Введение 4
Глоссарий 9
Глава I. Теоретические основы развития регулятивных
универсальных учебных действий
1.1. Регулятивные универсальные учебные действия 11
1.2. Возрастные особенности старших подростков 14
1.3. Особенности развития регулятивных универсальных учебных
действий старших подростков 17
Выводы 24
Глава II. Роль языкового портфеля в развитии регулятивных универсальных учебных действий
2.1. Теоретические основы технологии «Европейский языковой
портфель» 25
2.2. Использование технологии «Европейский языковой портфель» для
развития регулятивных универсальных учебных действий 33
2.3. Разработка собственной модели языкового портфеля 37
Выводы 44
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 1 51
Приложение 2 68
Отличие нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения от предшествующих заключается в том, что в нём зафиксирован переход к конструированию единственного образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Такой переход привел к изменению сути образовательного процесса, целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Развитие личности в системе образования в целом и изучение языка должно быть обеспечено формированием универсальных учебных действий. Л.Г. Асмолов отмечает, что «данные универсальные учебные действия представляют собой умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». [Асмолов, 2011:26] Развитие такого умения невозможно лишь средствами традиционных приёмов, методов и технологии обучения. Поэтому сегодня совершенно определенна необходимость в разработке и внедрении таких технологий, которые бы соответствовали запросам и потребностям общества, содействовали достижению поставленных в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения целей. Одной из таких инновационных технологий в обучении языку считается языковой портфель. Л.В. Черепанова определяет технологию «Языковой портфель» как «средство углубления и оформление познавательных интересов школьника, развития интеллектуальных рефлексивных способностей обучающихся, средство комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения». [Черепанова, 2012]
Необходимость в переосмыслении подходов к организации обучения и воспитания стоит достаточно остро, поскольку сегодня формирование личности происходит в новой социально-экономической, политической и нравственно-этической атмосфере. В современных условиях преподавание иностранного языка требует от учителя не только знания своего предмета и федерального государственного образовательного стандарта, но и активного применения различных технологий для обеспечения устойчивой мотивации к изучению языка, максимальных показателей в обучении и положительного отношения к другим языкам, народам и культурам. Практическая возможность межкультурной коммуникации и взаимодействия на иностранном языке - главная цель при обучении языку. Важной задачей в этом контексте представляется помощь обучающимся с осознанием приобретаемого опыта общения и обеспечением осмысленной деятельности по изучению предмета. [Гальскова, 2000] Большое значение имеет способность ученика к адекватной оценке знаний, поступков и возможностей, его умение правильно оценивать собственные достижения и логично строить процесс своего самосовершенствования. При работе над поставленными задачами важно помочь обучающимся осмыслить приобретаемый опыт в общении, обеспечить интерес к изучению предмета и сформировать их автономность. Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали запуск механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали формированию мотивации достижения.
Построенная на технологии личностно-ориентированного обучения дидактическая система содержит широкий выбор современных педагогических технологий для планирования, контроля и оценки, среди которых языковой портфель ученика занимает важное место. Технология «Европейский языковой портфель» качественно сочетается с системой, центрированной на обучающихся, является её заключительным компонентом и придаёт определенное единство.
Актуальность исследования определяется происходящими изменениями приоритетов в обучении, которые требуют новых форм обучения и регуляции, одной из которых является европейский языковой портфель. Усиление интеграционных процессов и возрастание интереса к иностранным языкам вынуждают систему образования реформироваться, а процесс обучения усложняться, в связи с этим обучающимся не всегда удается проконтролировать учебную деятельность и адекватно оценить свои возможности, зачастую переоценивая или недооценивая себя.
В связи с этим возникает проблема, какова роль использования технологии «Европейский языковой портфель» в развитии регулятивных универсальных учебных действий обучающихся?
Объект: процесс развития регулятивных универсальных учебных действий старших подростков.
Предмет: Европейский языковой портфель как средство развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках английского языка.
Цель: выявить возможности технологии «Европейский языковой портфель» для развития регулятивных универсальных учебных действий у старших подростков на уроках английского языка.
Гипотеза исследования - использование технологии «Европейский языковой портфель» на уроках английского языка и во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие регулятивных универсальных учебных действий старших подростков.
Поставленная цель настоящей работы определяет решение ряда задач:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме;
2. рассмотреть сущность регулятивных универсальных учебных действий и их особенности в старшем подростковом возрасте;
3. изучить и выделить возрастные особенности старших подростков, которые необходимо учитывать при развитии регулятивных универсальных учебных действий;
4. изучить понятие, содержание и структуру технологии «Европейский языковой портфель»;
5. выявить возможности технологии «Европейский языковой портфель» для развития регулятивных универсальных учебных действий;
6. разработать собственную модель языкового портфеля, способствующую развитию регулятивных универсальных учебных действий, и применить на практике;
7. оформить выводы по результатам исследования.
Методической базой для нашего исследования послужили работы таких авторов как Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко, М.П. Морозова, Е.С. Полат, Е.Ю. Протасова, Л.Н. Лабазина, Н.В. Иванова, Г.С. Абрамова, D. Nunan и др.
В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:
- Теоретический: анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков;
- Экспериментально-теоретический: проектирование,
педагогический эксперимент;
- Эмпирические: наблюдение, сравнение, беседа.
Практическая значимость заключается в создании собственной модели европейского языкового портфеля, способствующей развитию регулятивных универсальных учебных действий старших подростков на уроках английского языка в учебных заведениях (общеобразовательных школах).
Разработанная нами модель европейского языкового портфеля, адаптированная для обучающихся 8-9 классов, является новизной данного исследования.
Цель и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы, которая включает в себя введение, глоссарий, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы, приложения.
В первой главе мы раскрываем понятие и сущность регулятивных универсальных учебных действий, рассматриваем возрастные особенности старших подростков и определяем специфичность развития регулятивных универсальных учебных действий при обучении английскому языку в старшей школе.
Во второй главе мы рассматриваем теоретические основы технологии «Европейский языковой портфель», раскрываем роль языкового портфеля в развитии регулятивных универсальных учебных действий старших подростков и разрабатываем собственную модель языкового портфеля.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №145 с углубленным изучением отдельных предметов (имеется акт о внедрении).
Таким образом, нами была проанализирована научная и учебно-методическая литература по проблеме, подробно рассмотрены регулятивные универсальные учебные действия, изучена структура и содержание языкового портфеля, а так же выявлены его возможности, цели и задачи. Языковой портфель реализует нестандартный подход к изучению иностранного языка и обеспечивает развитие продуктивной учебной деятельности. Языковой портфель - инструмент регулятивных универсальных учебных действий и собственного познавательного труда обучающегося, а так же рефлексии его собственной деятельности.
Языковой портфель - безусловно, очень удобный метод, как для обучающегося, так и для родителей и учителя, он делает образовательный процесс более открытым и доступным. Этот документ становится отражением успешности каждого ученика, фиксирует положительную динамику в изучении иностранного языка. Европейский языковой портфель вводится в школе как один из инструментов рефлексии по поводу своей языковой принадлежности и степени владения иностранным языком в соответствии с общеевропейскими компетенциями. К работе с Европейским языковым портфелем приобщаются и родители, которые видят в документе отражение успехов, положительной динамики работы. Ученик имеет возможность соотнести свои результаты с европейскими нормами, прогнозировать и планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль своих достижений и благодаря коммуникативно-информационным технологиям отбирать оптимальные достижения своих целей.
Перспектива этого документа совершенно очевидна. Внедрение языкового портфеля в практику преподавания иностранных языков в России существенно повлияет на повышение качества изучения неродных языков. Его использование самым естественным образом ставит ученика, его межкультурный и коммуникативный опыт во главу всего образовательного процесса.
В заключение хочется отметить, что языковой портфель обучающихся служит не только средством неформального оценивания достижений по предмету, но также повышают их мотивацию в дальнейшем совершенствовании навыков владения иностранным языком, учат их планированию, прогнозированию, контролю и коррекции. Языковой портфель может быть использован учителями разных предметов, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта обучающихся.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014, с. 631.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя, М.: Просвещение, 2011.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.
- М.: Аркти, 2000.
4. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе, 2000.
- №5.
5. Гузева А.И., Польшина Т.В. О видах языковых портфелей [Текст] / А.И. Гузева, Т.В. Польшина // Инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков: Социокультурная компетенция учителя иностранного языка // Материалы IV всероссийского семинара: 9 ноября 2009 г., Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2010.
6. Европейский языковой портфель для России. М.: МГЛУ; СПб: Златоуст, 2001.
7. Иванова Н.В. Языковой портфель как инструмент развития учащегося
- материалы третьей региональной конференции КЕЛТА «Реформа преподавания иностранных языков в России: региональные аспекты», Красноярск, 2003.
8. Иванова Н.В. Языковой портфель как инструмент социо- и кросскультурного воспитания учащегося - материалы международной научно-практической конференции «Поликультурное образование: проблемы социо - кросс-культурной интеграции», Новосибирск, 2004.
9. Коняева Л.А., Чачибая М.Д. Подходы к созданию языкового портфеля как технология контроля сформированности лингвистической компетенции студентов // Вестник КемГУ, 2011. - №2.
10. Лабазина Л. Н. Европейский языковой портфель - средство оценки и самооценки знаний обучающихся по иностранным языкам // Ярославский педагогический вестник, 2003. - №2.
11. Морозова М.П. Использование Языкового портфеля как способа комплексного достижения целей обучения ИЯ, Современные проблемы языкового образования: научно-методический сборник. Ч. 2. - М.: Еврошкола, 2001, с. 23.
12. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
13. Никитенко З.Н. Европейский языковой портфель // Иностранные языки в школе. 2008. - №5.
14. Никитенко З.Н., Шумилова Н.Н. Обучение младших школьников технике чтения на английском языке с использованием графических моделей и элементов «Языкового портфеля» // English, 2010. - №4.
15. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку - М.: Астрель, 2004, с. 129-132.
16. Полат Е.С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. 2002. №1.
17. Поляков О.Г. Самоконтроль в обучении английскому языку, Иностранные языки в школе, 2005.
18. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010.
19. Протасова Е. Ю. Европейская языковая политика // Иностранные языки в школе, 2004. - № 1.
20. Сафонова В.В. Языковой портфель для учащихся VIII - XI классов школ с углубленным изучением иностранного языка. - М.: Еврошкола, 2000.
21. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - М: Феникс, 2003.
22. Сысоев П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранные языки в школе,
2004. - №4.
23. Тамбовкина Т.Ю. Самообучение иностранному языку как основная оставляющая языкового самообразования, Иностранные языки в школе. -
2005.
24. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.: Просвещение, 2010.
25. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2011.
26. Черепанова Л.В. Технология «Языковой портфель» в контексте перехода на ФГОС по русскому языку второго поколения основной школы // Учебные записки ЗабГГПУ. Профессиональное образование, теория и методика обучения. №6 (47), 2012. 83-92 с.
27. Шошина М.Ю. Языковой портфель как средство оценки познавательной деятельности школьников // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 7. - с. 17-22.
28. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: Учебное пособие для студентов филологического факультета. / Л.В. Щерба - СПб.: Филологический факультет СПбГУ. - М.: И/ц «Академия», 2002.
29. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов. / Б.Д. Эльконин. — М.: Академия ИЦ Серия «Высшее профессиональное образование», 2007.
30. Barrett H.C. Create Your Own Electronic Portfolio: Using Off-the-Shelf Software to Showcase Your Own or Student Work // Learning & Leading with Technology, April, 2000.
31. Bouma E. The challenge of project work in Russia // English, № 17, 2003.
32. European Language Portfolio (ELP). - 2018. - [Электронный ресурс]. URL:https://clck.ru/F9eBx(дата обращения: 10.12.18)
33. How to Learn English. - 2018. - [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/F9nxV(дата обращения: 19.12.18)
34. Little D. Perclova R. The European Language Portfolio. Guide for Teachers and Teacher Trainers // CILT, The National Centre for Languages, 2001.
35. McLagan P. European Language Portfolio: Teacher’s Guide // CILT, The National Centre for Languages, № 3, 2006.
36. Modern Languages in My Life: Self-Educational Kit. - M.: Eurocschool, 2001.
37. Nunan D., Wong L. C. Electronic Portfolio as Alternative Student Assessment // 38th Annual TESOL Convention. - Long-Beach, 2004.