Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 15
1.1. Понятие патриотического воспитания 15
1.2. Место патриотического воспитания в профессиональной подготовке
студентов профессиональной образовательной организации 23
1.3. Нормативно-правовая база патриотического воспитания 30
1.4. Характеристика Первоуральского политехникума 36
2. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОУРАЛЬСКОМ ПОЛИТЕХНИКУМЕ 43
2.1. Сущность комплексного подхода к патриотическому
воспитанию 43
2.2. Проектирование системы патриотического воспитания в
Первоуральском политехникуме 49
2.3. Управление реализацией программы патриотического
воспитания 57
2.4. Оценка результатов реализации программы патриотического
воспитания 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
1. Комплексная программа развития российской национальной
идентичности и гражданско-патриотического воспитания учащихся ГАПОУ СО ППТ на 2017-2019 годы 94
2. Методика диагностики личностного роста (авторы И.В. Кулешова,
П.В. Степанов, Д.В. Григорьев) 109
3. Конструкт мероприятия патриотической направленности в рамках
реализации комплексной программы патриотического воспитания ГАПОУ СО ППТ 114
4. Положение о научно-практической конференции «Профессия.
Карьера. Успех» - 2018 125
5. Отчет о мероприятиях, проведенных в рамках Комплексной
программы развития российской национальной идентичности и гражданско - патриотического воспитания учащихся ГАПОУ СО ППТ за 2018-2019 уч. год 131
6. Акт внедрения 136
Актуальность проблемы и темы научного исследования. Современное российское государство нуждается в нравственно и физически здоровой, социально-активной молодежи. В людях с высоким уровнем культуры, ориентирующихся в постоянно обновляющейся информационной среде. С развитыми духовно-нравственными, гражданско-патриотическими качествами. В период 90-х годов XX-го века в нашем государстве произошел разлом идеологических постулатов патриотического воспитания. Это привело к заметному снижению воспитательного воздействия российского образования, культуры и искусства. В результате у подрастающего поколения нормой стали проявления отрицания общепринятых нравственных ценностей, повсеместное распространение цинизма, равнодушия по отношению к стране и обществу. В восприятии мира у молодежи, большую роль сегодня играет широкий доступ к информации. Волна негатива в интернете в последние десятилетия также сыграла отрицательную роль в восприятии молодого поколения к таким понятиям, как «патриотизм», «гражданственность», «любовь и уважение к Родине».
Все более нарастающее социальное разделение общества, обесценивание духовно-нравственных качеств личности, переселение населения в более развитые регионы, обостряют процесс самоопределения человека в разнородном обществе, что зачастую приводит к двум крайностям: с одной стороны, маргинализации, представленной человеком без корней, с другой - национализму, обособление какой-либо нации, очистку территории государства от всего чужеземного под видом «псевдопатриотизма». Так как старая идеология не соответствовала новым государственным реалиям, весь педагогический опыт, накопленный за десятилетия оказался несостоятельным, а новый формат принципов и подходов к организации педагогического процесса в духе патриотизма и гражданственности еще не был сформулирован.
Сегодняшнее общество и государство стоят перед неизбежностью пересмотра существующей модели образования, а как следствие, выявления новых форм и обязательных педагогических условий обучения и воспитания подрастающего поколения. Для решения обозначенных проблем были приняты нормативно-правовые акты, с целью изменения структуры и содержания образования.
Отметим федеральную программу «Развитие образования на 2013-2020 годы» в которой, патриотическое воспитание поставлено в ряд самых важных направлений, по которым будет осуществляться государственная политика в сфере образования. Подобная позиция выделена и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Данный документ ориентирован на все российское общество в независимости от возраста, социального статуса или других особенностей, при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.
Главным социальным институтом развития патриотического воспитания молодежи становится современная образовательная система. Поэтому актуальность патриотического воспитания в системе учебновоспитательной работы организаций среднего профессионального образования обусловлена следующими факторами:
-необходимостью подробного анализа накопленного
опыта патриотического воспитания обучающихся среднего
профессионального образования и определения его основных направлений;
-несоответствие квалификации у части педагогов, для решения задач патриотического воспитания студентов СПО;
-снижение внимания со стороны контролирующих организаций, министерств и ведомств к вопросу патриотическому воспитания в системе СПО.
Причина этого в том, что: во-первых, в новых экономических условиях даже государственные организации пытаются отстранится от затратной и не дающей прибыль деятельности; во-вторых, результаты и эффективность патриотического воспитания в основном, никем не контролируются. Нет ни соответствующего органа, ни самого механизма.
В связи с вышесказанным, патриотическое воспитание в системе учебно-воспитательной работы профессиональных образовательных организаций является актуальным вопросом в современной педагогической среде....
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001-2015 гг. были реализованы три государственные программы патриотического воспитания граждан, и сегодня реализуется федеральная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы.
Несомненно, патриотическое воспитание, как процесс связано с образовательной и воспитательной средой, то есть во многом зависит от работы образовательных учреждений в этом направлении.
Само понятие патриотического воспитания в течение исторического времени значительно эволюционировало. Рассматривая различные подходы к определению, мы выделили проблему модернизации патриотического воспитания в системе образования, которая связана с выявлением и сохранением накопленных дореволюционной и советской школой лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий, с обоснованием организационнопедагогических условий повышения эффективности гражданско-
патриотического воспитания в образовательных системах. Так, проанализировав эволюцию взглядов на патриотическое воспитание в отечественной науке и современные подходы к его определению, мы сделали вывод: патриотическое воспитание - это процесс формирования
нравственного сознания и поведения личности, направленного на качественные преобразования государства и общества.
В связи с вышесказанным, все более возрастает роль образовательных учреждений, как центров формирования гражданственности, патриотизма, нравственности, культуры выпускников и развития позитивных качеств личности. Система патриотического воспитания предусматривает
формирование и развитие социально-значимых ценностей,
гражданственности и патриотизма непосредственно в образовательном процессе. Определяя место патриотического воспитания в системе учебновоспитательной работы образовательной организации, мы сделали акцент на принципы, которые отражают требования к разработке структуры и содержания патриотического воспитания в образовательном учреждении, позволяют обоснованно конкретизировать реализацию общей его цели в предметно-целевых задачах, что в наибольшей степени связано со становлением человека культуры, гражданина, патриота, личности современного специалиста.
Анализ нормативно-правовой базы нашего исследования показал наличие большого разнообразия нормативных актов в сфере патриотического воспитания учащихся средне-профессионального образования. По юридической значимости весь спектр документов разделен на федеральные, муниципальные и локальные нормативные акты. Согласно теме исследования, в большей степени нас интересовали документы локального характера, основным из которых явилась, непосредственно Комплексная программа развития российской национальной идентичности и гражданско-патриотического воспитания учащихся ГАПОУ СО ПИТ на 2017-2019 годы. В процессе ее разработки и реализации формировался перечень нормативно-правовых актов, которые помогли решить все задачи данного исследования.
Одной из задач работы выделено обоснование сущности комплексного подхода к патриотическому воспитанию. Комплексный подход, как условие целостного развития гражданско-патриотических качеств личности предусматривает, в обязательном порядке, единство организаторских и исполнительских функций. В связи с усложнением задач воспитательной работы, серьезными изменениями в качественном уровне контингента средне-профессиональных учебных заведений, необходимо единство в основе деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса. В
разработке комплексной программы учитывался комплекс
взаимосогласованных действий администрации, учебно-воспитательного, учебного, информационно-методического отделов и педагогов политехникума, обеспечивающих достижение цели и выполнение задач Программы. Основные преимущества комплексного подхода в разработке программы - три взаимосвязанных направления мероприятий (мероприятия военно-патриотической направленности, направленные на историкокультурное воспитание, направленные на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактику экстремизма и укрепление толерантности), оценка результатов которых легко проверяется на количественном и качественном (что более важно) уровне....
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 12.05.2019) // Российская газета. 2012. 31 декабря.
2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 2 (часть1). Ст. 368.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 17. Ст. 2058.
4. О концепции федеральной системы подготовки граждан Российской
Федерации к военной службе на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р // Собрание законодательства
Российской Федерации. 2010. № 7. Ст. 772.
5. О днях воинской славы и памятных датах России: Федеральный закон от 13.03.1995 г. № 32-ФЗ // Российская газета. 1995. 15 марта.
6. О совершенствовании государственной политики в области
патриотического воспитания: Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 // Собрание законодательства Российской
Федерации 2012 г. № 43 Ст. 5817.
7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (не опубликован).
8. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации 2012 г. № 52. Ст. 7477.
9. Комплексная программа развития городского округа Первоуральск на
2014-2020 годы: утв. Распоряжением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 года № 1786-РП. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://prvadm.ru/normativno-pravovye-akty/arhiv-dokumentov-administracii- 2014-god-i-ranee
10. Об утверждении комплексной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории городского округа Первоуральск» на 2017-2020 годы: Постановление администрации ГО Первоуральск от 10.10.2016 // Вечерний Первоуральск. 2016. 1 октября.
11. Муниципальная программа «Стратегия развития городского округа Первоуральск до 2030 года («Первоуральск 300»)»: утв. Решением Первоуральской городской Думы от 31 июля 2014г. № 169. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prvduma.ru/resheniya-dumy.html
12. Устав ГАПОУ СО Первоуральский политехникум: утв. Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.05.2017 г. № 202-Д. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pervo-ppt.ru/wp-content/uploads/2018/09/Устав-ГАПОУ-СО- Первоуральский-политехникум-утв. -17.05.2017-г. -№-202-Д/pdf
13. Комплексная программа развития российской национальной идентичности и гражданско-патриотического воспитания учащихся ГАПОУ СО ПИТ на 2017-2019 годы: утв. Протоколом Совета техникума от 06.02.2017 № 1 (не опубликована).
14. Программа развития образовательной организации на 2019-2023
годы: утв. Протоколом общего собрания работников техникума и
представителей обучающихся от 28.08.2019 № 05. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5CfR/4KM5ZBQGk
15. Положение об учебно-воспитательном отделе: утв. Приказом
директора ГАПОУ СО «Первоуральский техникум» от 27.05.2015 № 73-ОД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pervo-ppt.ru/wp- content/uploads/2019/06/01 -УВО-Положение-об-учебно-воспитательном- отделе.рбГ....99