТТТИ и филиалы) к общественно полезному труду, не предусмотренному
образовательной программой 92
3. Акт внедрения результатов НИР 103
Актуальность темы. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из наиболее дискуссионных и острых вопросов образования. По данным Специализированного учреждения Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) почти два миллиона детей Российской Федерации имеют особенности в психологическом и физическом развитии.
Статистика Министерства просвещения Российской Федерации свидетельствует о ежегодном росте количества детей с ограниченными возможностями здоровья не менее чем на пять процентов.
В Федеральном законе от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены нормативно-правовые аспекты образования детей со статусом ограниченные возможности здоровья (детей- инвалидов), определены формы обучения.
Законодательство Российской Федерации наделяет детей с ограниченными возможностями здоровья правом на образование и гарантирует реализацию этого права. Однако, наделяя таких детей данным правом, оно не всегда может реализоваться в современных условиях. Необходимость качественного правового регулирования образования детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной правовой проблемой.
Теоретическая основа исследования. Необходимость включения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, является концептуальным положением педагогической науки, которое обозначено в «Конвенции ООН о правах ребенка» (Резолюция 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года); в Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 год); в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Философские основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе аксиологического подхода нашли свое отражение в трудах В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой, которые утверждают, что «наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться принимать не только общее, что объединяет человечество, но и иное, отличное, что характеризует каждого отдельного человека»1.
Педагогические аспекты интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья сформированы в теоретических и практических исследованиях Е.Г. Кузмичева, Н.Н. Малофеева, Л.Ф. Фахитова, Н. Д. Шматко, др.
Роль трудового воспитания в формировании личности ребенка в процессе обучения рассмотрена в исследованиях Р.С. Буре, Н.К. Гончарова, Г. Кершенштейнера, М.У. Пискунова, С.Я. Рубинштейна, И.Б. Чертановой, В.А. Шинкаренко и др.
Психолого-педагогическое направление в определении основ специального образования рассматривают Е.Л. Гончарова, В.З. Денискина, И.В. Евтушенко, Г.П. Козина, М.Е. Луцкая, М.В. Жигорева и др.
Особенности сопровождения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в учебном процессе в профессиональных образовательных организациях стали основой исследований
Т.А. Михайловской.
Вопросам профессиональной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья к процессу профессионального образования и обучения посвящены исследования С. В. Лактионовой и И.Н. Зайцевой.
Значительный вклад в разработку теории субъективного права на образование внесли С.А. Авакьян, И.Н. Барциц, Е.В. Бондаревская,
Н.С. Бондарь, В.М. Гребенникова, А.В. Калинина; обеспечение
конституционных прав на образование - И.В. Ушаков и Е.Ю. Шинкарева.
Проблемы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в трудах В.Г. Вишневского, Т.В. Егоровой, В.А. Фокина и других...
В ходе исследования правового регулирования образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в профессиональных образовательных организациях были решены следующие задачи:
• определено понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», охарактеризована классификация лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• определена нормативно-правовая база, регламентирующая особенности получения образования в профессиональных образовательных организациях;
• выявлены исторические тенденции обеспечения прав на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
• определены пробелы и коллизии в нормативно-правовом обеспечении образования детей с ограниченными возможностями здоровья на примере ГБПОУ СО «Серовский политехнический техникум;
• разработаны предложения по внесению изменений в нормативно - правовые акты, обеспечивающие образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» определяется, как «лицо, не достигшее возраста 18 лет, имеющее объективные ограничения развития, связанные с его состоянием здоровья».
Выявлены закономерности в классификации людей с ограниченными возможностями здоровья:
• характер нарушений в развитии;
• причина возникновения нарушений в развитии;
• степень тяжести нарушений в развитии.
Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Министерством просвещения Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения и заключаются в следующем:
1. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях требует создания специальных условий обучения для таких детей;
2. Образовательный процесс осуществляется по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе рекомендаций ПМПК;
3. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта) имеется возможность освоить профессию, не имея аттестата основного общего образования;
4. Отсутствует ФГОС профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .
Но несмотря на многовековую историю и наличие устойчивых тенденций к развитию и совершенствованию, в настоящее время система специального образования в Российской Федерации значительно отстает в части реализации прав на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья от стран Европы.
В нормативно-правовых документах, регулирующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья с расстройством аутистического характера и задержкой в психическом развитии в профессиональных образовательных организациях, отсутствует норма, регламентирующая количество необходимого персонала для создания специальных условий для обучения.
Таким образом, профессиональные образовательные организации сталкиваются с проблемой формирования кадрового состава для создания благоприятных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.....
1. Всеобщая Декларация прав человека: принята Генеральной
Ассамблеей ООН от 10.12.1948. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=10719271340 171271977466394&cacheid=DF784F9E3DC1FC254BFC7FD1C1E6B712&mode =splus&base=LAW&n=120805&rnd=F635DB6C2F69C9A30941817CA3F81498 #2dz0mr10byj.
2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования: принята Г енеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры от 14.12.1960. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15311#0060 700176367197045.
3. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о правах умственно отсталых лиц: принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1971. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlin e.cgi?req=doc&base=INT&n=15979#027078158087029647.
4. Декларация ООН о правах инвалидов: провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 09.12.1975. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2560820/.
5. Всемирная программа действий в отношении инвалидов: принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlin e.cgi?req=doc&base=INT&n=15974#07681781181704066.
6. Конвенция ООН о правах ребенка: принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=16127482050 3450615926838845&cacheid=B94D5242BE41D565B3356B73A40419E6&mode =splus&base=LAW&n=9959&rnd=F635DB6C2F69C9A30941817CA3F81498#4 mrvtr5g.
7. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.notabene.ru/down_syndrom e/Rus/declarat.html.
8. Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=5980499350237408202 96018228&cacheid=57E59A16D0172F2A779C889D86F19BCE&mode=splus&b ase=INT&n=37511 &rnd=F635DB6C2F69C9A30941817CA3F81498#1t02b42bw q4.
9. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями от 30 декабря 2008 г.] // Российская газета. 2009. 21 января.
10. Об образовании: Федеральный закон от 10.07.1992. № 3266-1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlin e.cgi?req=doc&ts=598049935023740820296018228&cacheid=DD6025E9405176 7EF2AC625B11DDC843&mode=splus&base=LAW&n=137707&rnd=F635DB6 C2F69C9A30941817CA3F81498#29bdd079opd. (утратил силу).
11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.
12. Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР:
Закон СССР от 11.12.1990 № 1826-I. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=59804 9935023740820296018228&cacheid=1BE6FB8985A89CC0780AC6122B944510 &mode=splus&base=ESU&n=3492&rnd=F635DB6C2F69C9A30941817CA3F81 498#8d7w4khexu8. (утратил силу).
13. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=59804993502 3740820296018228&cacheid=1BE6FB8985A89CC0780AC6122B944510&mode =splus&base=ESU&n=3492&rnd=F635DB6C2F69C9A30941817CA3F81498#8d 7w4khexu8.
14. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=59804993502 3740820296018228&cacheid=3B6F402C4A876CA367E8B0B5B9B11AF3&mod e=splus&base=LAW&n=335677&rnd=F635DB6C2F69C9A30941817CA3F8149 8#4r2noxsv4h4.
15. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи: Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 № 867. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onli ne.cgi?req=doc&ts=598049935023740820296018228&cacheid=7475D98EAE273 0DD09C5A6DDA2F173D3&mode=splus&base=LAW&n=85828&rnd=F635DB6 C2F69C9A30941817CA3F81498#27ie4iwv13z. (утратил силу)....62