Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНО - СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 19
1.1. Анализ понятий «организационно-педагогические условия» и
«дуальное обучение» 20
1.2. Изучение существующих подходов управления процессами
реализации дуального обучения 27
1.2.1. Понятие дуальной модели обучения 27
1.2.2. Анализ международного и отечественного опыта реализации
дуального обучения 40
1.3. Организационно-педагогические условия реализации элементов дуального обучения в системе среднего профессионального образования 48
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 56
2.1. Разработка структурно-содержательной модели управления процессами реализации дуального обучения в ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж» 56
2.2. Организационно-педагогические условия реализации струк
турно-содержательной модели управления процессами реализации дуального обучения в ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж» 60
2.3. Опытно-поисковая проверка эффективности разработанной
модели управления процессами реализации дуального обучения в ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж» 63
2.4. Подготовка и анализ результатов экспериментальной работы
по апробации структурно-содержательной модели управления процессами реализации дуального обучения в ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж» 85
2.4.1. Характеристика экспериментальной работы по апробации структурно-содержательной модели управления процессами реализации дуального обучения в ГАПОУ СО «Новоуральский технологический
колледж» 85
2.4.2. Анализ полученных результатов 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
1. Подпрограмма «Качество образования как основа профессио
нальной мобильности» Программы развития ГАПОУ СО «НТК» до 2020 года 108
2. Перечень действующих договоров и соглашений об организации
и осуществлении дуального обучения 121
3. Положение о практике обучающихся 137
4. Положение о порядке проведения текущего контроля и проме-
жуточной аттестации обучающихся 147
5. Положение об учебно-методическом комплексе 153
6. Положение о порядке разработки и утверждения образователь-
ных программ 158
7. Копии документов о повышении квалификации педагогических
работников по направлению реализации дуального обучения 164
8. Индивидуальный план наставничества 167
9. Профиль оценки практиканта 168
10. Анкета практиканта 170
11. Акт внедрения 171
Актуальность темы исследования. О необходимости введения в России системы дуального образования, которое широко распространено в мире, неоднократно заявлял президент России Владимир Путин. «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р, нацелен на решение единых задач в системе среднего профессионального образования: обеспечение соответствия квалификации выпускников современным экономическим требованиям; объединение ресурсов бизнеса и государства на ускоренном развитии системы среднего профессионального образования; контроль за качеством подготовки квалифицированных рабочих/специалистов среднего звена1.
Основным вектором обеспечения качества подготовки кадров для современной экономики является практико - ориентированное обучение в системе среднего профессионального образования и дуальное обучения является одной из самых практико-ориентированных форм профессионального обучения. Для обеспечения предприятий качественными квалифицированными кадрами, им необходимо участвовать в совместной с образовательными организациями подготовке кадров по дуальной форме обучения2.
Анализ педагогических исследований по данной проблеме показывает, что в системе профессионального образования действенной является практика дуальной подготовки кадров в Германии, Австрии и Швейцарии. Причем в большинстве развитых стран (США, Великобритания, Финляндия, Корея и др.) в системах обучения присутствуют элементы дуальной модели. Для системы среднего профессионального образования в Российской Федерации проблема организации взаимодействия с производственной сферой становится одной из наиболее актуальных, что отмечается как в работах ученых, так и в нормативных документах, определяющих стратегический ориентир государства в этой сфере. Внедрение модели дуального обучения в профессиональном образовании является целесообразным, своевременным и перспективным.
Социально-педагогический аспект актуальности исследования обусловлен потребностью общества в интеграции промышленности и системы профессионального образования, что обеспечит современный подход к организации образовательного процесса в системе среднего профессионального образования, который позволит осуществить согласованное взаимодействие профессиональной образовательной организации и производственной сферы по подготовке будущих квалифицированных рабочих/специалистов с высокой степенью мобильности на рынке труда, обладающих профессиональной компетентностью, активностью, умением ориентироваться в сложных профессиональных ситуациях.
Научно-теоретический аспект определен потребностью в поиске методологических подходов, организационно - педагогических условий реализации дуального обучения в системе среднего профессионального образования (далее по тексту - СПО).
Научно-методический аспект связан c необходимостью разработки научно-методического обеспечения процесса реализации дуального обучения в системе СПО.
Ключевые понятия исследования
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности»....
Выполненное магистерское исследование по проблематике управления процессами реализации дуального обучения, формирования организационно - педагогических условий для реализации дуального обучения показало, что данная проблема является весьма актуальной в теории педагогики.
Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена:
Во - первых, изменениями социально - экономической ситуации в России и в мире в целом, которые вносят глобальные коррективы и в концепцию СПО. В период глобализации и экономической интеграции, государство все больше нуждается в квалифицированных кадрах, способных быстро адаптироваться к современным условиям производства, обладающих расширенным спектром профессиональных и личностных компетенций, с глубоким знанием профессиональной деятельности.
Во - вторых, образовательной необходимостью, так как требуется внести изменения в существующую систему профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, которая будет полностью отвечать запросам конкретных работодателей. Квалификация выпускника должна соответствовать ожидаемому работодателем уровню, выпускник должен быть полностью готов к выполнению трудовых функций по соответствующей профессии.
В - третьих, должна быть максимально преодолена оторванность теоретических знаний от практических навыков. Выпускник должен хорошо представлять свою будущую профессиональную деятельность, поэтому практика должна проходить на будущих предприятиях - работодателях и рабочих местах.
Цель данного исследования состояла в теоретическом обосновании, разработке и апробации организационно - педагогических условий управления процессами реализации дуального обучения в рамках проекта Программы развития ГАПОУ СО «НТК» до 2020 года «Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс ГАПОУ СО «НТК».
Мы считаем, что данная цель достигнута, так как решены все поставленные в ходе исследования задачи. А именно:
1. Проанализированы научные исследования отечественных и зарубежных ученых об опыте и результатах внедрения дуального обучения в системе профессионального образования.
2. Определены понятия «дуальное обучение» и «организационнопедагогические условия».
3. На основе изученной управленческой, психолого-педагогической, методической, философской литературы, выявлены научные подходы к организации дуального обучения; обоснованы перспективы его введения в систему СПО.
4. Определен и обоснован комплекс организационно - педагогических условий управления процессами реализации дуального обучения в ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж»;
5. Разработана структурно - содержательная модель управления процессами реализации дуального обучения в ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж».
6. Проведен формирующий эксперимент согласно предложенной модели;
7. Проанализирован результаты формирующего эксперимента.
Решая первую задачу, мы проанализировали опыт зарубежных стран, таких как Франция, Австрия, Швейцария, Великобритания, Китай, Южная Корея, США, Япония. Подробно изучили опыт Германии по реализации дуального обучения. Проанализировали опыт внедрения дуального обучения в регионах РФ и сделали выводы о возможности использования и тиражирования данной системы в профессиональных образовательных организациях и их предприятиях-партнерах.
Во время решения второй задачи, мы провели анализ социологической, психологической, философской, научной, педагогической литературы и изучили реальное состояние вопроса на практике.
Изучив определения понятия «организационно - педагогические условия», предложенные учеными разных областей науки, мы пришли к выводу, что трактовка, наиболее соответствующая предмету настоящего исследования, следующая «характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы».....
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] / Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
3. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р). [Электронный ресурс] / Министерство науки и образования РФ. - Режим доступа ййр://минобрнауки.рф/рго]ес1д/комплекс-мер-совершенствования-спо.
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] /Режим доступа: Минобрнауки. рф/documents /4952/file/3922/PRAVITEL'STVO.
5. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» [Электронный ресурс] / Утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 г. № 919-ПП.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.25 Станочник (металлообработка) [Электронный ресурс] / Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 822 .
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.30 Слесарь [Электронный ресурс] / Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 817.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) [Электронный ресурс] / Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29 января 2016 г. № 817.
9. Профессиональный стандарт 40.092 Станочник широкого профиля [Электронный ресурс] / утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 июля 2018 г. № 462н.
10. Профессиональный стандарт 40.009 Слесарь-сборщик [Электронный ресурс] / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 марта 2014 г. № 122н.
11. Профессиональный стандарт 40.002 Сварщик [Электронный ресурс] / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2013 г. № 701н.
Литература:
12. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст] / O.A. Абдуллина. - 2-е изд. пе- рераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
13. Аксенова Г.И. Российское образование в этнокультурном контексте. [Текст] / Г.И. Аксенова // Известия Академии педагогических и социологических наук. - Вып. 7. - М. - Воронеж, 2003. - С.138-143.
14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. - 336 с.
15. Алексеева А.К., Коробкова Н.К. Бесценный дар Каны Галилейской (размышления о любви мужа и жены) // Православный ученый в современном мире: сборник материалов второй международной конференции. Том 3. - Воронеж: издательство «Истоки», 2013. - С. 292-296....61