Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1. Кадровый потенциал: понятие и категории 11
1.2 Анализ и оценка кадрового потенциала образовательной
организации 17
1.3 Особенности формирования кадров в системе среднего
профессионального образования 22
2. ОЦЕНКА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ГБПОУ СО «УРАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
И СЕРВИСА» 33
2.1.Общая характеристика техникума 33
2.2 Оценка кадрового потенциала техникума 39
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ 51
3.1 Аттестация как фактор, обеспечивающий
профессиональный рост педагогов 51
3.2 Организация мероприятий по повышению квалификации
педагогических работников 58
3.3 Проектная деятельность педагогических работников как
результат повышения профессионализма педагогов 63
3.4 Разработка проекта программы по совершенствованию
развития кадрового потенциала ГБПОУ СО «УрТАТиС» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
1. Структурная схема управления 81
2. План-отчет методической работы преподавателя, мастера
производственного обучения 82
3. Аналитический отчет преподавателя 87
4. Методические рекомендации по созданию персонального
сайта педагога 96
5. Положение об организации стажировок для педагогических
работников и мастеров производственного обучения 102
6. Программа стажировки 112
7. Презентация к уроку «Формирование общих и
профессиональных компетенций как условие повышения качества СПО» 115
8. Проект по обеспечению соответствия материально
технической базы образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, современным требованиям
9. Программа развития кадрового потенциала ГБПОУ СО
«УрТАТиС» (Проект)
Наиболее важной проблемой современного образования является создание условий формирования трудового потенциала кадров для учебных заведений. Тенденции современного общества, связанные с применений новых информационных технологий, широкое распространение мобильных устройств, цифровизация современного информационного общества привели к снижению внимания к людям, осуществляющим образовательную деятельность
Актуальность заявленный темы обусловлена важностью получения образования, необходимостью подготовки высокопрофессиональных, грамотных специалистов, специалистов, которые востребованы рынком труда. С другой стороны, актуальность исследования обусловлена и новыми требованиями, которые должны предъявляться и к преподавателям, готовящим востребованных специалистов, и, следовательно, необходимостью постоянно повышать свой профессиональный уровень, знать о инновационных процессах, происходящих в конкретных отраслях, иметь время на прохождение полноценного повышения квалификации. Таким образом, реформирование системы образования, в первую очередь затрагивает интересы самих участников образовательного процесса, и прежде всего преподавателей. К сожалению, современная ситуация не позволяет в полном объеме педагогу системы среднего профессионального образования реализовывать поставленные перед ним задачи, как и заниматься саморазвитием и отслеживанием основных тенденций отрасли, в которой он специализируется. Поэтому руководству каждой конкретной организации необходимо более пристальное внимание уделять формированию грамотной кадровой политики, которая бы способствовала развитию профессиональных интересов педагогического коллектива. При этом необходимо уделять внимание формированию следующих условий:
• осознание необходимости изменений целей, методов и характера управления системой образовательной среды;
• учитывать региональные и национальные особенности, а также современные тенденции в развитии и управлении образовательной организацией и образовательными подсистемами.
Выходом для решения имеющихся в системе управления кадровым потенциала проблем может стать разработка новой программы, направленной на формирование высокопрофессионального и востребованного кадрового потенциала, которая, должна быть основана с учетом основных критериев роста профессиональной компетенции преподавателя, а также была бы гуманной, доступной, понятной всеми участниками образовательного процесса, и в первую очередь, педагогами.
Цель исследования: проанализировать развитие кадрового потенциала конкретной образовательной организации среднего профессионального образования для внесения предложений по созданию условий эффективного формирования кадрового потенциала в ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса».
Объект исследования - кадровый потенциал ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса».
Предмет исследования - условия формирования кадрового потенциала в ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса».
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования были определены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические и методологические аспекты развития кадрового потенциала в целом и особенности, характерные для среднего профессионального образования;
• проанализировать, дать оценку и выделить проблемы развития кадрового потенциала конкретной образовательной организации среднего профессионального образования - Уральского техникума автомобильного транспорта и сервиса;
• предложить практические рекомендации по основным условиям формирования кадрового потенциала в Уральском техникуме автомобильного транспорта и сервиса.....
В настоящее время, при тотальном изменении окружающего нас мира, огромных перемен в экономике, изменений в обществе в целом, меняются требования к системе профессионального образования. Современному экономическому сектору нужны новые специалисты, которые будут нацелены на эффективную работу предприятий.
Для того, чтобы подготовить таких специалистов, необходимо привести в соответствие ту систему, которая должна их подготовить. Этой системой является система профессионального образования.
Из вышесказанного, можно сделать определенный вывод - необходимы кардинальные перемены в формировании и развитии кадров, которые будут всецело отвечать требованиям, предъявляемым обществом.
Вопросы развития кадров и их профессионального потенциала являются основополагающей и главной проблемой современного образования.
Наши исследования, подтвердили актуальность выдвинутой проблемы и представленную гипотезу.
Сегодня необходимы новейшие подходы для решения кадровых вопросов.
Совсем недавно перед руководителями профессиональных образовательных организаций стоял вопрос приведения в соответствие своих работников профессиональным стандартам. То теперь, на первое место выходят проблемы методик и технологий исполнения данных процессов.
По проведенным исследованиям кадрового состава ГБПОУ СО «УрТАТиС» были проанализированы данные, а также выявлены основные проблемы в развитии потенциала педагогических работников.
Как выяснилось, ситуация достаточно не простая, но злободневная.
Перед нами стояла задача, найти экстренные пути решения данной проблемы. Анализ, проведенный в техникуме, показал, что педагогические работники достаточно ответственно относятся к своим профессиональным обязанностям, но ряд объективных и субъективных причин не позволяют им уделять большое внимание этим вопросам. Основными причинами являются отсутствие мотивации, которая состоит их недостаточности достойного материального стимулирования, огромной загруженности в аудиторной и внеаудиторной работе. Огромное количество отчетности и достаточно высокие требования потребителей образовательных услуг не позволяют в полном объеме заниматься саморазвитием.
Из этого следует, что управленческой структуре ГБПОУ СО «УрТАТиС» просто необходимо создать все условия для оптимального и качественного решения вопросов развития педагогических работников.
Как раз и для этого существует методическая служба техникума. Одной из основных задач работы, является разработка документов и методических материалов для оптимизации затрат педагогов на свое развитие.
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы, нами были изучены нормативно-правовые документы и методические рекомендации вышестоящих организаций.
Разработаны следующие документы:
• Форма Плана-отчета методической работы преподавателя,мастера производственного обучения.
• Макет аналитического отчета для представления своих профессиональных достижений при аттестации педагога.
• Методические рекомендации для создания сайта педагога.
• Положение об организации стажировок для педагогических работников и мастеров производственного обучения.
• Программа стажировки по теме: «Развитие профессиональных компетенций преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих образовательные программы по укрупненной группе профессий/специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта»....
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ// Российская газета. 2012. 31 декабря.
2. Устав ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса» от 2018 г. (не опубликовано).
3. Положение о методической службе техникума от 05.09.2017 № М-09. (не опубликовано).
4. Положение о педагогическом совете ГБПОУ СО «УрТАТиС» от 05.09. 2017 № У-07. (не опубликовано).
5. Положение о предметной цикловой комиссии ГБПОУ СО «УрТАТиС» от 05.09. 2017 № М-13. (не опубликовано).
6. Положение об аттестации педагогических работников ГБПОУ СО «УрТАТиС» от 03.09.2015 № М-11. (не опубликовано).
7. Положение об аттестации педагогических работников техникума от 03.09.2015 № М-12. (не опубликовано).
8. Отчет ГБПОУ СО «УрТАТиС» «Мониторинг СПО-1» на 01.10.2019. (не опубликовано).
Литература:
9. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. Москва: Политиздат, 1985. 263 с.
10. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации. Москва: Прогресс, 1985. 231с.
11. Афанасьев В.Г. Системность и общество. Москва: Политиздат, 1980. переиздано: Москва: ЛЕНАНД, 2018. 2-е изд. 368 с.
12. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности
педагогических исследований: Дидактический аспект: научное издание. Москва: Педагогика, 1982. С. 188-190.
13. Беспалько В.П. Москва: Педагогика, 1988. 160 с.
14. Бестужев-Лада И.В. Социальные аспекты моделей управления. Москва: Олимп, 2015. 384 с.
15. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода: учебник. Москва: Наука, 1973. 272 с...63