Введение 3
Глава 1. «Советская Россия с 1917 по 1920-е гг.: образование и становление нового государства» 10
1.1. «Что такое большевизм?»: осмысление истоков Октябрьской революции и
гражданской войны 10
1.2. Влияние голода 1921-1923 гг. на восприятие РСФСР в сиро -палестинской
прессе 26
1.3. «Как Россия сеет зерна революции в Азии»: анализ восточной политики
большевиков в 1920-нач. 1930-х гг 32
Выводы к главе 42
Глава 2. «СССР в 1924-1939 гг.: внутренняя и внешняя политика» 45
2.1. Реформаторская деятельность большевиков в 1924-1930-х гг 45
2.2. Антимусульманская кампания в СССР. Отклик на Ближнем Востоке 55
2.3. СССР на международной арене 1933-1939 гг 60
Выводы к главе 65
Глава 3. Советский Союз в 1939-1941 гг. «Красная угроза» или «агрессивная оборона»? 67
3.1. Восточноевропейская политика СССР (август-декабрь 1939 г.) 67
3.2. Советско-финляндская война (ноябрь 1939 - март 1940 гг.) 82
3.3. Внешнеполитическая активность СССР после «Зимней войны» (март 1940 -
июнь 1941 гг.) 99
Выводы к главе 107
Заключение 110
Список литературы и источников 113
Приложение 1. Характеристика печатных изданий 122
Приложение 2. Иллюстративные материалы 128
К началу XX столетия, в связи с повсеместным возникновением и развитием печатных СМИ, среди арабских журналистов, интеллектуалов и политиков резко возрастает интерес к далёкой и бескрайней России, её истории, государственному устройству, образу жизни населения, а также геополитическим амбициям царей. При этом формирование представлений общественности о нашей стране происходило не столько за счёт личных контактов с русскими миссионерами, паломниками и путешественниками или наблюдений арабов, посещавших Россию, сколько именно посредством трансляции среди народов Ближнего Востока западноевропейского, преимущественно британского взгляда на Россию, чаще всего имевшего негативную, пропагандистскую окраску. Свой отпечаток на английское восприятие России, как считает известный отечественный историк А.А.Громыко, наложило противостояние двух мировых империй, особенно обострившееся в годы Крымской войны 1853-1856 гг1. Другие исследователи полагают, что корни феномена России как изначально «чужой» и «враждебной» для Европы страны следует искать в Средние века, когда набиравшее силу Московское княжество (позднее — царство) впервые стало открываться иностранным дипломатам и путешественникам2. Как бы то ни было, европейская репрезентация образа России, насаждавшаяся в оккупированных ими странах Востока, практически вытеснила все альтернативные точки зрения по этому вопросу.
Среди арабских мыслителей, например, важное значение при характеристике внешней политики Российской империи приобрела разоблачённая ещё в сер. XIX в. созданная европейцами подделка, известная как «Завещание Петра Великого»1, в котором император якобы наставляет своих потомков вести постоянные завоевательные войны с соседями, присоединить Константинополь, выйти к берегам Персидского залива и захватить Индию . О «завещании» в своих «Письмах из Ливана» упоминает и крупный отечественный востоковед А.Е.Крымский. В разговоре с местным жителем он выяснил, что Россия по некоему «Васыйе» Петра I должна воевать с османами каждые 20 лет . О том, насколько сильно данная фальшивка закрепилась в общественном сознании народов арабского мира, также свидетельствует её активное применение и в современных СМИ . В то же время, следует сказать, что сама фигура императора Петра Великого и его реформаторская деятельность открыто вызывали симпатии у большинства авторов того времени.
На уже упомянутый западный образ России арабы, как порабощённая нация, накладывали и свои собственные представления об этой стране. По мнению некоторых мыслителей, Россия, так же как Великобритания или Франция, является колонизаторской державой, желающей поработить ослабленные в военно-политическом отношении страны Востока. Первым препятствием на пути реализации этой цели стала Япония, с которой Россия столкнулась в 1904 г. Разгром русской императорской армии в Манчжурии и Порт-Артуре отметился небывалым воодушевлением народов по ту сторону Азии, считавших поражение России первым шагом на пути к освобождению всего Востока от иноземного господства .
Появление на карте нового государства — Советского Союза, чьи лидеры публично отвергли всю империалистическую политику прошлого, не привело к кардинальному изменению образа России в арабском мире. Скорее к ставшим уже традиционными для ближневосточной прессы признакам нашей страны добавились новые характерные черты: милитаризм, стремление к кровавому свержению существующего мирового порядка и преобразованию привычной для всех наций системы социально-экономического устройства, ликвидация религии и традиций, как формы порабощения масс. Учитывая и обстоятельство международной изоляции Советской России в 1920-е гг., непризнание большинством стран мира легитимности социалистического режима, а также организованную со стороны держав Запада масштабную информационную кампанию против большевиков арабской периодике приходилось принимать на веру часто крайне искажённые или даже мифологизированные данные, предоставлявшиеся из стран-метрополий. Кроме того, при характеристике советских внешнеполитических стремлений арабы нередко подчёркивали преемственность СССР империалистическому курсу царского периода, утверждая, что Россия, вне зависимости от господствующего режима, ввиду географического положения, всегда будет пытаться расширить свои естественные пределы, в том числе за счёт ликвидации суверенитета соседствующих с ней стран. Проявлялось это и в титулах политических деятелей, которые журналисты самостоятельно подбирали для них. Например, И.В.Сталина арабы называли «красным диктатором», «красным монархом» или просто «российским деспотом».
Периодичность выпускавшихся статей об СССР зависела как от конкретных событий, произошедших в России и имевших широкую огласку на Западе, так и от интереса читателей того или иного издания. Например, аудитория журнала «ал-Хилал» в нач. 1920-х гг. всегда просила редакцию напечатать как можно больше заметок о Советском Союзе и истории его возникновения. Но из-за ограниченного потока сведений аналитические заметки выпускались с опозданием, иногда даже на несколько месяцев. Чтобы заполнить информационный вакуум, нередко журналисты просто переводили на арабский наиболее заметные публикации из английских, французских или американских СМИ.
Свою роль в разоблачении большевистского строя сыграли и крупные философы, историки и общественно-политические деятели 1920-1930-х гг. Среди них особенно выделялись ‘Аббас Махмуд ал-‘Аккад, Ахмад Хасан аз- Зайат, Таньюс ‘Абдо, Мухаммад ‘Авад Мухаммад, Эмиль Зейдан и др. Ключевым обоснованием их критики в адрес коммунизма являлось то, что эта идеология, наряду с фашизмом и нацизмом, отрицает все существующие природные и человеческие законы и своей риторикой проявляет враждебность ко всем странам мира. В те годы они считали британское и французское господство в регионе меньшим из зол по сравнению с порядками, которые готовятся принести на своих штыках А.Гитлер, Б.Муссолини и И.В.Сталин1.
Стоит, однако, сказать, что, несмотря на всё неприятие предлагаемой большевиками модели государственного развития, российский опыт вооружённой борьбы за обеспечение прав народа, находил положительный отклик в душах многих национально-мыслящих арабов. «Россия освободилась от своих угнетателей, и мы идём по её пути», — заявляли лидеры
марокканского антиколониального движения Рифской республики. В газетах упоминались и позитивные внутренние реформы, в частности, меры по распространению грамотности, введению гендерного равноправия, улучшению условий жизни рабочих и т. д. Между тем количество таких публикаций было незначительным, и на фоне общего числа статей они не могли оказать сколь- либо значительное влияние на изменение представлений об СССР.
Как показывает история формирования и развития образа России на Западе, его репрезентация теряет былые очертания в тот момент, когда перед Европой нависает более серьёзная опасность, нежели русская угроза с Востока — будь то экспансия Наполеона Бонапарта или агрессивная политика А.Гитлера. В поисках союзников в противостоянии этим силам европейцы всегда обращались за помощью к русским/советским правителям, призывая объединиться с ними в военную коалицию. Именно в такое время Россия на страницах прессы превращается из страны-изгоя в стратегического союзника, с которым можно и нужно сотрудничать . Данное явление было, в некоторой степени, характерно и для арабских печатных изданий кон. 1930-х гг.
Актуальность поставленной проблемы обусловлена очень слабой изученностью темы восприятия внутренней и внешней политики СССР в прессе стран Арабского Востока. При этом, количество статей, в той или иной степени связанных с СССР в 1920-1930-е гг., в имеющихся сегодня в свободном доступе газетах и журналах, позволяет провести полноценное и крупное исследование, а также ввести в научный оборот целый ряд новых источников, важных для дальнейшего раскрытия более широкой проблемы образа России, как имперского, так и советского и постсоветского периодов.
Выпускная квалификационная работа делится на 3 главы и 9 параграфов, каждый из которых затрагивает конкретную проблему образа внутренней и внешней политики России в арабской прессе в период с 1917 по 1941 гг. Исследуется взгляд интеллектуалов на возникновение идеологии большевизма и причины Октябрьской революции, борьбу с голодом в Поволжье 1921-1923 гг., политику СССР на Востоке в 1920-1930-е гг., реформаторскую деятельность коммунистов, притеснения мусульманского населения, дипломатические усилия Советского Союза в Европе в 1930-е гг., заключение т. н. пакта «Молотова-Риббентропа» в августе 1939 г., советско-финляндскую войну 1939¬1940 гг. и внешнеполитическую активность СССР за год до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В ходе написания работы были задействованы труды зарубежных авторов, в той или иной степени обращавшихся к обозначенной тематике. Среди них следует особо выделить:
1) Книгу израильского и американского исследователей Израэля Гершони и Джеймса Янковски «Confronting Fascism in Egypt Dictatorship versus Democracy in the 1930s» (2009)1. В данном труде на конкретных примерах из периодики авторы пытаются опровергнуть утверждения о том, что интеллектуальная элита арабских государств в 1930-е гг. симпатизировала фашизму. В рамках отражения образа Третьего рейха в египетской прессе в книге косвенно рассматривается и реакция арабов на подписание советско- германского пакта о ненападении и раздел Польши осенью 1939 г.
2) Сборник статей под редакцией Израэля Гершони «Arab Responses to Fascism and Nazism: Attraction and Repulsion», изданный в 2014 г . Книга продолжает тему восприятия нацизма и фашизма в странах Ближнего Востока, отводя немало внимания и образу СССР.
3) Фундаментальный труд Ами Аялона по истории арабской периодической печати «The Press in the Arab Middle East: A History» . Несмотря на то, что книга была опубликована уже достаточно давно — в 1995 г., она по сей день остаётся наиболее комплексным из всех существующих исследований по ближневосточной прессе.
Источниковедческой базой данной работы являются материалы египетских, ливанских и палестинских журналов и газет первой половины XX в.: ал-Хилал, ар-Рисала, ал-Муктатаф, Ахир Са‘а, ал-Иснайн ва ад-Дуниа, ал- Маджалла ал-Джадида, ал-Манар, ас-Сакафа, ал-Машрик, Филастын, ад-Дифа‘, Хакикат ал-Амр, ал-Джами‘а ал-‘Арабийа, Лисан ал-‘Араб, ан-Нафир, Мира’ат аш-Шарк, Ал-‘Ирфан и Ан-Нафа’ис ал-‘Асрийа. С подробной характеристикой периодики можно ознакомиться в приложении 1 к данной дипломной работе. Выбор указанных изданий обусловлен как их общедоступностью для научного анализа, так и наличием на их страницах публикаций о Советской России в 1920-1930-е гг. В работе также присутствует приложение с иллюстрациями из исследуемых статей (См. Приложение 2).
Цель работы: определить базовые концепции, на основе которых происходило выстраивание представлений об СССР у населения стран арабского мира, а также выяснить, какое значение они имели для прессы в тот или иной промежуток времени.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить особенности публиковавшихся на страницах арабской печати материалов о Советской России, их характер и транслируемые для читательской аудитории идеи.
2) Выяснить, какие события, связанные с СССР в межвоенное время, больше всего привлекали арабских журналистов.
3) Определить используемые арабскими авторами источники информации об СССР.
Контент-анализ обозначенных в работе публикаций ряда египетских, ливанских и палестинских газет и журналов позволяет в целом раскрыть разнообразие сложившихся в регионе оценок внутренней и внешней политики Советской России/СССР в период с 1917 по 1941 гг., а также то, при каких обстоятельствах происходило изменение подходов к изложению ключевых событий истории нашей страны в первой половине XX в.
Главным идеологическим конструктом, на основе которого происходило складывание образа СССР в арабской прессе, была западная концепция т.н. «Красной угрозы» — страха перед распространением мировой социалистической революции, посредством которой большевики хотят объединить под своей тиранической властью всё человечество. Для арабов эти опасения подкреплялись множеством сообщений о преследовании мусульман в СССР, деятельности агентов Коминтерна по разжиганию протестных настроений в Египте, Палестине, Персии и Турции и т.д. Основными источниками информации о России того периода для арабских СМИ служили материалы из американских, британских и французских печатных изданий, таких как «Reuters», «Associated press», «Daily Mail», «Daily Telegraph», свидетельства очевидцев, в том числе тех, кто посещал страны Ближнего Востока, научные исследования европейских и американских авторов, а также, в конкретных случаях, заметки из шведской, финляндской, польской, турецкой и даже германской прессы.
Общий объём и количество публиковавшихся в прессе статей говорит о высокой заинтересованности читателями Ближнего Востока ситуацией в далёком от них СССР. Такое внимание было обусловлено, с одной стороны, появлением сторонников большевиков на Ближнем Востоке, а с другой — стремлением интеллектуалов самим осмыслить те или иные действия советского правительства как внутри страны, так и за её пределами. Немало было публикаций и аналитического характера, авторы которых публично отказывались от использования в качестве источников материалы популярных западных СМИ тех лет.
Важно также сказать, что, как и на Западе, отражаемый в арабской прессе образ СССР носил, в большинстве своём, ситуативный характер. В зависимости от изменения международной политической обстановки СССР изображался то в виде образцового социального государства, то как один из главных «врагов человечества», с которым необходимо усиленно бороться. Некоторые перемены в этом отношении наметились в 1938-летом 1939 гг., после того, как в мире возникла гораздо более весомая опасность, а именно, формирующийся военный блок во главе с Третьим рейхом. Однако подписание в августе 1939 г. т.н. «Пакта Молотова-Риббентропа» прервало этот процесс, а с началом т.н. «Зимней войны» 1939-1940 гг. антисоветская повестка на страницах периодики достигнет пика за все два десятилетия существования социалистического строя. Поражение Франции в июне 1940 г. вновь поднимет вопрос о стратегическом альянсе Запада с СССР, из-за чего положительным корректировкам подвергнется и сам образ Советского Союза. Фундаментальный переворот в восприятии СССР произойдёт только в связи с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда арабская печать проникнется сочувствием той доле, которая выпала на советский народ в эти годы, а также восхитится отвагой солдат Красной армии в их борьбе за освобождение родной земли.
Стоит добавить, что в работе была задействована только малая часть из имеющихся на сегодняшний момент в свободном доступе материалов периодической печати. Учитывая, что большинство газет и журналов Арабского Востока не были подвергнуты научному анализу, учёным ещё предстоит заполнить этот пробел в исторических исследованиях. Кроме того, продолжение исследования обозначенной в работе тематики позволит проследить истоки некоторых представлений о России и русском народе, которые и по сей день продолжают в определённой степени доминировать в различной как либерально-демократической, так и националистической прессе стран Ближнего Востока.