«Определённость/неопределённость» в качестве синтаксической доминанты описания (на материале рассказа Евгения Водолазкина «Детский сад»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Понятие «определенность/неопределенность» в исследованиях разных учёных 8
1.2. Способы и средства выражения категории «определенность/неопределенность» 12
1.2.1. Лексические способы выражения категории
«определенность/неопределенность» 12
1.2.2. Грамматический способ выражения категории
«определенность/неопределенность» 13
1.2.3. Морфологические способы выражения категории
«определенность/неопределенность» 15
1.2.4. Синтаксические способы выражения категории
«определенность/неопределенность» 16
1.3. Структурная организация описания как функционально-смысловой тип
речи 20
1.4. Синтаксическая организация текста у Е. Водолазкина 23
ВЫВОДЫ 26
ГЛАВА II. СРЕДСТВА ОПРЕДЕЛЁННОСТИ/ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ В РАССКАЗЕ ЕВГЕНИЯ ВОДОЛАЗКИНА «ДЕТСКИЙ САД» 27
2.1. Лексические способы выражения категории «определенность/неопределенность» 27
«определенность/неопределенность» 30
2.3. Морфологические способы выражения категории
«определенность/неопределенность» 32
2.4. Синтаксические способы выражения категории
«определенность/неопределенность» 35
ВЫВОДЫ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
СПИСОК СЛОВАРЕЙ 47
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Понятие «определенность/неопределенность» в исследованиях разных учёных 8
1.2. Способы и средства выражения категории «определенность/неопределенность» 12
1.2.1. Лексические способы выражения категории
«определенность/неопределенность» 12
1.2.2. Грамматический способ выражения категории
«определенность/неопределенность» 13
1.2.3. Морфологические способы выражения категории
«определенность/неопределенность» 15
1.2.4. Синтаксические способы выражения категории
«определенность/неопределенность» 16
1.3. Структурная организация описания как функционально-смысловой тип
речи 20
1.4. Синтаксическая организация текста у Е. Водолазкина 23
ВЫВОДЫ 26
ГЛАВА II. СРЕДСТВА ОПРЕДЕЛЁННОСТИ/ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ В РАССКАЗЕ ЕВГЕНИЯ ВОДОЛАЗКИНА «ДЕТСКИЙ САД» 27
2.1. Лексические способы выражения категории «определенность/неопределенность» 27
«определенность/неопределенность» 30
2.3. Морфологические способы выражения категории
«определенность/неопределенность» 32
2.4. Синтаксические способы выражения категории
«определенность/неопределенность» 35
ВЫВОДЫ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
СПИСОК СЛОВАРЕЙ 47
Синтаксическая определённость и неопределённость в литературных текстах представляют интерес для лингвистов и литературоведов.
Категория определённости-неопределённости изучается в лингвистике с середины 19 века. В настоящее время в лингвистических исследованиях активно изучаются различные аспекты выражения определенности и неопределенности в современном русском языке. Существует ряд научных работ, посвященных анализу способов выражения уровня определенности или неопределенности в высказываниях. Ученые рассматривают синтаксические, морфологические и семантические особенности языка с целью выявления тенденций в использовании определенных и неопределенных конструкций. Эти исследования способствуют более глубокому пониманию языковых механизмов, лежащих в основе выражения степени определенности и неопределенности в современном русском языке.
В разное время определенность-неопределенность в русском языке рассматривали такие ученые, как Е.М. Галкина-Федорук (1963) исследовала выражение неопределённости в современном русском языке неопределенными наречиями и местоимениями. Н.С. Поспелов (1970) проводил исследования в области семантики и синтаксиса русского языка. Его работы касались определенности и неопределенности как семантических и синтаксических категорий. С.А. Крылов называет категорию определенно сти- неопределенности понятийной категорией детерминации и считает, что она имплицитно выражается «почти всеми основными грамматическими механизмами современного русского языка» (Крылов 1984, 124). А.В. Бондарко (1992) изучал системы функционально-семантических полей. Он заключает, что семантическая категория определенности-неопределенности является результатом оценки говорящим коммуникативной ситуации.
Исследование синтаксических особенностей в рассказе Евгения Водолазкина «Детский сад» с точки зрения определённости и неопределённости как синтаксической доминанты описания имеет актуальное значение как для литературных исследований, так и для понимания современной литературы.
Вышесказанное определяет очевидную актуальность данной темы.
Объектом исследования является категория определенности-
неопределенности.
Предметом исследования выступает определённость/ неопределённость в качестве синтаксической доминанты описания на материале рассказа Евгения Водолазкина «Детский сад».
Цель исследования анализ особенностей функционирования определённости и неопределённости в качестве синтаксической доминанты описания в рассказе Евгения Водолазкина "Детский сад".
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить базовый круг теоретических понятий.
2. Представить существующую полемику в научных кругах относительно обозначенной категории и обозначить точку зрения, которой автор придерживается в работе
3. Проанализировать рассказ "Детский сад" Евгения Водолазкина с точки зрения синтаксических конструкций, которые создают определённость и неопределённость в тексте.
4. Исследовать влияние синтаксической определённости и неопределённости на интерпретацию и восприятие произведения читателями.
5. Выявить возможные структурные и стилистические особенности, связанные с использованием определённости и неопределённости в рассказе.
6. Сформулировать выводы и обобщения на основе анализа, подтверждающие или опровергающие гипотезы исследования.
7. Предложить рекомендации или выводы, которые могут быть полезными для дальнейших исследований в области структуры текста и лингвистического анализа литературы.
Методы исследования:
• метод сплошной выборки;
• метод количественного анализа;
• описательный метод;
• метод контекстуального анализа при классификации единиц.
Материалом исследования служит картотека с примерами из рассказа Евгения Водолазкина «Детский сад».
Гипотеза: Категория определённости-неопределённости в рассказе Е. Водолазкина является стилеобразующей, определяя развитие сюжета.
Новизна исследования заключается в выборе предмета исследования, так как, во-первых, проза Е.Водолазкина является достаточно новым явлением, а во-вторых, категория определённости-неопределённости никогда ранее не применялась в качестве критерия построения текста этого автора.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены при дальнейшем изучении категории определенности/неопределенности.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные выводы могут быть применены в учебном процессе для углубленного анализа литературных текстов и обогащения учебной программы.
Структура работы состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.
Категория определённости-неопределённости изучается в лингвистике с середины 19 века. В настоящее время в лингвистических исследованиях активно изучаются различные аспекты выражения определенности и неопределенности в современном русском языке. Существует ряд научных работ, посвященных анализу способов выражения уровня определенности или неопределенности в высказываниях. Ученые рассматривают синтаксические, морфологические и семантические особенности языка с целью выявления тенденций в использовании определенных и неопределенных конструкций. Эти исследования способствуют более глубокому пониманию языковых механизмов, лежащих в основе выражения степени определенности и неопределенности в современном русском языке.
В разное время определенность-неопределенность в русском языке рассматривали такие ученые, как Е.М. Галкина-Федорук (1963) исследовала выражение неопределённости в современном русском языке неопределенными наречиями и местоимениями. Н.С. Поспелов (1970) проводил исследования в области семантики и синтаксиса русского языка. Его работы касались определенности и неопределенности как семантических и синтаксических категорий. С.А. Крылов называет категорию определенно сти- неопределенности понятийной категорией детерминации и считает, что она имплицитно выражается «почти всеми основными грамматическими механизмами современного русского языка» (Крылов 1984, 124). А.В. Бондарко (1992) изучал системы функционально-семантических полей. Он заключает, что семантическая категория определенности-неопределенности является результатом оценки говорящим коммуникативной ситуации.
Исследование синтаксических особенностей в рассказе Евгения Водолазкина «Детский сад» с точки зрения определённости и неопределённости как синтаксической доминанты описания имеет актуальное значение как для литературных исследований, так и для понимания современной литературы.
Вышесказанное определяет очевидную актуальность данной темы.
Объектом исследования является категория определенности-
неопределенности.
Предметом исследования выступает определённость/ неопределённость в качестве синтаксической доминанты описания на материале рассказа Евгения Водолазкина «Детский сад».
Цель исследования анализ особенностей функционирования определённости и неопределённости в качестве синтаксической доминанты описания в рассказе Евгения Водолазкина "Детский сад".
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить базовый круг теоретических понятий.
2. Представить существующую полемику в научных кругах относительно обозначенной категории и обозначить точку зрения, которой автор придерживается в работе
3. Проанализировать рассказ "Детский сад" Евгения Водолазкина с точки зрения синтаксических конструкций, которые создают определённость и неопределённость в тексте.
4. Исследовать влияние синтаксической определённости и неопределённости на интерпретацию и восприятие произведения читателями.
5. Выявить возможные структурные и стилистические особенности, связанные с использованием определённости и неопределённости в рассказе.
6. Сформулировать выводы и обобщения на основе анализа, подтверждающие или опровергающие гипотезы исследования.
7. Предложить рекомендации или выводы, которые могут быть полезными для дальнейших исследований в области структуры текста и лингвистического анализа литературы.
Методы исследования:
• метод сплошной выборки;
• метод количественного анализа;
• описательный метод;
• метод контекстуального анализа при классификации единиц.
Материалом исследования служит картотека с примерами из рассказа Евгения Водолазкина «Детский сад».
Гипотеза: Категория определённости-неопределённости в рассказе Е. Водолазкина является стилеобразующей, определяя развитие сюжета.
Новизна исследования заключается в выборе предмета исследования, так как, во-первых, проза Е.Водолазкина является достаточно новым явлением, а во-вторых, категория определённости-неопределённости никогда ранее не применялась в качестве критерия построения текста этого автора.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены при дальнейшем изучении категории определенности/неопределенности.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные выводы могут быть применены в учебном процессе для углубленного анализа литературных текстов и обогащения учебной программы.
Структура работы состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.
В ходе исследования были проанализированы средства выражения категории определенности/неопределенности в рассказе Евгения Водолазкина "Детский сад". Исследование показало, что категория определенность и неопределенность играют важную роль в структуре и смысловой организации текста.
Анализ лексических, грамматических, морфологических и синтаксических средств выявил, как автор использует различные языковые приемы для выражения определенности и неопределенности. Эти приемы помогают создать особую атмосферу текста, передать эмоциональное состояние персонажей и вызвать определенные ассоциации у читателя. Например, использование определенных имен и названий может усилить реалистичность и конкретность описываемых событий, в то время как неопределенные местоимения, лексика с неопределенным значением, могут придать тексту загадочность и неопределенность. Такие средства позволяют читателю лучше погрузиться в мир произведения и лучше понять внутренний мир персонажей, их чувства и эмоции.
Синтаксическая доминанта описания, включающая в себя разнообразные синтаксические конструкции и обороты, также играет важную роль в выражении определенности и неопределенности. Автор использует различные синтаксические приемы для достижения желаемого эффекта и создания особого стиля повествования. Условные конструкций, таких как "если бы", помогают выразить неопределенность относительно возможного исхода или события. Использование причастных оборотов может добавить дополнительную информацию о событиях или действиях, при этом не всегда однозначно определяя их. Вводные слова и фразы, которые присутствуют в предложении для выражения определенных смысловых оттенков или добавления дополнительной информации, тем самым вносят определенность и неопределенность в повествование.
Таким образом, исследование позволило получить глубокое понимание того, как категория определенность и неопределенности влияет на структуру и смысл текста, а также какие языковые средства используются для её выражения. Это позволяет лучше понять художественные приемы Евгения Водолазкина и их роль в созданных им произведений. Результаты исследований могут быть полезны в преподавании литературы и лингвистики, помогая студентам лучше понимать сложные аспекты текста. Они также могут быть применимы в литературной критике и редактуре.
Анализ лексических, грамматических, морфологических и синтаксических средств выявил, как автор использует различные языковые приемы для выражения определенности и неопределенности. Эти приемы помогают создать особую атмосферу текста, передать эмоциональное состояние персонажей и вызвать определенные ассоциации у читателя. Например, использование определенных имен и названий может усилить реалистичность и конкретность описываемых событий, в то время как неопределенные местоимения, лексика с неопределенным значением, могут придать тексту загадочность и неопределенность. Такие средства позволяют читателю лучше погрузиться в мир произведения и лучше понять внутренний мир персонажей, их чувства и эмоции.
Синтаксическая доминанта описания, включающая в себя разнообразные синтаксические конструкции и обороты, также играет важную роль в выражении определенности и неопределенности. Автор использует различные синтаксические приемы для достижения желаемого эффекта и создания особого стиля повествования. Условные конструкций, таких как "если бы", помогают выразить неопределенность относительно возможного исхода или события. Использование причастных оборотов может добавить дополнительную информацию о событиях или действиях, при этом не всегда однозначно определяя их. Вводные слова и фразы, которые присутствуют в предложении для выражения определенных смысловых оттенков или добавления дополнительной информации, тем самым вносят определенность и неопределенность в повествование.
Таким образом, исследование позволило получить глубокое понимание того, как категория определенность и неопределенности влияет на структуру и смысл текста, а также какие языковые средства используются для её выражения. Это позволяет лучше понять художественные приемы Евгения Водолазкина и их роль в созданных им произведений. Результаты исследований могут быть полезны в преподавании литературы и лингвистики, помогая студентам лучше понимать сложные аспекты текста. Они также могут быть применимы в литературной критике и редактуре.
Выдержки из бакалаврской работы - «Определённость/неопределённость» в качестве синтаксической доминанты описания (на материале рассказа Евгения Водолазкина «Детский сад»)
Содержание бакалаврской работы - «Определённость/неопределённость» в качестве синтаксической доминанты описания (на материале рассказа Евгения Водолазкина «Детский сад»)



