СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1. Основные формы подготовки и повышения квалификации
педагогических кадров на современном этапе развития
образования 11
1.2. Роль стажировки преподавателей колледжа в системе
непрерывного образования 28
1.3. Нормативно-правовая документация регулирующая процесс
повышения квалификации педагогических работников 36
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 55
2.1 Характеристика ГБПОУ СО «Талицкий лесотехнический колледж 55 им. Н.И. Кузнецова» филиал Тугулым
2.2. Сравнительный анализ организаций действующих в системе
повышения квалификации с различными формами обучения 62
2.3. Разработка перспективного плана повышения квалификации
преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУР 104
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
1. Анкета изучение профессионального развития педагогов «ТЛК
им. Н.И. Кузнецова» 110
2. Перспективный план повышения квалификации педагогических
работников ГБПОУ СО «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова» филиал Тугулым на период 2020-2025 годы 112
3. Положение «О профессиональной переподготовке, повышении 115
квалификации и стажировки педагогических работников»
4. Акт внедрения 125
5. Требования к квалификации педагогических работников
среднего профессионального образования 126
6. Журнал работы цикловой комиссии 128
Одним из важнейших стремительно развивающихся секторов экономики Российской Федерации является среднее профессиональное образование. Реформы в сфере образования предполагают новое качество педагогической деятельности, вследствие чего образовательные организации вступают в конкурентную борьбу за рынок потребителей своей продукции. В связи с этим на первый план выходит вопрос качества подготовки преподавателей среднего профессионального образования и становится одним из наиболее важных аспектов развития сферы образования в целом.
Основой экономического роста является модернизация средств образования, что определено в Конвенции долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года. На сегодняшний день перестраивающаяся структура образования, ориентируется на социальную и профессиональную успешность преподавателя. Преобразование социальноэкономических факторов в системе среднего профессионального образования выражается разнообразием услуг и личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Рассматривая модернизацию образования РФ в целом, мы приходим к выводу, что одной из приоритетных задач является повышение статуса, профессионализма и конкурентоспособности преподавателей среднего профессионального образования.
Теоретические аспекты повышения квалификации были рассмотрены И.И. Щербаковым, И.В. Исаевым, Л.Ф. Спириной и др. В данных работах исследуются и обосновываются цели, задачи и структура педагогического образования и процессы профессиональной подготовки преподавателей.
Исследованиями проблем управления методической работой преподавателей занимались П.И. Третьякова, Ю.В. Васильева, М.М. Поташкина, Г.Н. Серикова и др.
Профессиональное становление и развитие преподавателя в системе повышения квалификации рассматривали в своих исследованиях С.Г. Молчанов, А.Н. Зевина Е.П. Тонконогая, Д.Ф. Ильясов и др.
Новые существенные подходы к профессиональной подготовке преподавателей выявлены в исследованиях А.В. Вербицкого, Н.М. Яковлевой, Е.Г. Белозерцевой и др.
Анализируя современные исследования за последние годы, приходим к выводу, что данная тема крайне актуальна и интерес среди авторов только возрастает.
В то же время, множество вопросов остаются дискуссионными. Давая предварительную оценку состояния проблемы повышения квалификации преподавателей профессионального цикла среднего профессионального образования, выявляем ряд проблем:
1. Внедрение профессионального стандарта педагога среднего профессионального образования требует от преподавателей функционала, который ранее не был присущ.
Преподаватели в большей степени психологически не готовы к реализации новых функций, в частности к повышению квалификации в рамках реализующихся изменений. Многие преподаватели слабо мотивированы на непрерывное образование, другая часть слабо поддаются современному ритму и крайне быстро меняющимся требованиям к преподавателю среднего профессионального образования.
2. Недостаточное финансирование влечет за собой отсутствие массовости и периодичности обучения преподавателей, и как следствие нарушается процесс непрерывности образования и получения новых знаний.
Все менее популярным становится процесс повышения квалификации, вследствие чего слабо ориентируется на решение проблем в нестандартных педагогических ситуациях. Существующая система повышения квалификации не учитывает в достаточной степени специфику конкретных работников образования и организаций среднего профессионального образования в частности.
3. Снижение социального престижа труда, приводит к деформации мотивации преподавателей к повышению квалификации, что приводит к закономерному разрыву между теоретической и практической деятельностью.....
В основе нашего исследования лежало предположение о том, что процесс повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, может проходить более эффективно, если создать для педагогического коллектива необходимые условия и обозначить определенные рамки, на обсуждение и внедрение которых и был поставлен акцент в нашем исследовании.
Проанализировав сущность понятия «подготовка педагогов», мы пришли к выводу, что большинство авторов в своих исследованиях подтверждают важность и необходимость непрерывного обучения педагогических кадров на протяжении всей образовательной деятельности. Изучение этой проблемы показывает, что учебный процесс изучают исследователи из разных сфер деятельности: педагогической, психологической, управленческой и научной, подтверждая актуальность этой области.
В первой главе «теоретико-методологические основы повышения квалификации в образовательном учреждении среднего профессионального образования» мы проанализировали развитие системы повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, выявили динамику и тенденции развития. Уточнили педагогическую сущность процесса, раскрыли содержание и структуру процесса с позиции проблемнодеятельностного подхода, это нашло свое отражение в педагогической и специальной литературе. Рассмотрели и уточнили требования к процессу повышения квалификации педагогов с нормативно-правовой точки и определили основные нормативные документы упорядочивающие процесс.
Во второй главе «опытно-экспериментальное исследование процесса повышения квалификации преподавателей среднего профессионального образования», нами был проведен анализ организаций предоставляющих услуги в сфере повышения квалификации. Выявлены основные направления деятельности данных организаций, проанализированы данные о деятельности педагогических работников колледжа в процессе повышения квалификации, обозначены слабые места и предложена упорядоченная программа деятельности методической службы колледжа для эффективной деятельности. Проведен анализ педагогических кадров по нескольким направлениям и разработан перспективный план повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа.
Оценку уровня развития педагогов в профессиональной сфере мы проводили используя рейтинговую методику, которая удовлетворяет следующие требования:
1. является в большей мере всесторонней, охватывая все разнообразие видов и форм профессиональной деятельности;
2. опирается на объективные показатели, несущие данные о профессиональном развитии педагогических работников образовательной организации;
3. предусматривает выход на динамические параметры.
Мы предполагаем, что предлагаемый перспективный план отвечает требованиям достаточности и имеет ряд особенностей:
1. условия реализации связаны и с системой повышения квалификации и каждым педагогическим работником;
2. все пункты плана и условия его реализации, по нашему мнению, выполнимы;
3. комплекс реализованных условий переходящих в практику, воплощает процесс повышения квалификации в единую систему.
Рассматривая и уточняя гипотезу нашего исследования, мы пришли к выводу, что профессиональное развитие педагогов посредством системы повышения квалификации будет проходить более эффективно при соблюдении следующих условий:
1. если в процессе активно участвуют и взаимодействуют все субъекты системы (министерство образования и молодежной политики, институт повышения квалификации, руководители образовательных организаций, методические советы образовательной организации, объединения педагогических работников, педагоги);....
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями от 30 декабря 2008 г.] // Российская газета. 2009. 21 января.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: утвержден приказом Минообрнауки от 05.06.2014 N 632.
4. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н.
5. Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования": Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н.
6. О национальной доктрине образования в РФ: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000: // Российская газета. 05.10.2000. С. 5-7.
7. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. Ст. 7477.
8. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464. // Российская газета. 15.06.2013. С. 5-7.
9. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 № 292. // Российская газета. 20.04.2013. С. 3-4.
10. Устав ГБПОУ СО «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.
Кузнецова»: утв. приказом Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 17.08.2015 № 380-д. 42 с.
11. Правила внутреннего трудового распорядка для сотрудников ГБПОУ СО «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»: утв. директором ГБПОУ СО «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова» от 26.05.2017. 13 с.
Литература:
12. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: учебное пособие. Москва: Норма: ИНФРА-М. 2014. Т.1. 5-е. С. 864.
13. Современные образовательные технологии: коллективная
монография. Красноярск: Сиб. Федер. ун-т.: Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
14. Авторские учебные программы по гуманитарным и социальноэкономическим дисциплинам: психология, педагогика, лингвистика,
литературоведение. Москва: Издательская корпорация «Логос», 2015. С. 184.
15. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений: справочник. Екатеринбург: «Образование в документах», 2012. С. 136.....50